В преддверии своей рабочей поездки в Грецию, которая состоялась 9-10 апреля, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал эксклюзивное интервью греческой газете «Катимерини», которое было опубликовано в номере за 3 апреля, сообщает сайт ОВЦС МП. В этом интервью владыка Иларион, в частности, заявил, что «теория «Третьего Рима», в свое время имевшая популярность на Руси, не имеет для нас какого-либо значения в настоящем». Заявление главы ОВЦС МП прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов:
«Это непростая и сложная проблема, хотя и двуединая, если можно так выразиться. Двуединая в том отношении, что она имеет политическую и религиозную составляющие. С точки зрения политической составляющей, теория «Третьего Рима» в условиях, когда наша страна утратила роль лидера в мировой истории, когда она находится в критическом состоянии, при котором сама нуждается в помощи и поддержке, говорить о Третьем Риме-России можно в высшей степени условно и с обращением, если быть оптимистом, в будущее. Когда я говорю о помощи и поддержке, то имею в виду Промысел Божий и верю, что Господь не оставит Россию без своего призора.
Что касается религиозной составляющей этой теории, то здесь есть предмет для размышлений, связанных с непосредственной действительностью, которую мы наблюдаем в Русской Православной Церкви, а точнее в сфере высшего руководства Церкви. Я думаю, что не открою секрета, если скажу, что среди высших иерархов Русской Православной Церкви есть немало, по нынешней терминологии, «толерантных» священнослужителей, склонных к экуменизму. Если встать на точку зрения представителей экуменистической теории, то, действительно, Россия как Третий Рим неактуальна, представляя собою явление невозвратного прошлого. Тем самым отвергается главнейшая идея концепции России как Третьего Рима, состоящая в том, что России предназначена роль хранительницы и оберегательницы чистоты истинной Православной веры, завещанной нам Святыми Отцами и нашими предками. Тем самым отбрасывается и мысль о чистоте Православной веры.
Напомню, что русские православные люди XVI века, когда создавалось и крепло учение о Москве-Третьем Риме, считали католичество и протестантизм ересью, схизмой, с которой необходимо бороться всеми силами. А что мы видим сейчас: некоторые нынешние представители Русской Православной Церкви уже не относят католичество к еретичеству, полагая, будто с католиками можно сотрудничать и даже совершать с католическими священнослужителями общие богослужебные действия. Словом, то значение Руси-Третьего Рима, которое ей предназначали деятели XVI века, в частности, старец Филофей, сегодня если не утрачено, то утрачивается. И оказывается, таким образом, что между нынешним Православием и католичеством вкупе с протестантизмом нет принципиального различия. При таком подходе Россия, безусловно, исчерпала свою функцию Третьего Рима, т.е. божественную функцию блюстительницы истинного Православия. А это означает похоронить Святую Русь и уйти на задворки мировой истории, отказавшись от божественного призвания России и от богоизбранности ее народа.
Для некоторых деятелей Русской Православной Церкви это, по-видимому, представляется не существенным и даже желанным. Именно так я воспринимаю заявление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона».