С.Худиев называет следующие причины симпатий к Сталину в современной России: Языческое поклонение могуществу и насилию; Сталин противопоставляется беззаконию и коррупции современной власти; Десталинизация ассоциируется с кругами и воззрениями, безнадежно себя скомпрометировавшими в глазах большинства людей своим антипатриотизмом и неприязнью не только к Сталину, но и к исторической России; Программа по десталинизации воспринимается как программа тотального осуждения советского прошлого, что вызывает негодование у людей, которые хотели бы гордиться своей страной; Не прояснен положительный идеал, исходя из которого общество могло бы вынести оценку недавнему прошлому.
«А какие причины симпатий к Сталину назвали бы вы? Не следует ли день памяти новомучеников Бутовских сделать поводом для разговора о судьбах России в ХХ веке?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к православным священнослужителям.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, надеется, что память о новомучениках через Церковь будет воспринята всем народом. «Патриарх Кирилл в своей проповеди памяти новомучеников, убитых на Бутовском полигоне, подчеркнул, что это подвиг веры, подвиг истинной жизни во Христе. И в этом огромная духовная ценность для всех нас. Ценность, лишенная какой-либо политической окраски. И я считаю неправильным смешивать этот подвиг, эту память с теми политическими процессами, которые идут сейчас в нашей стране. Это отдельный разговор», - сказал он.
«Оценка личности Сталина и той эпохи все время будет меняться. К однозначной общей точке зрения мы вряд ли придем. У каждого человека будет свое восприятие. Может быть, со временем мы подойдем к более целостному пониманию и осмыслению (в том числе и религиозному) той эпохи. Но если память о новомучениках через Церковь будет воспринята всем народом, всем обществом, - будет восстановлена и полнота исторической памяти», - добавил отец Сергий.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, считает, что десталинизация нашему обществу необходима. «Многим, в том числе и православным, стоит более трезво оценивать ту эпоху. Отнюдь не всегда именно сильная власть является в то же время правильной. Но даже некоторые православные идеализируют богоборческую и кровопролитную узурпацию власти, произошедшую в начале ХХ века. Это выше моего понимания», - сказал он.
«Многие считают, что "тогда было лучше", потому что тогда у народа была объединяющая идея, пусть безбожная и утопическая, а сейчас такой идеи нет. Действительно общенациональной идеи у нас нет. И у народа складывается впечатление, что современная государственная власть не обеспокоена сохранением страны и народа, что носители власти преследуют только личные интересы. В такой ситуации перевес симпатий, естественно, будет на стороне сталинского режима, что бы ни говорили исторические факты», - отметил отец Алексий. «Многие люди и понятия не имеют о подвиге новомучеников. Но без этого не будет адекватного представления об эпохе и о судьбах России в ХХ веке», - заключил он.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, в целом согласился с мнением С.Худиева о причинах симпатий к Сталину в современной России. «Подвиг новомучеников Российских звучит, конечно, диссонансом к тенденции идеализировать сталинский режим и советскую власть», - сказал он.
«Безусловно, десталинизация нужна. Но здесь нужно быть последовательным и довести процесс до конца. Народ должен знать всю правду о советском прошлом. И эту правду нужно донести до людей. Некоторые структурные элементы этого строя до сих пор присутствуют и в системе государственного управления, и в общественном сознании. До сих пор очень остро стоит проблема отношения государственной власти к человеку, противостояния "государственной машины" и человеческой личности», - отметил священник.
«Да, с точки зрения государства, Сталин действительно построил мощную и сильную государственную систему, но жизнь отдельно взятого человека в государстве, которое не уважает человеческое достоинство, элементарные права и свободу личности, назвать нормальной нельзя», - заключил он.