
Иноческая школа помогла преподобному Дионисию в самых тяжелых обстоятельствах лихолетья сохранить неугасимым свой внутренний свет заповедей Христовых. Высокая ступень иноческого подвига, достигнутая преподобным через непрестанную молитву, сообщила ему и дар чудотворений. Но он тщательно хранил тайны духовной жизни от людей, которым это знание могло послужить лишь во вред. «Не спрашивайте инока о делах иноческих, - говорил преподобный Дионисий, - потому что для нас, иноков, великая беда - открывать тайны мирянам. Есть писано о том, что делается в тайне, да не увесть шуйца твоя... Нам следует укрываться, чтобы делание наше было неведано, дабы этим диавол не ввел нас во всякое небрежение и в леность».
Авторитет Дионисия был очень велик. Ему был поручен непростой труд по исправлению богослужебных книг. С 1616 года преподобный Дионисий возглавил работы по исправлению печатного Требника на основе сличения древних славянских рукописей и различных греческих изданий. Во время работы справщики обнаружили существенные расхождения и в других книгах, изданных в период междупатриаршества (1612 - 1619). К несчастью, были у преподобного и враги. Они воспользовались возможностью обвинить прп. Дионисия в искажении переводов богослужения на Соборе 1618 года. Преподобный был лишен права священнослужения и отлучен от Церкви, подвергнут аресту и пыткам. Однако он все испытания сносил со смирением и стойкостью. Лишь вмешательство в 1619 году Иерусалимского Патриарха Феофана IV (1608–1644) и вернувшегося из польского плена Патриарха Филарета (1619–1633) прекратило его заточение, и он был оправдан. Преставился преподобный Дионисий 12 мая 1633 года и погребен в Троице-Сергиевой Лавре.



В этот день 1805 года отошел ко Господу скульптор Федот Иванович Шубин. Он родился 17 мая 1740 года в семье крестьянина-помора. Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 году он приехал на учение в Петербург в Академию Художеств. Вскоре Шубин прославился как мастер скульптурного портрета, достигавший тончайших живописных эффектов. Виртуозно моделируя пластику лица, Шубин мастерски использовал возможности кругового обхода, позволяющего достигать многообразия взаимодополняющих аспектов образа. В 1774—75 гг. Шубин выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями русских князей и Царей, в 1789—90 гг. — статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца. В 1770—80-е гг. Шубин также создал также многочисленные монументально-декоративные произведения из мрамора (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775—82, и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786— 1789).
В этот же день 1807 года отошел ко Господу первый обер-священник Русской армии и флота Павел Яковлевич Озерецковский. Он родился в 1758 г., в с. Озерецком, Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. Образование Озерецковский получил в духовной семинарии Троицко-Сергиевской лавры. По блестящем окончании курса он был назначен профессором философии и префектом в Переяславскую семинарию, по упразднении которой (в 1788 г.), был переведен на ту же должность в Коломенскую духовную семинарию. В Коломне Озерецковский вскоре был рукоположен во священники и определен присутствующим в Коломенской консистории, в каковой должности состоял до 1795 г., когда, возведенный в сан протоиерея, был назначен настоятелем Троицкого собора в г. Серпухове.
Около этого времени открылась вакансия священника при церкви св. митрополита Петра в Академии Наук, и Озерецковский, при содействии своего брата, тогда уже академика, был определен к означенной церкви 16-го января 1797 г., а через два месяца и присутствующим С.-Петербургской Духовной Консистории. В том же 1797 году он был назначен обер-священником и вскоре обратил на себя внимание Императора, который приблизил его к себе, и Озерецковский, во все время царствования Государя Павла I, пользовался исключительным положением при Дворе. В день представления избранных полевых обер-священников и подчиненных им полковых священников Императору Павлу последний посвятил Озерецковского в свои планы об устройстве особого самостоятельного управления военным духовенством, под непосредственным Высочайшим наблюдением, вверил ему это дело, наградил званием обер-священника армии и флота, камилавкой, крестом мальтийского ордена и предоставил ему право доступа к Государю во всякое время дня и ночи. В 1800 г. он был назначен главным и единственным обер-священником всей армии, чем управление всем духовенством военного ведомства было сосредоточено в руках его одного полевого обер-священника.
Обладая выдающимся умом, энергией в достижении намеченных целей и практическим тактом, отец Павел составлял один за другим проекты по различным вопросам, без посредства Синода представлял их к одобрению Государя, и уже в первый год сделал много для улучшения условий жизни подчиненного ему духовенства, в особенности материального его положения. С именем о.Озерецковского связывается также учреждение армейской духовной семинарии и судьбы ее на первых порах.
Сегодня мы также вспоминаем историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911); видного деятеля Белого движения в Сибири, генерал-лейтенанта Андрея Степановича Бакича (1878-1922); викария Нижегородской епархии архиепископа Амвросия (Смирнова) (1874-1938); историка и журналиста, деятеля западноруссизма Лукьяна Михайловича Солоневича (1866-1938); генерал-майора, участника Русско-японской войны, Первой мировой войны, Георгиевского кавалера, активного участника Белого движения на Юге России Ивана Касьяновича Кириенко (1881-1971); председателя Союза славянских просветительских и благотворительных обществ Эстонии, организатор фестивалей русской песни в Эстонии «Славянский венок», член-корреспондента Российской академии гуманитарных наук Николая Васильевича Соловья (1920-2006).