В конце прошлого года я опубликовал статью «Об управляемости российской экономики» («Наше дело», NN 1-2, 2010 г.). В ней было названо пять причин, объясняющих, почему российская экономика находится фактически под внешним управлением. Там же были описаны пять основных механизмов такого внешнего управления. Один из них - уход российских компаний в оффшоры. При этом управление из оффшоров нередко бывает многоступенчатым, осуществляется через сложную цепочку фирм. Кто является конечным хозяином того или иного российского предприятия («бенефициаром»), определить бывает непросто, даже если к этому привлечь правоохранительные органы и специальные службы. Приватизируются громадные российские активы, затем в результате различных слияний и поглощений они переходят от одного хозяина к другому, но при этом «публичные» участники сделок могут быть лишь номинальными хозяевами, а кто реальных хозяин («бенефициар») - не известно. Такова мутная вода «рыночной экономики» и «реформ». Некоторые мои читатели считают, что я сгустил краски. Однако жизнь, к сожалению, каждый день подтверждает мою правоту (как хотелось бы ошибаться!).
Каждый раз, когда вокруг какой-то «российской» компании разгорается скандал, у правоохранительных органов возникает вопрос: «А чье это имущество?». И «крайнего» найти почти невозможно. Достаточно вспомнить уже подзабытый скандал вокруг ЮКОСа. Наши правоохранительные органы работали очень долго, распутывая связи различных оффшорных компаний «Рога и копыта», созданных для управления крупнейшей нефтяной компанией России. Пока, наконец, не сделали шокирующее «открытие»: конечным «бенефициаром» ЮКОСа является Яков Ротшильд! Охочие до разных сенсаций российские СМИ, прекрасно понимающие сложившиеся на «информационном поле» правила игры, проявили высочайшую «сознательность» и воздержались от публичного обсуждения этой деликатной темы. Уже и ЮКОСа давно нет, а последствия этой скандальной истории еще не проявились в полной мере. Судя по той возне, которая идет за границей в связи с исками бывших иностранных инвесторов по поводу понесенных убытков, «бенефициары» «последней инстанции» успокаиваться не собираются.
А вот и самый свежий пример. На этой неделе российские СМИ сообщили, что российским властям неизвестен собственник... аэропорта Домодедово. А ведь это не ларек какой-то. Аэропорт Домодедово - крупнейший по пассажирообороту в России и один из крупнейших в мире (22,3 млн. пассажиров в 2010 году; выручка в том же году - почти 13 млрд. руб., чистая прибыль - 7,7 млрд. руб.). Сыр-бор начался после известного террористического акта в Домодедово в январе текущего года, когда Президент России Д.А. Медведев дал команду разобраться, а виновных наказать. Рядовых наказали сразу же, а вот с хозяином аэропорта получился конфуз. Хозяин оказался человеком-невидимкой. Все, что после долгих изысканий смогла сообщить пресс-службы Генеральной прокуратуры, было следующее (цитирую): «Управление аэропортовым комплексом «Домодедово» осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах». А заместитель Генерального прокурора РФ Алекснадр Буксман, выступая перед депутатами Государственной Думы 18 мая, несколько оживил сухое сообщение своей пресс-службы следующим заявлением: «Мы так и не нашли ту самую «последнюю матрешку», которая могла бы показать собственника аэропорта Домодедово, который является крупнейшим аэропортом страны и объектом особой важности. Сегодня все устроено так, что руководят работой аэропорта из оффшоров».
Напомню, что в своей статье в «Нашем деле» я приводил данные, обнародованные в начале 2010 года председателем комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Е.А.Федорова: 95% крупных предприятий и банков, которые принято считать «российскими», управляются из оффшоров. С учетом этой информации слова прокурорского чиновника Александра Буксмана применимы не только к аэропорту Домодедово, но и ко всей российской экономике. В новой редакции они будут звучать так: «Сегодня все устроено так, что руководят работой российской экономики из оффшоров». Все вроде бы понятно. Понятно, что по-прежнему все прибыли «российских» компаний будут уходить в оффшоры, а российское общество будет находиться на «голодном пайке». Понятно и то, что в случае надвигающегося экономического кризиса «конечные бенефициары» могут организовать банкротство и вывести свои (а заодно и чужие) средства за пределы России. Понятно, что будут продолжаться взрывы и террористические акты даже на стратегических объектах. Понятно, что будут падать самолеты и происходить аварии подобно той, которая была на Саяно-Шушенской ГЭС. Понятно, что...
Не понятно только одно: зачем нужна такая куча министерств и миллионная армия государственных чиновников? Управлять-то им уже нечем! Думаю, что на протяжении двадцати лет существования нового государственного образования под названием «РФ» они осуществляли весьма важную функцию: обеспечивали «мирный» перевод бывших советских предприятий под контроль транснациональных корпораций, прикрывающихся вывесками различных экзотических оффшорных компаний. Сегодня этот процесс близок к своему завершению. Так что завтра министерства с их легионом чиновников действительно могут действительно оказаться непозволительным излишеством. Задумайтесь, господа министры!
Валентин Катасонов, доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО, специально для «Русской народной линии»