«9 мая надо воцерковлять»

Православные священнослужители о полемике вокруг вечного огня

23.05.2011 474
Как сообщалось, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», официального органа Русской Православной Церкви, Сергей Чапнин на днях подверг критике обычай поклонения Вечному огню, назвав его языческим и выразив сожаление, что «представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале». Такая точка зрения вызвала критические отклики со стороны руководителя Патриаршей пресс-службы протоиерея Владимира Вигилянского и председателя Синодального информационного отдела Владимира Легойды.

Прокомментировать критические высказывания Чапнина и связанную с ними полемику, корреспондент сайта Regions.ru попросил православных священнослужителей.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает День Победы праздником воцерковленным. «Во всех храмах мы служим в этот день панихиды, как и 22 июня», - пояснил он. «Конечно, символы, насажденные сатанинской властью, никак не соответствуют нашей русской христианской традиции. Что сказал Христос о вечном огне? «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Для нас, конечно, это страшный символ. Но что же делать, если Могила Неизвестного солдата была создана в советское время? Если бы Церковь решала, то здесь была бы как минимум часовня. Здесь, конечно, есть диссонанс и противоречие. Но у нас еще миллионы людей, которые исповедовали более или менее глубоко коммунистическую религию. Для них эти символы вполне привычны», - напомнил священник.

«Церковные люди не участвуют, конечно, в языческих ритуалах, а возглашают Вечную память. Я бы сказал, что и о.Владимир прав, и С.Чапнин в общем-то тоже прав. И хорошо, что такая полемика возникла. Ведь мы до сих пор не можем убрать с Красной площади один из главных символов коммунистической эпохи – этот зиккурат, отравляющий атмосферу в стране – символ смерти и разрушения, самоубийства нашего народа. И советские символы Победы – тоже из этой серии. Конечно, от всего этого надо как-то освобождаться – спокойно, деликатно, постепенно. Умные люди у нас есть. Могли бы продумать, как это сделать», - заключил отец Димитрий

«Мы помним, как советская власть пыталась вместо церковного культа ввести всевозможные подмены. Это и поклонение мумии Ленина, и вечный огонь, и т.д. Но все-таки очевидно, что люди, приходящие к вечному огню, не участвуют в каком-то культе священного огня. Они приходят почтить память павших воинов. Да, к нам эта традиция пришла из советских времен, но я не думаю, что сейчас она имеет какой-то сакральный смысл», - считает игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря.

«Мне кажется, что все-таки это несколько надуманная проблема. В День Победы мы в первую очередь поминаем павших воинов. В этой связи напомню, что Дмитриевская суббота изначально была днем поминовения воинов, павших на Куликовом поле. А для нас 9 мая – это особый день, когда мы вспоминаем всех, кто приближал Победу, в том числе и многих верующих, отдавших жизнь за веру и Отечество», - сказал отец игумен.

«Конечно, 9 мая надо воцерковлять. Это должен быть день особого поминовения усопших воинов. А памятники в честь Победы не должны быть объектами поклонения, но уважения они заслуживают. Страшно, когда над ними кощунствуют вандалы, утратившие вообще все святое, в том числе память и уважение к своим предкам», - заключил отец Гермоген.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, отметил, что День Победы свят для каждого русского человека. «И мы, конечно, должны хранить память о воинах этой действительно великой войны. Да, система образов для увековечивания памяти о них, принятая еще в советское время, не соответствует христианскому мировоззрению. И такое положение надо, конечно, исправлять. Но мы должны с пониманием относиться к тому, что для многочисленных ветеранов и людей старшего поколения эти символы имеют ценность. Мы должны щадить их чувства. Требовать от них каких-то новых жертв нельзя», - сказал отец Тихон.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий