Прокомментировать критические высказывания Чапнина и связанную с ними полемику, корреспондент сайта Regions.ru попросил православных священнослужителей.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает День Победы праздником воцерковленным. «Во всех храмах мы служим в этот день панихиды, как и 22 июня», - пояснил он. «Конечно, символы, насажденные сатанинской властью, никак не соответствуют нашей русской христианской традиции. Что сказал Христос о вечном огне? «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Для нас, конечно, это страшный символ. Но что же делать, если Могила Неизвестного солдата была создана в советское время? Если бы Церковь решала, то здесь была бы как минимум часовня. Здесь, конечно, есть диссонанс и противоречие. Но у нас еще миллионы людей, которые исповедовали более или менее глубоко коммунистическую религию. Для них эти символы вполне привычны», - напомнил священник.
«Церковные люди не участвуют, конечно, в языческих ритуалах, а возглашают Вечную память. Я бы сказал, что и о.Владимир прав, и С.Чапнин в общем-то тоже прав. И хорошо, что такая полемика возникла. Ведь мы до сих пор не можем убрать с Красной площади один из главных символов коммунистической эпохи – этот зиккурат, отравляющий атмосферу в стране – символ смерти и разрушения, самоубийства нашего народа. И советские символы Победы – тоже из этой серии. Конечно, от всего этого надо как-то освобождаться – спокойно, деликатно, постепенно. Умные люди у нас есть. Могли бы продумать, как это сделать», - заключил отец Димитрий
«Мы помним, как советская власть пыталась вместо церковного культа ввести всевозможные подмены. Это и поклонение мумии Ленина, и вечный огонь, и т.д. Но все-таки очевидно, что люди, приходящие к вечному огню, не участвуют в каком-то культе священного огня. Они приходят почтить память павших воинов. Да, к нам эта традиция пришла из советских времен, но я не думаю, что сейчас она имеет какой-то сакральный смысл», - считает игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря.
«Мне кажется, что все-таки это несколько надуманная проблема. В День Победы мы в первую очередь поминаем павших воинов. В этой связи напомню, что Дмитриевская суббота изначально была днем поминовения воинов, павших на Куликовом поле. А для нас 9 мая – это особый день, когда мы вспоминаем всех, кто приближал Победу, в том числе и многих верующих, отдавших жизнь за веру и Отечество», - сказал отец игумен.
«Конечно, 9 мая надо воцерковлять. Это должен быть день особого поминовения усопших воинов. А памятники в честь Победы не должны быть объектами поклонения, но уважения они заслуживают. Страшно, когда над ними кощунствуют вандалы, утратившие вообще все святое, в том числе память и уважение к своим предкам», - заключил отец Гермоген.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, отметил, что День Победы свят для каждого русского человека. «И мы, конечно, должны хранить память о воинах этой действительно великой войны. Да, система образов для увековечивания памяти о них, принятая еще в советское время, не соответствует христианскому мировоззрению. И такое положение надо, конечно, исправлять. Но мы должны с пониманием относиться к тому, что для многочисленных ветеранов и людей старшего поколения эти символы имеют ценность. Мы должны щадить их чувства. Требовать от них каких-то новых жертв нельзя», - сказал отец Тихон.