«О.Дорофей забыл, - отмечается в письме, - что, благодаря отцу Виссариону, 20 лет назад он поступил в Московскую Духовную семинарию в Троице-Сергиевой Лавре. На протяжении всего периода обучения отец Виссарион оказывал всестороннюю помощь не только тогдашнему студенту Дбар, но и всем молодым студентам из Абхазии, зная и веря, что они, после окончания Духовной Школы, станут помощниками в деле устроения Абхазской церкви, которая в связи с военными событиями осталась и остается сегодня без правящего архиерея. Но хотелось бы всем напомнить, что право быть первым в Абхазии, отец Виссарион не сам себе присвоил. До войны в Абхазии был митрополит Давид (Чкадуа), который письменным указом назначил о.Виссариона на территории Абхазии открывать и закрывать храмы и быть ответственным за моральное и духовное состояние священников и за исполнение ими богослужений. Именно это помогло отцу Виссариону в то время открыть Новоафонский монастырь, поэтому и по сей день он продолжает выполнять возложенные на него обязательства, посещая храмы и священнослужителей, оказывая всестороннюю помощь. Поясняю для людей нецерковных: если священник находится под запретом и не имеет прав на совершения богослужений, то такой священнослужитель не может совершать богослужения и таинства, чтобы не было обмана населения и осквернения храмов. Кто, по-вашему, должен это делать, если не отец Виссарион? Он же назначался правящим архиереем и с него это послушание никто не снимал. Архиерей его назначал и только правящий архиерей может освободить его от этого послушания. Даже архиерей из другой епархии, а уж тем более священники или народ не могут снять возложенное на него послушание. Таковы церковные каноны».
«Вы обвиняете отца Виссариона в том, что он обсуждал в Московской Патриархии вопрос о настоятеле Новоафонского монастыря. Но простите, если бы он советовался с Папой Римским или Обамой, то я бы вас поддержал и сказал, что вы правы, осуждая его. Но о.Дорофей забыл, что когда была война, территория Абхазии была оккупирована и была тысяча проблем, отец Виссарион советовался с Патриархом Московским Алексием II, прося духовной помощи и поддержки, то тогда это было нормально. Сегодня, о.Дорофей, в вашем письме, как вы пишете, иметь отношение с Московской Патриархией преступно и вы осуждаете его за это. Да, сегодня Московская Патриархия не может активно принимать участие в церковной жизни Абхазии, так как еще остались нерешенными межцерковные канонические вопросы», - отмечается в документе.
«Насколько известно мне и всему миру, отец Виссарион во всем советуется с компетентными в церковных вопросах людьми и не принимает единоличных решений. Сегодня вы, о.Дорофей, призываете собраться народу и решить проблему церкви в Абхазии, но у вас нет на это никаких прав. И тактика вами выбрана неправильно. Для того, чтобы решать сложные церковные вопросы, должно собраться все духовенство, пригласить в наблюдатели канонического епископа и ни в коем случае не привлекать к обсуждению некомпетентную в этом вопросе паству, чтобы не расколоть Церковь. Возникает вопрос - иеромонах Дорофей, который находится сегодня под запретом (есть на это документы) и не может совершать богослужения, присваивает себе право решать будущее православной церкви в Абхазии, судьбу храмов, монастырей и душ простых людей. Простите, но кто уполномочил запрещенного священнослужителя, не проживающего сегодня в Абхазии и не имеющего никакого отношения к сегодняшней Абхазской Церкви, созывать собрание? Чьи интересы он собирается продвигать на неканоническом собрании? Кем он руководствуется? Кто сегодня стоит за иеромонахом Дорофеем, который с опаской смотрит и пишет о Московской Патриархии? Эти вопросы должны поставить перед ним уже не церковь, а компетентные органы», - считает протоиерей Григорий Пигалов.
«Осуждать или судить священника, - продолжает он, - в данном случае отца Виссариона, может только правящий епископ, церковный суд или церковная структура, которая несет каноническую ответственность за правильно принятое решение. Надо отдать должное президенту Абхазии, господину Багапшу, который в своем выступлении сказал: "В Абхазии церковь отделена от государства и власть не намерена вмешиваться в ее внутренние дела…". И подчеркнул президент: "С помощью митингов вопрос о настоятеле Новоафонского монастыря не решается". Если вы, о.Дорофей, соберете собрание – это грозит расколом в обществе, что вызовет радость у тех, кто не желает стабильности в Абхазии. Возьмите для примера Россию – Церковь и Государство помогают и поддерживают друг друга и от этого выигрывает все общество, не смотря на многонациональность и многоконфессиональность. За раскол общества в Абхазии отвечать придется вам, о.Дорофей. А не лучше ли в решении церковных вопросов объединиться, смирить гордыню, призвать государство, церковь, канонических наблюдателей и решать все спорные вопросы без народа, а когда разрешатся все наболевшие вопросы и не будет угрозы раскола общества – тогда донести до сведения общественности. Я думаю, что так поступил бы человек, который дорожит своим народом и теми духовными ценностями, которые есть в этой маленькой и сильной Абхазии».
«И последнее, я думаю, что ни в одной духовной школе, ни в Фессалоникийском Университете, в котором вы учитесь, ни в греческом монастыре, где вы живете, вас не учили выражаться таким языком, каким вы позволяете себе высказываться по отношению к духовным лицам. А тем более, заниматься расколом церкви и общества на родной земле – вы же не клирик Абхазской церкви сегодня. Все это плоды среды, в которую вы попали и влияние тех людей, которые не дорожат спокойствием простого народа. Задуманное собрание не должно состояться, так как есть опасность дестабилизации обстановки в обществе. Не надо забывать, что Новоафонский монастырь – это великая святыня на Кавказе, такой святыни по значимости больше нет и с ним необходимо бережно обращаться. У этого монастыря есть глубокие духовные корни и у него есть свое предназначение, вопреки воле человека. Это также и "стратегический объект", от которого зависит многое. Все, что сделано в Абхазской церкви до сегодняшнего дня – необходимо сохранять и терпеливо ожидать решение о статусе Абхазской церкви. Когда появится канонический епископ, тогда и решатся многие спорные вопросы», - считает священник.
«В единстве церкви и народа сила государства, но есть темные силы, которым невыгодна маленькая, но сильная Абхазия. И все пришельцы, не живущие в Абхазии, несут смуту, дестабилизацию, интересы которых плетутся далеко за пределами государства. Я думаю, читатель меня поймет. Сегодня и так в мире неспокойно, и где бы не были проблемы, везде преподносилось логически правильное предложение, которое в итоге взрывало мирную жизнь. Ко всем революционным призывам со стороны иеромонаха Дорофея принять активное участие в обсуждении и принятии решений нужно относиться с опаской, так как все это будет иметь чреватые последствия. В Греции помимо канонической церкви есть еще 8 неканонических течений. К великому сожалению, в каждом из таких течений есть ложные священнослужители, которые разделили народ. Я бы не хотел, чтобы разделился единый православный народ в Абхазии, что может привести к ослаблению молодого государства», - заключает протоиерей Григорий Пигалов.