«Существует много способов, которыми евреи и христиане могут сотрудничать для улучшения мира» в согласии с волей Божьей, «на благо человечества», - передает слова понтифика «Радио Ватикана». Папа привел в пример «конкретные дела милосердия и служения бедным», но прежде всего, по мнению Бенедикта XVI, это «совместное свидетельство» евреев и христиан своей «веры, глубоко укорененной» в той истине, что каждый мужчина и каждая женщина сотворены по образу Бога и поэтому обладают «неприкосновенным достоинством». «Это убеждение остается самым надежным основанием всеобщих усилий по защите и продвижению неотъемлемых прав каждого человека», - считает понтифик. Ссылаясь на встречу Международного католико-иудейского комитета в Париже в феврале этого года, папа подчеркнул, что на ней было подтверждено желание как католиков, так и евреев сплотиться для совместного ответа на «колоссальные вызовы» стремительно меняющегося мира, а также «религиозный долг» борьбы против бедности, несправедливости, дискриминации и отрицания всеобщих прав человека. Бенедикт XVI напомнил также о недавней встрече, прошедшей в марте в Иерусалиме. Делегации Великого Раввината Израиля и Комиссия Ватикана по религиозным связям с иудаизмом поставили акцент на необходимости «продвижения четкого понимания роли религии в жизни наших сегодняшних сообществ», благодаря которому было бы возможно внести коррективы в «чисто горизонтальное», то есть неполное видение «человеческой личности и общественного единства».
«Видимо, - продолжила свой комментарий Анастасия Митрофанова, - папа имел в виду общие моменты между христианством и иудаизмом, основанные на Ветхом Завете, что христиан и иудеев объединяет вера в трансцендентное (это прямо сказано далее в его речи). Правда, такая вера присуща вообще всем религиям. Если же этот общий момент вынести за скобки, то христианство и иудаизм исключают друг друга, потому что иудаизм отрицает какое-либо почитание Христа. Мусульмане, допустим, почитают Христа как великого пророка, а иудеи Его просто не признают».
«Полагаю, папа имел в виду главным образом не общность вероучения, а общие этические понятия (допустим, ценность семьи). Католики часто смешивают нравственное с религиозным. На Западе наблюдается такой упадок религиозного сознания, что религия перемещается в земную сферу. Для среднего католика религия приравнивается к нравственности, социальной работе, а собственно духовные аспекты христианства размываются и утрачиваются. Западный человек может сказать, что он католик, но «не практикующий». Это значит, что он разделяет католические представления о нравственности, социальной справедливости, но при этом не исповедуется, не причащается, и даже детей не крестит (многие современные католики считают, что дети вырастут и сами решат, креститься им или нет). Духовые аспекты христианства в сознании многих католиков размыты. Они не понимают разницы между нравственным и духовным, социальным и догматическим. Отсюда - разговоры о «совместном свидетельстве» и «единой вере» христиан и представителей других религий», - заключила Анастасия Митрофанова.
1. Новый Завет отменен