Протоиерей Димитрий Смирнов: «Недовольство Церковью будет только расти»

Православные священнослужители рассуждают о причинах раздражения части общества активностью Церкви

13.05.2011 1356
По данным социологов, 26% россиян считают общественно-политическую активность Русской Православной Церкви чрезмерной. Выше эта доля среди неверующих (36%), самых обеспеченных респондентов, которым хватает денег на автомобиль (35%), а также предпринимателей и руководителей (32%), студентов и учащихся (33%), москвичей (36%) и жителей Центрального федерального округа (30%), сообщает Regions.ru. На вопрос: «Верным или неверным является утверждение, что общественно-политическая активность Русской Церкви в последнее время становится чрезмерной?» – отрицательно ответили 48% опрошенных. Реже других соглашаются с этим утверждением жители маленьких городов (менее 50 тыс. жителей), поселков городского типа и те, кто считает себя православным. Прокомментировать данные соцопроса, а также ответить на вопрос, кого и чем может раздражать активность Русской Церкви, издание попросило православных священнослужителей.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов заметил, что любой неопознанный объект, вдруг появившийся в пространстве, у многих будет вызывать недоуменное раздражение, что и нашло вполне закономерное отражение в данных опроса. «Все, что непривычно, то обычно и раздражает. Я, правда, считаю, что наша Церковь недостаточно активна. Сегодняшнюю активность надо бы утроить», - сказал он.

«А в определенных кругах раздражение и недовольство Церковью будет только расти и через некоторое время дойдет до элементарной брани. Это обычная история. Это люди, которые хотели бы, чтобы Церковь было бы не слышно и не видно, чтобы храмы были за высокими заборами, и чтобы колокольни были не выше двух метров. Ну а верующие, так и быть, пусть ухаживают бесплатно за тяжелыми больными, так и быть, пусть издают свой журнал, только чтобы его не продавали в Союзпечати. Вот такая Церковь была бы для них идеальной. Потому что это обычные советские люди, и они так привыкли. А тут вдруг Церковь получила какие-то права и развивает какую-то активность!» - иронически добавил отец Димитрий.

«Но ведь мы уже живем в другой стране. В рамках закона что хотим, то и делаем. Это относится ко всем гражданам и организациям. Мало ли кого что раздражает», - заключил он.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, также считает, что именно в общественно-политическом плане Церковь как раз недостаточно активна. «Активизировалась миссия Православия в нашей стране, но я бы не назвал это общественно-политической деятельностью, которая как раз оставляет желать лучшего. Мы практически не слышим протеста против социального неравенства, против коррупции», - сказал он. «Церкви надо более активно участвовать в социальных программах, активней призывать государство к сотрудничеству в решении проблем бедных и бездомных. Ведь государство могло бы предоставить площади и помещения, чтобы поселить бедных и бездомных. А Церковь может давать кадры, которые за небольшую плату могли бы там трудиться, причем добросовестно, с состраданием и любовью. Это, на мой взгляд, было бы очень важным делом», - отметил священник. «Мы должны принимать более активное участие в решении проблемы бедности, более активно противостоять коррупции, роскоши, излишнему обогащению. Очень важно было бы донести до людей призыв Церкви к скромности», - добавил он.

«Ну а раздражение может вызывать и частое, на чей-то взгляд, появление священнослужителей на экранах телевизоров, и стремление ввести в школах ОПК. К тому же бывают и вполне законные поводы для раздражения: где-то, например, студентов, причем светских, а не богословских факультетов, чуть ли не заставляют посещать храм; или по разнарядке заставляют молодежь участвовать в днях славянской письменности, как это было в Москве, хотя эти мероприятия должны быть самодеятельными и добровольными. Все это, конечно, будет вызывать раздражение, тем более у молодежи. Поди теперь объясни ей, что Церкви это самой все не нужно», - заключил отец Александр.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, отметил, что причины раздражения могут быть разными. «Во-первых, поменялось отношение к Церкви людей, которые ранее, когда Церковь была бедной и гонимой, сочувствовали ей, исходя из либерально-гуманистических представлений. А теперь, когда Церковь становится значимым и активным участником общественных процессов, этот вектор, это отношение поменялись. Это относится в первую очередь к людям диссидентского склада», - сказал он. «С другой стороны, рост влияния Церкви не может вызвать симпатий со стороны тех, кто не разделяет традиционных нравственных ценностей, тех установок, которые даются православной Церковью», - продолжил отец Максим. «И, в-третьих, следует, конечно, более внимательно относиться к высказываниям тех людей, которые озвучивают позицию Церкви в нашем государстве. У нас ведь кроме выдающихся пастырей есть и те, кто не всегда может адекватно, глубоко, сдержанно и корректно представлять позицию Церкви», - заключил он.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, выразил некоторые сомнения в данных опроса. «На мой взгляд, сам вопрос был сформулирован не вполне корректно и изначально предполагал ответы, искажающие реальную ситуацию. Кроме того, не уточняется, кто участвовал в этом опросе – то есть каковы личные отношения этих людей с Церковью», - сказал он. «На мой взгляд, и те, кто считают, что Церковь слишком активна, и те, кто считают, что ее активность низка, не вполне адекватно представляют себе, чем по своему существу Церковь является. Мне кажется, что большинство отрицательно относящихся к активности Церкви столь же отрицательно относятся и к стремлению к Истине, и к следованию нравственному закону, который, в отличие от уголовного кодекса, обращается к совести человека. С другой стороны, Церкви приписываются некие "идеальные" качества, т.е. желаемое выдается за действительное. И то, и другое приводит к неправильной оценке деятельности Церкви», - заключил отец Сергий.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий