Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Проповедник сущностного Христианства

13.05.2011


Протоиерей Андрей Ткачев о значении личности и наследия Святителя Игнатия (Брянчанинова) …

Сегодня исполнилось 144 года со дня кончины Святителя Игнатия (Брянчанинова), отошедшего ко Господу 30 апреля (13 мая) 1867 года. Несмотря на то, что со дня преставления святого прошло почти полтора века, его наследие по-прежнему остается крайне востребованным современным православным читателем и, наверное, не будет преувеличением сказать, что Святитель Игнатий – один из самых любимых духовных наставников нашего православного народа. О значении личности и наследия Святителя мы попросили рассказать известного пастыря, сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерея Андрея Ткачева.

Актуальность трудов Святителя Игнатия (Брянчанинова) связана, прежде всего, с его личной позицией, с позицией человека, проповедующего «внутреннее Христианство», т.е. сущностные вещи в Христианстве, а не внешние. Имея в себе дух пророческий, он лучше других понимал время, понимал, что многие условия внешней жизни Церкви радикальным образом изменятся, что рухнет то, что кажется незыблемым, что в значительной степени современное ему Православное Христианство было данью традиции и государственного послушания и лицемерия. И проходя мимо всей этой фальши и парадности, которой суждено было погибнуть, Святитель Игнатий пытался говорить о вещах сущностных, которые сохраняют веру и продолжают ее преемственную передачу из поколения в поколение. Современные христиане чувствуют, что слова святого не о том, что можно сдуть, как пыль, с человека, а о том, что входит глубоко внутрь его.

Конечно, важно понимать, что Святитель Игнатий писатель монашеский, что он пишет, в основном, для монахов. Но он очень трезвый писатель, возвещающий нам самые важные вещи Евангелия, напоминающий смысл таких слов как «покаяние», «молитва», примирение с ближним, терпение скорбей, перенесение центра тяжестей своих надежд в будущую жизнь. Святитель Игнатий не растворяется в современном социализированном христианстве, а выступает именно как проповедник будущей жизни и приготовления к ней.

Мне также кажется, что ценным в его личности и его опыте является то, что он был Богом изрядно облагодетельствован в плане талантов. Это человек глубоко одаренный, получивший хорошее образование, который мог бы стать литератором, философом, публицистом, но он принес большую жертву, он сокровища Египта принес Богу Израилеву в жертву. Кроме того, Святитель Игнатий имел большие знания в области литературы, владел несколькими иностранными языками, хорошо знал инженерные науки, математику и проч., что очень ценно, потому что наше общество в целом - это общество недоучек или переучек, у нас либо излишний ригоризм, дескать, не надо нам ничего, сами с усами, разберемся, либо наоборот, рабское преклонение перед наукой и пресмыкание перед авторитетами. У Святителя Игнатия нет ни того, ни того. Он был очень образован, но он знал место образованности, и он приносит ее в жертву служения Богу. Святитель Игнатий – это как бы живой урок, заключающийся в следующих словах: хочешь послужить Церкви – стремись узнать как можно больше, стремись овладеть как можно большим числом светских знаний для того, чтобы при помощи их впоследствии быть полезным Богу и Церкви, т.е. принеси свои таланты в жертву Церкви Христовой и Господу Иисусу Христу.

Кроме того, Святитель Игнатий возвращает нас к трезвомыслию, он очень отрезвляющий писатель. Конечно, его жизнь нужно понимать в контексте эпохи, вся его жизнь – это борьба с умственными влияниями разных -измов, различных болезненных явлений умственной жизни, которым он сопротивлялся, проведя жизнь в борьбе с еретическими ветрами всех сортов, в попытке найти тихое пристанище, тихое убежище для молящегося ума. Нам надо понимать его как борца и беглеца ото лжи в сторону света. И его писания для нас, как протянутая рука тем, кто пытается найти правильный путь к монашескому житию.

По натуре Святитель Игнатий не был полемистом, он не вступал в жаркие споры и считал для себя это, видимо, бесполезной тратой времени, даванием хода страстям. Любопытно, что герценовская статья в «Колоколе», против него направленная, называется «Во Христе сапер». Герцен написал памфлет на Святителя Игнатия по поводу высказываний владыки о необходимости отмены в стране крепостного права, но не снизу при помощи революции и якобинскими способами, а сверху, по монаршей воле. Это было высказано им еще до того, как реформа состоялась. Герцен в этой статье неоднократно оскорбил его, высмеял его очень едко и несправедливо. И мы знаем реакцию Святителя Игнатия на эту статью - бесстрастное, спокойное, аналитическое рассмотрение нападок на себя. Он не вступил в полемику, он намеренно не влез в эту гавкающую среду доказывающих свою правоту людей и оскорбляющих своих оппонентов. И этим примером он нам тоже очень полезен. Святитель Игнатий говорит истину и не ругается с теми, кто критикует его, не вступает с ними в полемику, потому что в полемическом задоре самый лучший глашатай правильных вещей рискует сорваться на неверный тон, на обличение, на сарказм, на издевку, на насмешку, что станет понижением планки и повредит спокойному произнесению важных слов.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Воин - Филофею : Re: Проповедник сущностного Христианства
2011-05-13 в 23:46

Если бы люди жили по евангельским заповедям в России, то монархическая форма правления была органично сама собой восстановлена. Тут главное не впадать в крайности, что дескать христианам совсем все равно что делается в земном отечестве. Уранополитизмом святитель Игнатий не страдал.

Для христианина патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним (См.: Мф. 22, 37–38; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27). Христианин-патриот любит свое отечество как место, где пребывает и сохраняется его Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному, как об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Поэтому для православного христианина выполнение гражданских обязанностей представляется как образ главного, вечного служения Царю Небесному, следовательно, по мнению того же святого, исполнять их без усердия и любви к своему государству греховно, потому что «земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах».
Слова же апостола Павла: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8) — возводят заповедь о любви к своим согражданам в степень обязательного нравственного долга православного христианина.
Митрополит Филарет (Дроздов) говорил, что плохой гражданин земного отечества не сможет стать хорошим гражданином Отечества Небесного.
Прописные истины, известные каждому православному.

Всего вам доброго, ув.Филофей.
1. Филофей : О ГРАЖДАНСКОМ РАБСТВЕ И ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ
2011-05-13 в 21:51

Спасибо автору за замечательную статью!
Очень верно и то, что святитель Игнатий обладал пророческим духом, и то, что его писания имеют отрезвляющий характер. Эти строки - тому подтверждение, на них нужно обратить внимание некоторым теперешним христианам, увлеченным новыми прожектами переустройства государства, теперь уже на монархический лад:
«…Спаситель мира установил на земле Свое Царство, но ЦАРСТВО ДУХОВНОЕ, могущее пребывать во всяком человеческом обществе, как бы это общество по гражданскому устройству своему ни называлось, МОНАРХИЕЮ, или РЕСПУБЛИКОЮ, или ЧЕМ ДРУГИМ: потому что Царство Христово, будучи НЕ ОТ МИРА СЕГО(Ин. 18:36), не имеет никакого отношения к гражданской форме государств, доставляя, впрочем, всякому государству самых добродетельных и потому самых полезных членов. Точно так и свободу Господь даровал духовную, не уничтожив ни одной власти гражданской; ибо СВОБОДНЫЙ ДУХОВНО, при всей гражданской подчиненности своей, НЕ ПОДЧИНЕН ГРЕХУ и страстям, не подчинен самым разнообразным обстоятельствам и превратностям земной жизни, не подчинен страху, став СИЛОЮ ВЕРЫ ВО ХРИСТА и наслаждением во Христе превыше человеческого страха и превыше всех земных бедствий. Влияние и человеческого страха, и земных бедствий служит признаком лицемерного, поверхностного, непонятого христианства…
Имеющий духовную свободу нисколько не нуждается в гражданской: он в рабстве, в тюрьме, в оковах, в руках палача — свободен. Напротив того, лишенный духовной свободы, хотя бы пользовался гражданскою свободою, хотя бы пользовался полным гражданским благоденствием, есть раб греха и страстей, есть узник и раб вечный. Справедливо замечает Блаженный Феофилакт Болгарский, что учение Господа о духовной свободе не удовлетворило таких Его учеников, которые были учениками только по имени и по положению, и, не приемля, как следует, Слова Господня, которое Дух и Жизнь (Ин. 6:63), желали приспособить это слово к земному своему благосостоянию, т. е. дать Слову Божию плотское значение и действие. Знамение Христа — Крест; Слово Христа — Слово Крестное: оно было и есть «для Иудеев — соблазн, для Еллинов безумие»
(Святитель Игнатий Брянчанинов)

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме