Проповедник сущностного Христианства

Протоиерей Андрей Ткачев о значении личности и наследия Святителя Игнатия (Брянчанинова)

0
719
Время на чтение 3 минуты
Сегодня исполнилось 144 года со дня кончины Святителя Игнатия (Брянчанинова), отошедшего ко Господу 30 апреля (13 мая) 1867 года. Несмотря на то, что со дня преставления святого прошло почти полтора века, его наследие по-прежнему остается крайне востребованным современным православным читателем и, наверное, не будет преувеличением сказать, что Святитель Игнатий – один из самых любимых духовных наставников нашего православного народа. О значении личности и наследия Святителя мы попросили рассказать известного пастыря, сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерея Андрея Ткачева.

Актуальность трудов Святителя Игнатия (Брянчанинова) связана, прежде всего, с его личной позицией, с позицией человека, проповедующего «внутреннее Христианство», т.е. сущностные вещи в Христианстве, а не внешние. Имея в себе дух пророческий, он лучше других понимал время, понимал, что многие условия внешней жизни Церкви радикальным образом изменятся, что рухнет то, что кажется незыблемым, что в значительной степени современное ему Православное Христианство было данью традиции и государственного послушания и лицемерия. И проходя мимо всей этой фальши и парадности, которой суждено было погибнуть, Святитель Игнатий пытался говорить о вещах сущностных, которые сохраняют веру и продолжают ее преемственную передачу из поколения в поколение. Современные христиане чувствуют, что слова святого не о том, что можно сдуть, как пыль, с человека, а о том, что входит глубоко внутрь его.

Конечно, важно понимать, что Святитель Игнатий писатель монашеский, что он пишет, в основном, для монахов. Но он очень трезвый писатель, возвещающий нам самые важные вещи Евангелия, напоминающий смысл таких слов как «покаяние», «молитва», примирение с ближним, терпение скорбей, перенесение центра тяжестей своих надежд в будущую жизнь. Святитель Игнатий не растворяется в современном социализированном христианстве, а выступает именно как проповедник будущей жизни и приготовления к ней.

Мне также кажется, что ценным в его личности и его опыте является то, что он был Богом изрядно облагодетельствован в плане талантов. Это человек глубоко одаренный, получивший хорошее образование, который мог бы стать литератором, философом, публицистом, но он принес большую жертву, он сокровища Египта принес Богу Израилеву в жертву. Кроме того, Святитель Игнатий имел большие знания в области литературы, владел несколькими иностранными языками, хорошо знал инженерные науки, математику и проч., что очень ценно, потому что наше общество в целом - это общество недоучек или переучек, у нас либо излишний ригоризм, дескать, не надо нам ничего, сами с усами, разберемся, либо наоборот, рабское преклонение перед наукой и пресмыкание перед авторитетами. У Святителя Игнатия нет ни того, ни того. Он был очень образован, но он знал место образованности, и он приносит ее в жертву служения Богу. Святитель Игнатий – это как бы живой урок, заключающийся в следующих словах: хочешь послужить Церкви – стремись узнать как можно больше, стремись овладеть как можно большим числом светских знаний для того, чтобы при помощи их впоследствии быть полезным Богу и Церкви, т.е. принеси свои таланты в жертву Церкви Христовой и Господу Иисусу Христу.

Кроме того, Святитель Игнатий возвращает нас к трезвомыслию, он очень отрезвляющий писатель. Конечно, его жизнь нужно понимать в контексте эпохи, вся его жизнь – это борьба с умственными влияниями разных -измов, различных болезненных явлений умственной жизни, которым он сопротивлялся, проведя жизнь в борьбе с еретическими ветрами всех сортов, в попытке найти тихое пристанище, тихое убежище для молящегося ума. Нам надо понимать его как борца и беглеца ото лжи в сторону света. И его писания для нас, как протянутая рука тем, кто пытается найти правильный путь к монашескому житию.

По натуре Святитель Игнатий не был полемистом, он не вступал в жаркие споры и считал для себя это, видимо, бесполезной тратой времени, даванием хода страстям. Любопытно, что герценовская статья в «Колоколе», против него направленная, называется «Во Христе сапер». Герцен написал памфлет на Святителя Игнатия по поводу высказываний владыки о необходимости отмены в стране крепостного права, но не снизу при помощи революции и якобинскими способами, а сверху, по монаршей воле. Это было высказано им еще до того, как реформа состоялась. Герцен в этой статье неоднократно оскорбил его, высмеял его очень едко и несправедливо. И мы знаем реакцию Святителя Игнатия на эту статью - бесстрастное, спокойное, аналитическое рассмотрение нападок на себя. Он не вступил в полемику, он намеренно не влез в эту гавкающую среду доказывающих свою правоту людей и оскорбляющих своих оппонентов. И этим примером он нам тоже очень полезен. Святитель Игнатий говорит истину и не ругается с теми, кто критикует его, не вступает с ними в полемику, потому что в полемическом задоре самый лучший глашатай правильных вещей рискует сорваться на неверный тон, на обличение, на сарказм, на издевку, на насмешку, что станет понижением планки и повредит спокойному произнесению важных слов.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Тема встречи — «Правосудие» // Беседа с
преподавателями Московской академии Следственного комитета РФ
19.11.2024
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34