Актуальность трудов Святителя Игнатия (Брянчанинова) связана, прежде всего, с его личной позицией, с позицией человека, проповедующего «внутреннее Христианство», т.е. сущностные вещи в Христианстве, а не внешние. Имея в себе дух пророческий, он лучше других понимал время, понимал, что многие условия внешней жизни Церкви радикальным образом изменятся, что рухнет то, что кажется незыблемым, что в значительной степени современное ему Православное Христианство было данью традиции и государственного послушания и лицемерия. И проходя мимо всей этой фальши и парадности, которой суждено было погибнуть, Святитель Игнатий пытался говорить о вещах сущностных, которые сохраняют веру и продолжают ее преемственную передачу из поколения в поколение. Современные христиане чувствуют, что слова святого не о том, что можно сдуть, как пыль, с человека, а о том, что входит глубоко внутрь его.
Конечно, важно понимать, что Святитель Игнатий писатель монашеский, что он пишет, в основном, для монахов. Но он очень трезвый писатель, возвещающий нам самые важные вещи Евангелия, напоминающий смысл таких слов как «покаяние», «молитва», примирение с ближним, терпение скорбей, перенесение центра тяжестей своих надежд в будущую жизнь. Святитель Игнатий не растворяется в современном социализированном христианстве, а выступает именно как проповедник будущей жизни и приготовления к ней.
Мне также кажется, что ценным в его личности и его опыте является то, что он был Богом изрядно облагодетельствован в плане талантов. Это человек глубоко одаренный, получивший хорошее образование, который мог бы стать литератором, философом, публицистом, но он принес большую жертву, он сокровища Египта принес Богу Израилеву в жертву. Кроме того, Святитель Игнатий имел большие знания в области литературы, владел несколькими иностранными языками, хорошо знал инженерные науки, математику и проч., что очень ценно, потому что наше общество в целом - это общество недоучек или переучек, у нас либо излишний ригоризм, дескать, не надо нам ничего, сами с усами, разберемся, либо наоборот, рабское преклонение перед наукой и пресмыкание перед авторитетами. У Святителя Игнатия нет ни того, ни того. Он был очень образован, но он знал место образованности, и он приносит ее в жертву служения Богу. Святитель Игнатий – это как бы живой урок, заключающийся в следующих словах: хочешь послужить Церкви – стремись узнать как можно больше, стремись овладеть как можно большим числом светских знаний для того, чтобы при помощи их впоследствии быть полезным Богу и Церкви, т.е. принеси свои таланты в жертву Церкви Христовой и Господу Иисусу Христу.
Кроме того, Святитель Игнатий возвращает нас к трезвомыслию, он очень отрезвляющий писатель. Конечно, его жизнь нужно понимать в контексте эпохи, вся его жизнь – это борьба с умственными влияниями разных -измов, различных болезненных явлений умственной жизни, которым он сопротивлялся, проведя жизнь в борьбе с еретическими ветрами всех сортов, в попытке найти тихое пристанище, тихое убежище для молящегося ума. Нам надо понимать его как борца и беглеца ото лжи в сторону света. И его писания для нас, как протянутая рука тем, кто пытается найти правильный путь к монашескому житию.
По натуре Святитель Игнатий не был полемистом, он не вступал в жаркие споры и считал для себя это, видимо, бесполезной тратой времени, даванием хода страстям. Любопытно, что герценовская статья в «Колоколе», против него направленная, называется «Во Христе сапер». Герцен написал памфлет на Святителя Игнатия по поводу высказываний владыки о необходимости отмены в стране крепостного права, но не снизу при помощи революции и якобинскими способами, а сверху, по монаршей воле. Это было высказано им еще до того, как реформа состоялась. Герцен в этой статье неоднократно оскорбил его, высмеял его очень едко и несправедливо. И мы знаем реакцию Святителя Игнатия на эту статью - бесстрастное, спокойное, аналитическое рассмотрение нападок на себя. Он не вступил в полемику, он намеренно не влез в эту гавкающую среду доказывающих свою правоту людей и оскорбляющих своих оппонентов. И этим примером он нам тоже очень полезен. Святитель Игнатий говорит истину и не ругается с теми, кто критикует его, не вступает с ними в полемику, потому что в полемическом задоре самый лучший глашатай правильных вещей рискует сорваться на неверный тон, на обличение, на сарказм, на издевку, на насмешку, что станет понижением планки и повредит спокойному произнесению важных слов.