Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»

13.05.2011


По мнению пастыря, еретичным как раз является признание брадобрития «грехом и еретическим деянием» …

«В Ветхом Завете есть заповедь "Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей" (Кн. Левит 19:27). Однако современность диктует несколько иной порядок, который вовсе не является отменой церковного благочестия. Аккуратность во внешнем виде, соответствие некоторым светским стандартам, необходимость соответствовать вкусам и симпатиям своей супруги побуждает даже многих современных священнослужителей иметь аккуратную и небольшую бороду, что вовсе не является богохульным. Поэтому указание старообрядцев на ту формальность, за которую они держатся, считая это образом благочестия и правилом веры, отражает некоторую ограниченность их церковного мировоззрения», - сказал в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов), комментируя недавнее постановление Совета митрополии Русской православной старообрядческой церкви «О подобающем внешнем виде христиан».

В постановлении старообрядческого Совета митрополии содержится призыв к священникам «обращать внимание на внешний вид христиан, понуждая их, в том числе соответствующими прещениями, к соблюдению церковных канонов». В частности, говорится далее, пастырям необходимо напомнить Соборное постановление Старообрядческой церкви 1908 года: «Признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный Собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному Апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от Причащения и другой святыни, по усмотрению священника».

«Я не считаю, что в стрижке бород или даже их бритье есть некий убыток для христианского благочестия, - считает отец Лука (Степанов). – Я как монах вовсе не стригу бороду, но обязательным условием своего служения считаю аккуратно подстриженные усы, чтобы они не обмакивались в Кровь Христову, что было бы небрежностью по отношению к Святым Таинам. При этом я не вижу даже малейшей мотивации для того, чтобы тех служителей, которые имеют аккуратную ровную бородку, упрекнуть в ущербности их благочестия. Известно, что каноническим препятствием является неблагообразие, а пострижение бород является как раз следствием заботы о благообразии, ведь не для всех и не всегда удобно оставлять на лице бурную растительность».

Старообрядческий митрополит Корнилий«Конечно, гладко выбритых священников понять трудно, поскольку они уже нарушают заповедь Ветхого завета, да и полное освобождение мужского лица от растительности, присущей мужчинам, дело для меня не совсем понятное, но и в этом случае я не могу сказать, что такой священник или мирянин является разорителем благочестия. Длина бороды священнослужителя – это уже дело вкуса его собственного и его матушки, дело того окружения, в котором он находится и в догматическо-каноническом виде я бы не стал рассматривать свободу священника в этом вопросе», - отметил священник.

«Старообрядцы для нас не указ, и все их порядки нам перенимать неблагоразумно. Можно с уважением относиться к их оригинальности, соблюдению каких-то формальных правил, но вменять их как пример благочестия для всей полноты нашей Святой Православной Церкви нет ни смысла, ни оснований. В том числе это касается и длины священнических бород, не говоря уже о мирянах. Гладко выбритый мирянин, если он добрый христианин, мне бесконечно дороже, чем лохматый, но озлобленный, осуждающий весь мир человек, гордящийся не по разуму своей бурной растительностью, которая, кстати, свойственна не только человеку. Поэтому я не считаю длинные бороды признаком особого благочестия, хотя и сам, как можно по мне заметить, не стригусь и не бреюсь уже два десятка лет. Просто лично мне так удобней, лично мне это служит напоминанием о моих обязанностях священника и монаха. А в отношении моих собратьев, которых я вижу аккуратными и соблюдающими свою бороду в порядке, я испытываю лишь симпатию и полное одобрение, потому что как говорит апостол, "Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает" (Римлянам 14:22). Ведь все это относится не к выбору благочестия или нечестия, а лишь к внешним обстоятельствам, которые должны соответствовать условиям. Святитель Феофан говорит в отношении одежд, что мы одеваемся не для себя, а для окружающих. Я думаю, что и образ растительности на лице мужчины имеет право и должен сообразовываться с внешними обстоятельствами, общением, присутствием в определенном кругу и не является предметом для канонических прещений. Ересью как раз является мнение о необходимости обязательного сохранения всей растительности на лице мужчины. Вменять это в существенный признак принадлежности к Церкви совершенно недопустимо», - заключил игумен Лука (Степанов).



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 76

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

76. Сергей : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-31 в 21:31

Ну, а мученики Димитрий Солунский, и Георгий Победоносец , да и другие без бороды всегда изображались? И что? Они как раз были в том возрасте , когда уже борода во всю растет, тем более были выходцами из Средиземноморья, а у них с растительностью получше.А императорыКонстатнин и Юстиниан вообще бород не носили! Не верите? Гляньте на фрески в Святой Софии в Константинополе. Они еретики?А папы римские в эпоху Возрождения многие с бородами были, как и кардиналы, гляньте на их портреты!!! В бороде ли дело. Не понимаю, зачем некоторые старообрядцы картузы надевают а ля рус, каранавал какой-то. Тем более,это только с 19 века пошло Одного такого видел явно милицейскую переделанную фуражку надел.
75. Аноним : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-17 в 16:48

Яблоков это провокатор на сайте.
74. А.В.Шахматов : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-17 в 11:47

Яблоков,может быть вам лучше заняться рыбалкой,ведь вы несёте ложь и зло в истинное Православие и подлинную русскость?
73. М.Яблоков : Единоверие - икономия.
2011-05-17 в 10:24

На просьбы православных приходов перейти в единоверие Святейший Синод отвечал так: "Именными высочайшими указами 1798 г. марта 12 и 1800 г. октября 27 числа 5 пунктом повелено: дозволять присоединяться к старообрядческой (речь идет о единоверии) Церкви тем только, о которых по исследованию окажется, что они никогда в Церковь православную не ходили и таинств ее не принимали, а в Церкви православной доселе бывших никак до такого соединения не допускать."
72. М.Яблоков : Единоверие - икономия.
2011-05-17 в 10:20

В дополнениях к 11-му пункту правил Единоверия митрополита Платона налагается запрет на причащение православных у единоверцев. Как он отмечает, православные могут причащаться Святых таинств в единоверческих приходах только «разве что в крайней нужде, в смертном случае, где б не случилось найти православного священника, а старообрядцу дозволять то без всякого затруднения». Очевидно, что данное толкование 11-го пункта правил служило цели скорейшей ассимиляции Единоверцев и охранению новообрядцев от увлечения старым обрядом.
71. М.Яблоков : Единоверие - икономия.
2011-05-17 в 10:11

8 августа 1832 года было издано постановление Святейшего Синода, которое облегчало переход в единоверие т.н. «незаписным старообрядцам», но это не меняло общего прохладного отношения иерархов Русской православной церкви к идее единоверия. Большинство архиереев придерживались взгляда на единоверие по которому оно допускалось в смысле «благой надежды, что старообрядцы-единоверцы со временем просветятся Богом и ни в чем в не разнствующее с Церковью приидут согласие». Такой позиции придерживались: митрополит Платон (Левшин), митрополит Московский (позже Санкт-Петербургский) Серафим (Глаголевский), архиепископ Рязанский Филарет (Амфитеатров), митрополит Московский Филарет (Дроздов).
70. Владимiръ : 68. иерей Илья Мотыка
2011-05-16 в 23:59

"Настольная книга священнослужителя":
"ПОВСЕДНЕВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ

Повседневные одеяния, отличающие служителей Церкви от мирских людей и свидетельствующие их сан и звание, когда-то произошли от одеяний, употреблявшихся в миру, и быстро, уже в древние времена, приобрели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви как о царстве не от мира сего, которое, хотя и проходит свое странствие и служение в миру, тем не менее глубоко отлично от него по природе своей. В сознании древних священный сан или монашеское звание обязывали носителей таковых быть всегда и везде теми, кем они являются пред Богом и Церковью.

Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса. "
69. Владимiръ : 68. иерей Илья Мотыка
2011-05-16 в 23:47

В 27 правиле 6 Вселенского собора написано:
"27. Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения.

Зонара. Посвятившие себя Богу должны повсюду хранить благообразие, проявляемое и в самом внешнем виде их. Ибо человек зрит на лице, говорит писание, а Бог – на сердце. Богу ведомы и сердечные движения; а люди из внешнего заключают о внутреннем и неизвестном. И если увидят, что лица, посвятившие себя в удел Богу, не держатся устава и обычая по отношению к одежде, но одеваются не свойственным их состоянию образом, и, или надевают на себя какие-нибудь светлые и пестрые и дорогие одежды, или облекаются в какие-нибудь воинские одежды с тем конечно, чтобы вооруженными отправляться в путь, то осудят верных, и от бесчиния во внешнем обращении тоже будут заключать и о внутреннем состоянии посвятивших себя Богу. А великий Павел говорит: беспреткновени будете иудеем, и еллином и церкви Божией (1 Кор. 10, 32). Итак, настоящее правило заповедует всем, состоящим в клире, употреблять обычные одежды и в городе, и в пути; или, если не делают сего, но нарушают обычай, подвергаться отлучению на одну седмицу. И 16-е правило Седьмого собора говорит, что священный муж не должен употреблять дорогих одежд.

Аристен. Клирик ни в пути, ни в доме да не облекается в несвойственную одежду; а иначе да будет отлучен на одну седмицу. Ясно."
Несвойственную значит несвойственную сану, а определенную,кем?-Церковью.
Какая это одежда?- подрясник и ряса.
Если мирянин и священник это одно и тоже,то тогда духовенство пусть носит брюки, свитера,майки и джинсы.Только какое Священное Предание об этом говорит?-Никакое.
Все книги в один голос говорят,что повседневная одежда ряса и подрясник.
Вольно толкуете Вы правило.О дорогой одежде и украшениях -16 правило 7 Вселенского собора.Если ряса изорвалась по бедности,то Церковь никогда за такое не осуждала.Если бы была речь о грязной или ветхой одежде,в правиле святые отцы так бы и написали.
Речь идет об определенной или свойственной священнику одежде:рясе и подряснике.
Зачем же мудровать ,проще признать свою неправоту и исправиться.
68. иерей Илья Мотыка : Владимиру
2011-05-16 в 22:35

Там не написано что клирику запрещено носить мирское платье. Может речь о том что неприлично носить яркую, вызывающую, щегольскую, дорогую одежду. А может неприлично носить грязную и рваную одежду. Неизвестно.
Вольно же трактуете Владимир данное каноническое правило.
67. Владимiръ : 65. иерей Илья Мотыка
2011-05-16 в 22:01

Отче,а Вы откройте "Закон Божий" под редакцией Слободского,он есть в сети,там глава под названием"Священнослужители и их священные одежды" на 624 странице ясно написано:"Домашнюю одежду епископа,священника,диакона составляют подрясник(полукафтанье) и ряса",как видим про джинсы или брюки или про рубашку ничего не сказано.
Даль:"ряса ж. верхнее одеянье священнослужителей, монахов и монахинь: но священник служит в ризах. рясовый, рясный, к рясе относящ. рясоносец, носящий, по праву, рясу. ему запрещено служение и рясоношение. рясофор, ношение в монастыре монашеской рясы с клобуком, без постриженья. рясоносный, рясофорный монах, послушник, получивший от настоятеля благословенье на ношенье рясы с клобуком. рясник, кто ходить в рясе."
Из словаря Даля видно,что ношение рясы священником является его исконным Богом дарованным правом,а если священник попадает под запрет,то ему запрещено не только служить,но и носить рясу.
Вот ряса или подрясник и составляют одежду в которой и должны всегда по жизни ходить монашествующие и священнослужители,но к сожалению к ужасу и стыду в РПЦ правящие архиереи-монахи в быту ходят порой ни в своей монашеской одежде,а в мирской в джинсах или брюках с рубашкой,подавая отрицательный пример.
Один мой знакомый из РДЦ рассказывал,что их патриарх.Александр строго обязывает духовенство ходить в кафтанах или полукафтанах по жизни.
До революции было постановление Святейшего Синода о том,чтобы духовенство носило рясы в быту,его кстати никто не отменил.
И какой бардак в этом отношении в РПЦ сейчас? Возьмите Охлобыстина,да и без него хватает разных попов,даже в шортах ходят, а то и на пляжах в плавках.
Ведь такое отношение к своему сану и небрежение к своей бытовой священнической одежде: рясе и подряснику служит не к укреплению веры пасомых,а является соблазном для мирян, в том числе и язычников,вызывая недоверие к православной вере и Церкви.
Да еще сюда прибавляется,то что часть духовенства стыдится не только ряс и подрясников,но и бороды,подстригая её заподлицо,а то и просто брея.
66. А.В.Шахматов : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-16 в 21:39

Иерей Илья,может быть Вы и благословляете,но не призываете.
65. иерей Илья Мотыка : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-16 в 20:54

В данном правиле говориться о том, что клирик находящийся в городе или в дороге должен быть одет в одежды приличные для его сана. Что это означает не понял
64. Владимiръ : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-16 в 19:49

Самое ужасное,что заставляют брить бороды в семинариях,будущих священников и диаконов.Я знал семинаристов и на мой вопрос,почему они бритые ,те отвечали,что им не разрешают носит бороды.Это дополнение к еретичеству , экуменизму и обновленчеству,которое у нас преподают в семинариях,причем совершенно открыто.
Есть ,вернее полно таких священников в РПЦ,которые вместо того,чтобы наоборот учить всех прихожан обязательно носить бороды,начинают придираться к бородачам,недолюбливают их,считая фарисеями,заставляя их либо брить бороду или носить совсем маленькую бородку.Это и понятно поп,который по жизни не носит рясу или подрясник,а вместо этого носит брюки или джинсы с рубашкой(последнее канонически запрещено и является нарушением 27 правила 6 Вселенского собора),он хоть чем-нибудь хочет выделиться среди прихожан,ну чем как не бородой,которая у него очень часто почти заподлицо.
63. иерей Илья Мотыка : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-16 в 18:58

Не знаю как вы но я родился после 1971 г., а меня трудно назвать молодым человеком. Обращение патриарха, причем не одного а нескольких начиная с Пимена, митрополитов глав Отдела внешних церковных сношений, полутора десятка маститых протоиереев и архимандритов со словами сожаления и осуждения репрессий. Опять та же карусель как с Катынью.
А пытки и казни под личным руководством епископов это ваша личная выдумка.
Вопрос генезиса раскола и кто раскольник обсуждать не буду. Так как нами с вами лично эта тема обсуждалась неоднократно. И возвращаться к ней не собираюсь.
Сейчас разговор о бороде, а точнее о брадобритии. Вот о ней пишите.
62. Владимiръ : 58. иерей Илья Мотыка
2011-05-16 в 17:52

Грабили, пытали, убивали, лгали, клеветали обе стороны. У меня есть существенные подозрения что староверы в этом преуспели даже больше. Главная разница новообрядцы понимают, осознают несправедливость жестких репрессий против старообрядцев, осознают преступность подобной позиции и сожалеют об этом. Сделали очень большие шаги на встречу в отношении старообрядцев.

Отче, при Романовых,самое страшное,что пытали и убивали новообрядцы старообрядцев прикрываясь законом и "благословением" архиереев церкви,причем сами архиереи занимались пытками и убийствами.
О каком сожалении Вы говорите? Если анафемы сняли лишь в 1971 году,а о том чтобы попросить прощение и речи нет,ни одного официального документа РПЦ где об этом сказано не было.
Интересно какие шаги ,да еще "большие" сделаны навстречу старообрядцам со стороны РПЦ?-Если даже здесь на форуме господин Яблоков пишет не стесняясь,что анафемы не сняты,а снял их Никодим(как будто поместного собора РПЦ не было),что единоверие это недопустимо,то есть зло и преступление.Сколько раз пришлось читать наветов и неправды о старообрядцах в изданиях РПЦ или до сих пор говорят неправду о них в семинариях и учебных заведениях РПЦ или на проповедях,возьмите того же Сысоева,он был и проповедник и преподаватель семинарии и статьи писал и лгал в открытую о Реформе 17 века.
61. иерей Илья Мотыка : Шахматову А.В.
2011-05-16 в 16:19

Я не понял почему вопрос ко мне я уже не однократно писал, что ношу бороду и благословляю носить её своим прихожанам.
60. А.В.Шахматов : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-16 в 15:32

Вопрос иерею Илье-считаете ли Вы человека творением Бога,а бора это лишь часть тела?
Получается,что Вы подражаете не Богу,а человеку.
59. иерей Илья Мотыка : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-16 в 15:03

Что касается брадобрития конечно его обосновать, одобрить или оправдать с помощью канонов нельзя.
Но в силу того, русской культурной традиции 18-20 в. укоренившейся в русском обществе брадобритие до времени может быть терпимо в христианской среде. Так как она никак не связана с содомией и блудной страстью, из-за которых брадобритие было запрещено в Византии. В императорской России и СССР брадобритие было символом принадлежности к государственной службе и образованному сословию, а никак ни явлению способствующему содомии или гетересексуальному разврату. Напротив как в Российской империи так и в СССР, да сейчас русское бритое общество относится к гомосексуализму с крайней неприязнью. Есть более яркий пример Западная Украина где к религиозным и нравственным вопросам относятся куда серьезнее чем в России, туземное население за исключением православных и униатских священников поголовно бритое, но там не найдется ни одного умника который бы защищал или практиковал содомию.
Вывод данные статьи канонического права имеющие крайнюю актуальность в Византии, В России не смотря на их значимость в силу культурных условий нужно проявить разумную икономию и не рубить с плеча.
Если в России 17 в. ношение бороды было нормой, а брадобритие мятежом против нее.
В современной России брадобритие является общепринятой нормой. Общество у нас во многом атеистично. Мужчины в церкови появляются очень редко. У населения самые дикие представления о православии. Пока мужчина не научитьсч ценить православие требовать от него ношения бороды преступно, это просто оттолкнет его от церкви и от православия. Когда же он полюбит церковь, требование ношения бороды для него не будет в тягость и будет воспринято спокойно. А затем он будет носить бороду с удовольствием и видеть даже в ней ряд преимуществ перед брадобритием.
58. иерей Илья Мотыка : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-16 в 14:34

Грабили, пытали, убивали, лгали, клеветали обе стороны. У меня есть существенные подозрения что староверы в этом преуспели даже больше. Главная разница новообрядцы понимают, осознают несправедливость жестких репрессий против старообрядцев, осознают преступность подобной позиции и сожалеют об этом. Сделали очень большие шаги на встречу в отношении старообрядцев. Староверы напротив ожесточились и просто спекулируют на страданиях предков и упорно не желают видеть следы своих кровавых преступлений.
57. Василий Н : поправка
2011-05-16 в 12:28

Комментарий 55 является ответом на комм.№54.
56. М.Яблоков : Василию Н.на 55 коммент.
2011-05-16 в 12:03

"Предложение различать священников и епископов - относится к Новозаветной церкви."
Вот как? И кто же это "предложение" сделал?
55. Василий Н : на пост 45. Мужчина старше женщины
2011-05-16 в 11:45

Мужчина старше женщины по истории творения. Женщина сотворена Богом как помощник человеку, соответственного ему. (Быт.2:18). Роль помощника здесь - не уничижительная, ибо Помощником называется и Бог ("Помощник и Покровитель, и бысть мне во спасение...").
Апостол же называет женщину "немощнейшим сосудом" (1Пет.3:7).
Предложение различать священников и епископов - относится к Новозаветной церкви. Епископ - высший чин священнического служения. Жена по закону природы не может быть Отцом - ни священником, ни соответственно, епископом.
54. М.Яблоков : Василию Н. на 52 коммент.
2011-05-16 в 10:38

"каждый мужчина есть священник"
А каждая женщина - епископ?!
53. Василий Н : Священник женат на Церкви, а не на попадье
2011-05-16 в 10:17

Внутреннее неотделимо от внешнего.
Будь мы старообрядцы, которых "реабилитировал" Императорским Указом Царь Святой Николай II, или чада Русской православной церкви, - в своем следовании за Христом мы почитаем ношение бороды величайшей наградой от Бога, видимым признаком священнического достоинства (каждый мужчина есть священник).
Как нелепо и кощунственно было бы украшать наперсный крест священника в угоду светским вкусам стразами или цветочками, так же нелепо Аврааму носить щегольскую бородку в угоду своей Сарре.
Ибо священник женат на Церкви, а не на попадье.
52. Владимiръ : 49. М.Яблоков
2011-05-16 в 10:07

Единоверие - это серьезнейшая икономия, недопустимая для православных.

В чем икономия? Что Вы за глупость говорите.Неужели более серьезная чем новый стиль в РПЦ или католическо-еретическая пасхалия и женатый епископат у православных финнов?
Или более серьезная чем причащение еретиков-католиков в РПЦ по решению Святейшего Синода с 1969 по 1986 год,причем эта практика до сих пор не запрещена, как абсолютно еретическая ,а лишь была отложена,так как "не получила развития"
Или более серьезная икономия чем постоянные молитвы РПЦ с еретиками-папежниками?
51. Владимiръ : 47. иерей Илья Мотыка
2011-05-16 в 09:52

Отче,а кто по Вашему раскольники: которых неправедно определили как еретиков и несправедливо предали анафеме или которые прокляли без вины людей,лгали и грабили,пытали и убивали?
Есть над чем задуматься.
50. Читатель : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-16 в 02:10

Святые отцы о запрете на брадобритие:http://krotov.info/a.../lyzlov/boroda.html
49. М.Яблоков : Единоверие - икономия.
2011-05-15 в 21:43

А зачем православным совершать богослужение по "старому обряду"? Он никакой не старый, а самый что ни на есть новый. А старый - у нас. Было даже определение Святейшего Синода о невозможности перехода православных в единоверие. Единоверие - это серьезнейшая икономия, недопустимая для православных.
48. Владимiръ : 43. М.Яблокову
2011-05-15 в 19:02

Ваши восточные патриархи никакого отношения к поместным соборам РПЦ не имеют в 1666-67 году,они не представляли никого кроме себя самих,приехали они в Москву клянчить деньги у царя и за золото подписали определения БМС ,которое и не могли канонически подписывать,это не их патриархия и не их поместная церковь,так,что их подписи это просто -пустышка.
Ваше безумие в отношении клятв вообще удивляет,Вы хоть почитайте этот бред,который Вы защищаете,но приэтом в глаза не видели:http://s012.radikal..../28/dd0c4d4cb628.jpg
"Сие есть наше толкование и заповедь о святом символе, о аллилуии, и о знамении честнаго и животворящаго креста, о сложении перстов и о Иисусове молитве. Аще же кто будет противлятися нам и всему освященному собору, Богу противляется, и уподобляет себе прежним пролятым еретиком. И сего ради наследити имать, якоже и тии еретицы анафему, и проклятие святых богоносных отцев святых седми вселенских соборов; и в страшный суд о сем осужден будет, от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во втором Его и страшном пришетсвии."
47. иерей Илья Мотыка : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-15 в 18:57

Решение 1971 г. никакого отношения к раскольникам не имеет. Оно лишь легализует единоверие и позволяет православным совершать службы по старому обряду. А упорствующие раскольники, как были раскольниками так и остались, а не верными чадами церкви.
46. Владимiръ : для 42. иерей Ильи Мотыка и для игм. Луки.
2011-05-15 в 18:41

Отче ,если Вы и игумен Лука не знаете канонических оснований для ношения бороды ,то это не значит,что их нет.
Читаем "Кормчую"-сборник правил Православной Церкви,изданную при патриархе Иосифе,глава 47 Никиты мниха, пресвитера монастыря Студийского,пореклом скифита,к латином о опресноцех (прп.Никита ученик свт. Симеона Нового Богослова,один из авторов "Добротолюбия"):"О пострижении брады","Брад не брити христианом.Что же о пострижении брады; не писано ли есть в законе,не постригайте брад ваших; се бо женам лепо,мужэем же не подобно:создавый Бог судил есть,Моисееве бо рече,постризало да не взыдет на брады вашы,се бо мерзость Господеви: ибо от Константина Кавалина и еретика суща,се узаконено есть на том бо вси знаяху,яко еретические слуги суть,им же брады постизаны.вы бо творяще человеческого ради угодия,противящеся закону,ненавидими будете от Бога,создавшего вас по образу своему.Аще убо хощете Богу угодити,от всего того отступите,,его же той ненавидит,и ничтоже не угодное Ему не творите."
Так что господа, хотите вы того или нет каноническое основание запрещающее брадобритие имеется в Православной Церкви имеется и не надо придумывать "светские стандарты", то есть неправославные ,а еретические нормы.
[url=http://www.radikal.ru][img]http://s005.radikal..../02/fad42860550a.jpg[/img][/url]
[url=http://www.radikal.ru][img]http://s44.radikal.r...95/8d2003fc9038.jpg[/img][/url]
45. Суслик : Староверческим апологетам бороды
2011-05-15 в 18:33

Какой нибудь серьезный старовер выступит в защиту бороды или тут будет выступать только пришибленный от мясной аскезы и коньяка, сиднеевский исихаст Андрей Ушаков.
44. А.В.Шахматов : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-15 в 10:04

Иерей Илья,я знал,что Вы более светский человек,чем духовный,но такого от Вас не ожидал.Причём здесь Шахматов,тем более,что он сейчас с бородой,когда речь идёт о вере Христовой с Ея догматами,канонами,обрядами,вековыми устоями...И говорить,что творение Господа-человек,неважно,что он бреется или нет,это уму непостижимо.
43. М.Яблоков : "Старообрядцы" - мужики в рясах.
2011-05-15 в 07:25

Дело в том, что м.Никодим, будучи ярым экуменистом, "любил" не только католиков, но и "старообрядцев" (вот такой любвеобильный был). Он-то и протащил на Соборе 1971 года решение о снятии клятв. Ни один Восточный Патриарх клятв не снимал. Поэтому ни о какой реабилитации "старообрядцев" речи быть не может. Тем более, что им самим вообще на все это наплевать. Как раскольниками были до Собора 1971 года, так ими и остались.
42. иерей Илья Мотыка : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-15 в 00:55

Дело не в том, что я якобы отрицаю факт созыва Собора и его реальность в 1551 г. Собор действительно был и отрицать это в начале 21 в. от Р.Х. может только человек незнакомый с русской историй. Никто не будет отрицать что там присутствовало 5 святых канонизированных в последствии русской церковью. Никто не может отрицать его правомочность и каноничность его решений. Так как это будем безумием. Но для нас как верных чад русской церкви очевидно, что решения поместных соборов могут быть скорректированы или отменены последующими поместными соборами той же церкви. И мы должны руководствоваться решением последнего по хронологии поместного собора. Так решение Великого Московского Поместного Собора 1667 г. было скорректировано решением Московского Собора 1971 г. снявшего клятвы со старого обряда как не бывшие. К тому же решения Московского Собора 1551 г. совершенно не актуальны для других поместных церквей.
Так например, православные малороссы входившие в состав Константинопольского патриархата вплоть до 1687 г., брили бороды и их никто на Руси не считал не папистами не нехристями, а такими же православными христианами.
Сам я считаю обычай ношения бороды, добрым обычаем. Сам ношу ее, как и все практически священники нашей епархии. Считаю желательным, чтобы носили все миряне, благословляю на то своих прихожан. Но в тоже время не настаиваю, так как не знаю ни библейского, ни святоотеческого, ни канонического основания. Поэтому считаю делать из ношения бороды квинтэссенцию православия глупостью и вопросом трехстепенным. Особенно сейчас когда наш народ мало просвещен в православной вере.
41. иерей Илья Мотыка : Михаилу Родину
2011-05-14 в 22:15

Михаил сначала приведи каноны, какого либо собора, кроме Стоглавого который бы обличал бы брадобритие, а потом выступай.
Православные хранят и соблюдают церковные каноны не менее ревностно чем староверы.
Где совесть у Шахматова сам везде бритый, а престает к православному бородатому духовенству с претензиями о брадобритии.
40. Аноним : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-14 в 21:55

Ношение бороды добрый обычай. Сам бороду ношу так для для священников это обязательно. Но и для мирян считаю ее носить желательно. Что им рекомендую. Весьма благосклонно и симпатией отношусь к бородатым мирянам.
Но возведение ношения бороды в догмат вселенского значения считаю глупостью. Да и вообще какую совесть должен иметь Шахматов, будучи сам с бритым подобродком, обличать бородатых попов в грехе брадобрития.
У себя в епархии видел всего одного безбородого батюшку по причине того что она у него просто не растет.
39. Михаил Родин : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-14 в 14:53

Новообрядцам православные каноны, которые староверы стараются хранить, "не указ".
Им указ -- "светские стандарты" и "современность", которая им что-то "диктует".
Это очень верно подмечено.
Нечего добавить
38. Анастасия : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-14 в 14:51

К стриженым и бритым обновленцам на исповедь не подхожу.
37. Коля : Позиция старообрядцев известная...
2011-05-14 в 14:22

Возводить бритьё или небритьё бороды в национальный, то бишь народный, то бишь языческий обряд, то бишь ритуал, то бишь действо-иудейство в догмат Церкви Христовой. Ну-ну...

Интересно, старообрядцы хотели бы соблюдать и все прочие ветхозаветные заповеди, коих пророк Ездра насчитал 613? А напомнить некоторые из них? То-то...
36. А.В.Шахматов : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-14 в 12:27

Полезно посмотреть и послушать историческим клеветникам!
http://ruskline.ru/n...=1305361318#comments
35. Старовер : "Старообрядцы для нас не указ"
2011-05-14 в 11:36

из всего прочитанного не было ни одного мнения самих старообрядцев.О чём это говарит? А говарит это только о том что все постановления были принимаемые для своего общества(старообрядцев)так о чём спор.Православие это прежде всего свобода веровать или нет,присущая человеку,вот мы и свободны в своём выборе и ответ будим давать за свои "грехи".Лично мне комфортно с бородой и усами(не подрезаю),и благовейность пред "чашей"не уменьшилась,а только наоборот!!!
34. А.В.Шахматов : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-14 в 08:30

Иерей Илья,Вы продолжаете детские разговоры-Достоевский,Менделеев и Даль были первым делом русские люди,и не подражали дикарям,которые стриглись и брились под папу Римского.
33. А.В.Шахматов : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-14 в 08:27

Суслик всё видит,как суслик.
32. lucia : А.В.Шахматов
2011-05-14 в 01:09

простите. но я не посещаю места, где нужна регистрация.
31. Иов : Да будет извержен!
2011-05-13 в 23:47

Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. “Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?”

Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен.

Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго.
30. Суслик : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-13 в 23:08

Сиднеевский философ по сути отвечать не собирается, а только ругается. Так как ответа серьезного не знает. И главное почему то ходит как бритый кот.
29. А.В.Шахматов : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-13 в 22:26

Люся,а как вам это?
http://www.facebook....=132421816793168&;set=a.101078813260802.2355.100000760525763&type=1&theater
28. иерей Илья Мотыка : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-13 в 21:59

Шахматов выше перечисленные вами люди были православными, отнюдь не староверами.
27. Суслик : Re: Игумен Лука (Степанов): «Старообрядцы для нас не указ»
2011-05-13 в 21:57

Да пустим римский папа ходит на двух ногах, дышит, умывается, ходит одетым. Что мы в своем антилатинизме и антипапизме должны отказываться от этого. Папа римский конечно еретик и общаться с ним вредно, но не нужно дело доводить до абсурда.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме