В этом году известному журналу «Православная беседа» исполняется 20 лет. В связи с юбилеем мы попросили нашего автора, известного православного публициста Владимира Семенко, который участвовал в создании журнала с самых первых дней и был одним из его сотрудников, рассказать о журнале «Православная беседа» и его значении в православной журналистике.
Я перешел в издательство «Православная беседа» непосредственно из «Журнала Московской Патриархии». Переходный период сыграл, пожалуй, ключевую роль в становлении православной журналистики. Еще в 80-е годы людей, которые пытались издавать святоотеческие тексты и периодические издания совершенно неполитического рода, прежняя власть жестко преследовала. В первую очередь нужно вспомнить известный альманах «Надежда (Христианское чтение)», который издавался Зоей Александровной Крахмальниковой, за издание которого она получила большой срок ссылки. Затем в конце 80-х издавался журнал «Выбор», в котором я тоже участвовал в качестве автора, главным редактором был Виктор Аксючиц. Первые выпуски «Выбора» были подпольными и нелегальными. Затем все это стало допечатываться и возвращаться в страну из-за рубежа, так называемый самиздат. Последние номера «Выбора» были официально разрешенными, поскольку он получил регистрацию. В то время на обложке журнала можно было увидеть авторов, которые впоследствии уже никак не могли публиковаться в одном журнале. Например, вместе публиковались отец Александр Мень и отец Димитрий Дудко, Владимир Карпец и Глеб Якунин, т.е. люди, которые буквально через несколько лет определились как представители разных мировоззренческих платформ, хотя все, вроде бы позиционируют себя как православные христиане.
Что касается журнала «Православная беседа», то его издание было попыткой создать первый тонкий цветной журнал для широкого круга читателей. Журнал был синтетический с точки зрения жанра, в нем соединялись материалы, предназначенные для совсем простых людей, и глубокие богословские статьи. Первый выпуск журнала состоялся в 1991 году. В то время в широком доступе практически не было религиозной литературы, тогда шутили, что если кто-то не знает, как вести себя в храме, или не имеет знаний, необходимых в повседневной жизни Церкви, то их можно получить в «Православной беседе». Издание журнала было началом новой эпохи, поскольку еще несколько лет назад люди, рискуя быть жестоко наказанными государством, привозили из-за рубежа православную литературу. Так привозились в Россию, в частности, издания Джорданвилль и «YMCA-Press».
С начала 90-х православная литература начинает издаваться уже и в России. Вначале издавались репринтные издания, а потом пошли самостоятельные. Редактор «Православной беседы» и издательство Христианской литературы, которое до сих пор продолжает издательскую деятельность, были как бы аккумулятором усилий по созданию в нашей стране профессиональной православной журналистики и серьезного профессионального рынка книжных изданий. Сейчас уже мало кто вспоминает о том, что Валентин Лебедев и Александр Макаров, ныне протоиерей, сотрудник ОВЦС, тогда он еще не был священником, выступили инициаторами создания Ассоциации православных издателей. То есть уже тогда возникла идея Издательского совета, которую сейчас пытаются реализовать сверху, на мой взгляд, не совсем удачно. Это была идея координации усилий разных издателей с целью формирования цивилизованного рынка. И хотя эту идею так и не удалось реализовать, журнал «Православная беседа» за эти 20 лет развивался и восходил все выше: улучшалась полиграфия, и повысилось качество публикуемых материалов. Сейчас хотя и имеется много всякого рода печатной продукции, в том числе и периодики, этот журнал по-прежнему занимает одно из лидирующих мест среди подобного рода изданий.
Поздравляю с 20-летием это богоспасаемое издание. Хочу пожелать журналу «Православная беседа» дальнейших успехов. Надеюсь видеть на его страницах и свои материалы. Многая и благая лета!
1. Журнал Православная Беседа