Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви

Проблемы церковной жизни / 13.04.2011


По мнению известного пастыря, тревоги, выраженные в статье Соколова-Митрича «Очень маленькая вера», не имеют под собой достаточных оснований …

На днях в «Русском репортере» была опубликована статья известного публициста Дмитрия Соколова-Митрича «Очень маленькая вера. Почему второго Крещения Руси нет и не будет». Публикация вызвала неоднозначные отзывы. Соколов-Митрич со ссылкой в основном на анонимные источники утверждает, что в российском обществе происходит «повсеместный рост антиклерикальных настроений», и что «с каждым годом у Патриархии все меньше взаимопонимания не только с обществом, но даже с собственным духовенством». По его словам, «из Церкви сегодня идет мощный отток верующих, которые обманулись в своих ожиданиях», и если «в монастырях раньше было по двадцать постригов в год, сегодня – единицы».

Данные тенденции, по его мнению, являются следствием политики, проводимой Московской Патриархией в последнее время. Церковным руководством, по словам публициста, делается «ставка лишь на бюрократические методы управления». «За последний год, - пишет Соколов-Митрич, - количество всевозможных запросов, анкет и отчетов увеличилось настолько, что настоятелям церквей приходится нанимать специальных людей для бумажной работы. Дело доходит до абсурда. В некоторых епархиях от священников требуют отчеты о количестве участников крестных ходов, фотографии окрещенных и отпетых». «В одном ряду с бумажным цунами – новый приходской устав, который свел к минимуму роль самой общины; введение при каждом храме штатных должностей социального работника, миссионера и катехизатора; а также пересмотр финансовых взаимоотношений в пользу патриархии, что уже спровоцировало бегство капитала из церковного оборота во всевозможные благотворительные фонды доверенных лиц. Одни называют эту реформу "путинизацией" Церкви, другие считают, что Патриарх выстраивает систему по католическому образцу», - говорится в публикации.

И если, по словам публициста, «вполне системные» люди, которые на выборах поддерживали Патриарха Кирилла, сегодня «исполнены в лучшем случае фатализма, в худшем – тревожного пессимизма», то «в Московской Патриархии атмосфера настолько противоположная, что в какой-то момент возникает иллюзия, что в России не одна, а две церкви. Тут царит оптимизм. Заряд бодрости в кабинетах такой мощный, что его излучают даже журналисты из "церковного пула". Здесь говорят: да, Патриарх строит "вертикаль", и правильно делает, потому что многие епархии превратились в болото. В 90-е годы из-за кадрового голода было рукоположено много людей случайных, с тех пор они сделали карьеру, а теперь их загоняют в семинарии, понуждают повышать свой образовательный уровень – вот они и гундят. И ничего Церковь с властью не сращивается, а даже наоборот - на харизматичного и энергичного Патриарха уже косо смотрят в Кремле». «...Атмосфера в Патриархии, - продолжает Соколов-Митрич, - все больше начинает напоминать кабинеты госменеджеров, которые точно знают, как модернизировать страну, и не чувствуют особой нужды советоваться на этот счет с самими модернизируемыми».

В связи с полемикой, вызванной данной публикацией, мы попросили наместника Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумена Августина (Анисимова) поделиться своим мнением по вопросам, поднятым в статье Дмитрия Соколова-Митрича:

«Это тема очень непростая и деликатная. Сегодня в обществе слышится много суждений не только о состоянии Церкви, но и о будущем российского общества. На вопрос о том, какими будут будущие отношения общества и Церкви, пытаются ответить СМИ, общественные, научные и политические деятели. В рассуждения на эти темы вовлечено все наше интеллектуальное сообщество. Суждения высказываются неоднозначные. Но если мы посмотрим на отношение интеллектуальной части общества к Церкви в период правления Дома Романовых, то мы увидим, что оно тоже было далеко неоднозначным. Однако те люди из интеллигентской среды, которые приезжали к Серафиму Саровскому, к Оптинским старцам, другим подвижникам веры и духовным лицам Церкви, совершали для себя духовные открытия, испытывали большие внутренние метаморфозы и кардинально меняли свою жизнь.

Сегодня Церковь освоила огромные общественные пространства, в значительной степени восстановила материальную базу – храмы и монастыри. Но не нужно забывать, что несколько десятков лет атеистической жизни вывели нас из той церковной полноводной реки, которой жил наш народ, а мы за этот атеистический период утратили связь с Богом через Церковь. И не только это утратили. Если мы сегодня обратимся к любому вектору общественной жизни, культурной и семейной, к традициям, к нынешнему укладу жизни, то часто можем услышать: все не так, как должно было быть, и даже не так, как мы бы хотели. Таково общее настроение в нашем обществе, в котором имели место большие надежды и ожидания на возрождение и развитие с приходом Церкви в общественную и государственную жизнь. Все слои населения, и все сословия нашего общества задаются вопросом, что будет с Россией в будущем и каковы будут отношения общества и Церкви.

Как практикующий священник, священник-преподаватель и священник-миссионер я могу свидетельствовать о том, что не угасло желание людей иметь связь с Богом именно через Церковь. Где бы я ни был за последние 20 лет, а я много где был, но я не могу припомнить, что где-то отсутствовал бы интерес к слову Божию. Каждую неделю мне приходится выступать в разных аудиториях, – в школах, вузах, колледжах, военных частях, тюрьмах, философском обществе, – мне приходится постоянно общаться с огромным количеством самых разных людей - студентами, преподавателями, учеными, политиками, деятелями культуры, писателями, поэтами, – и везде я встречаю огромный интерес к Церкви. Люди искренно ищут ответы на вопросы личной, семейной, общественной и государственной жизни. Особый интерес к Церкви я вижу у молодежи.

Говорят, что сейчас в монастыри идут люди не по призванию, а по жизненной нужде. Но я считаю, что это проблема духовничества. Надо не забывать, что наша Церковь всего 20 лет занимается активной деятельностью, – это очень маленький срок. Неудивительно, что основная масса людей идет сейчас в Церковь из-за личных проблем. Есть также люди, которые идут в Церковь сегодня из-за проблем у своих близких. Есть люди, которые просто хотели бы трудиться в Церкви, например, бывшие офицеры, вышедшие в отставку, или люди, потерявшие работу. Но есть и те, кто ищет смысл жизни. В потоке современной информации людям порой сложно разобраться в происходящем, поэтому у них возникает потребность с кем-то посоветоваться. Они приходят к священникам, к старцам и задают волнующие их вопросы, и, получая ответы, остаются в Церкви. Есть и еще одна категория людей, приходящих в Церковь, – это те, кого мучает совесть. Они идут в Церковь, чтобы облегчить состояние своей души. Есть и такие люди, которые родились в православных семьях, в семьях священников. Словом, по моим наблюдениям, сегодня большое количество людей имеют мотивацию и настроение для прихода в Церковь, не представляют себе жизни вне Церкви.

Если мы сравним сегодня количество священников с количеством врачей, учителей в любом районе нашей страны, то мы увидим, что оно ничтожно мало. Священников и диаконов, которые ежедневно заняты службами и требами, очень мало. Да и они вынуждены выполнять свои богослужебные обязанности, поэтому часто люди не могут прийти в храм и свободно побеседовать со священником, получить от него ответы на свои вопросы. Кроме того, у нас очень открытое и образованное общество, и каждый хочет получить ответ на возникающие вопросы на своем уровне. И тот факт, что из уст образованных, широко информированных интеллектуалов нередко звучит негативное мнение о современном состоянии Церкви, может быть, является следствием того, что этим людям кто-то из духовных лиц не ответил на волнующие их вопросы, или они еще не встретили на своем жизненном пути духовника. Но так как эти люди имеют доступ в СМИ, пишут книги и статьи, то именно они и формируют у всего российского общества мнение о Церкви.

Российское общество находится сегодня в состоянии поиска своего пути. 20 лет – это слишком мало для того, чтобы найти свой путь, хотя фундаментально этот путь уже определен нашим прошлым историческим развитием. Думаю, что и в целом наступает апогей мировых событий, которые начали происходить в XX веке, – природные катаклизмы и политические потрясения. Кардинальные изменения происходят в образовании и науке, которая уже массово обращается к богословию и к бесценному наследию аскетической мысли. Ныне мы находимся даже не на этапе катехизации и воцерковления, а на этапе осмысления предназначения Церкви на земле. Очевидно, что Апокалипсис, который был открыт Богом через Иоанна Богослова две тысячи лет назад, реализуется уже сегодня, и об этом говорят даже ученые, в частности, в связи с событиями в Японии. Когда смотришь различные телепередачи, участвуешь в различных диспутах и конференциях, то видишь, что об этом говорят лучшие представители интеллектуальной части общества, причем не только российского, но и мирового.

Мы можем констатировать, что в нашем обществе есть люди, которые негативно оценивают нынешнее положение Церкви. Это может свидетельствовать о том, что общество действительно переживает за состояние Церкви. Но есть люди, которые заостряют внимание на несущественных вещах, например, машины духовенства и пр. Но разве в этом проблема? Важен вопрос о том, что несет сегодня Церковь. Нельзя Церковь связывать с машинами, зданиями и сооружениями. Нужно понимать суть Церкви, реальную цель и реальный смысл жизни.

Многие приходят в Церковь в поисках чуда, не понимая, в чем состоит назначение Церкви на земле. Мы должны поразмышлять над словами Христа: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Бог приходит на землю в образе Иисуса Христа, ходит по земле, говорит с людьми, совершает чудеса, но за всеми Его словами и чудесами совершается заключение отношений Бога с человечеством, заключается Новый Завет. Новый завет дан нам Богом, сошедшим на землю. И тот факт, что Бог – Творец мира, человека, Сам пришел на землю, свидетельствует, что история человеческого рода вступила в новую эпоху. Недаром Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Церковь ничего не утратила. Не столь важно, будут священники ездить на телегах или машинах, передвигаться на поездах или лодках, или летать на самолетах. Думаю, важно обращать внимание на иные вещи. А концентрироваться на таких вопросах, значит проявлять бытовое отношение к Церкви. Это указывает на то, что мы не совсем понимаем назначение Церкви в этом мире. У меня такое ощущение, что сегодня у многих утрачена способность понимания и рассуждения, потеряно чувство ответственности. Эти три начала плохо работают в нашей человеческой жизни. Требуется другой подход к пониманию назначения Церкви на земле.

Я считаю, что Церковь сегодня проходит нормальный период жизни. Огромное количество людей разного пола, возраста, национальности, уровня образования, социального и должностного уровня приходят в Церковь, ищет ответы на свои вопросы. А это показатель того, что не угасает в народе поистине феноменальный интерес к Церкви. Церковь и общество сегодня проходят период своего возмужания. Более того, я нисколько не сомневаюсь, что именно наше поколение даст много святых людей. Пройдет время, и это станет ясно. Сегодня среди священников огромное количество совершенно удивительных подвижников, которые все отдают людям, находятся в сложных жизненных условиях, порой даже в экстремальных ситуациях.

Как говорил святитель Иоанн Златоуст, священник обязан ответить на любой вопрос, который ему задается. И многие священники отвечают на эти вопросы, порой священник является единственным человеком, к которому люди могут придти со своими вопросами, в надежде услышать ответ. И я надеюсь, что люди, которые в чем-то сомневаются, смогут прийти в Церковь, найти тех духовных лиц, которые смогут их утешить и дать ответ на их вопросы. Я пожелал бы всем нам осознать какими природными богатствами, дарами и талантами наделил наш народ и нашу страну Господь. Мы, бесспорно, остаемся даровитым народом, и мы доказывали это много раз, переживая экстремальные ситуации в нашей истории. Я же прошу Бога, чтобы Он дал мне больше сил для того, чтобы я мог послужить на пользу тем людям, которые бесконечным потоком приходят в Церковь».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 26

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

26. Андрей : Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-18 в 16:34

Оттока может и нет, но притока тоже не наблюдается, особо. Почему? Потому, что молодёжь смотрит и видит как ведут себя многие священослужители. Халёные, разъевшиеся попы, явно не голодающие и не нуждающиеся ни в чём. Многие приезжают на службу на джипах, особо не стесняясь. Многие живут в шикарных коттеджах. Размером с дворцы президентов. Люди видят всё это. Ладно - старухи привыкли к этому, закрывают глаза, бояться. Но молодёжь задумывается, анализирует... На какие деньги всё это куплено? Понятно на какие... Некоторые от детей своих отрывают крохи, несут вам... Не так? Может лучше накормить и одеть детей, стариков и нищих. Понятно, кормите и одеваете. Но не мало ли? Достаточно ли? Если остаётся на джипы и коттеджи? Зачем излишества вам? Если учите людей обратному? Разврат несовершеннолетних детей священнослужителями? Понятно, там случай не с православной церковью был. Но для обычного люда нет особой разницы. Как верить вам после этого? Вообще, в последнее время у людей складывается устойчивое понимание, что Бог это одно, а церковь - совсем другое. Каким был Христос? Кроткий, скромный, худенький, носил ветхую одежду. Он был кристально чист. Люди тянулись и тянуться к Нему. Да святится Его Имя на небесах!!! Разьве Он не достойный пример нам всем и вам в первую очередь? Какие сегодня священослужители? Полные антиподы. Дорогие машины, разъевщиеся, холёные, золото, бриллианты... Зачем всё это? Почему они не хотят быть похожими на Христа? Ни сами ли вы виноваты, что не верят вам люди? Не стала ли ваша служба лишь источником дохода вашего? Или в первую очередь источником обогощения? Не пора ли переосмыслить своё поведение? Да, упрекнёте меня, что не все такие. Далеко не все... Что, мол, в семье не без урода... Но почему не делаете замечания своим товарищам? Поэтому у молодёжи уже сложилось устойчивое восприятие современной церкви как бизнеса. Как источника обогощения. Нельзя упрекать? А может быть уже пора? Может быть уже назрела необходимость? Пока не поздно?
25. иерей Илья Мотыка : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-16 в 13:58

Вру на мерседесе езжу время от времени, правда не шестисотая модель. А № 9. И главный его недостаток ждать долго.
24. иерей Илья Мотыка : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-16 в 12:35

Я не жалуюсь мне и моей семье вполне хватает на необходимое. Только разозлился из-за Мальдив. Новое русское хобби дразнить провинциального попа стоящего на остановке общественного транспорта разговорами о мерседесе или иностранных курортах. Вполне можно отдохнуть у тестя в деревне с недельку. Зато никакой мороки с документами и дорогой.
23. иерей Илья Мотыка : heather
2011-04-14 в 16:35

У меня костюм только один, куплен был на свадьбу, а человек я вовсе не юноша. Хожу в нем на работу в университет много лет. Комплект облачений буду использовать лет 20 не меньше. Какие Мальдивы? я иногда думаю поехать мне службу на автобусе или топать пешком час по промзоне. Дело не нестяжании, а просто о бедности мордовского попа. Богатые священники в России есть отрицать не буду, слышал о таких. Но пока не встречал.
Православных священников в России около 14 т. человек так что не стоит сочинять феноменальных цифр, считал со староверами.
22. Аноним : 19 скептик
2011-04-14 в 16:27

Скептик, если Вы так хорошо понимаете за экономику, то посчитайте -таки проценты за простой скафандров и штГаф за использование облачений не по назначению. Вы-таки считайте уже теперь до самого конца по ст. 395 ГК РФ
21. heather : благословите?
2011-04-14 в 14:25

О.Илья, как Вам это может быть "все равно"? Вы слышите, как к Вам обращаются люди? - "Отец". Через некое время Вы встанете перед Богом и, глядя Ему в глаза, скажете:"Се, аз и дети, яже ми еси дал". Вы думаете, Бог через кого-то посылает лично Вам средства, чтобы Вы свозили попадью на Мальдивы? Да Он их Вам дает, чтобы Вы, отец, заботились о данных Вам детях. У кого-то болеет мать, кому-то надо делать операцию, у кого-то сын под следствием, а кому-то, извините, просто жрать нечего. Какое золото на облачениях? У Вас подризник чистый, с индитии воск выведен? Налоги заплачены, холодильник полон? А остальное - самому нуждающемуся. Иначе "потом" Вы не посмеете говорить о детях, что Вам Он дал. Священники почему-то перестали воспринимать прихожан как своих личных детей. С чего бы это? Извините еще раз.
20. иерей Александр З. : 13 Михаилу
2011-04-14 в 02:18

" Церковь погибает! Некто Симон покупает апостольский дар за баснословные деньги!
Апостол Павел, новоиспечённый от иудеев, проводит в Церкви политику жёсткого администрирования! В Церкви ложь, лицемерие и обман: Анания и Сапфира уничтожены ап.Петром за подлог и утаение собственных сбережений! " - вот такое мы бы услышали от некоторых современных колумбистов, если бы поместили их перекошенные взоры в начало церковной истории, исполненной любви и благодати...

О, где же ты, простое евангельское око!
19. скептик : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-14 в 02:09

2 Аноним
причем тут это? полет космонавта и его одежда с никейским собором никак не связаны.

более того, у космонавта на шлеме стекло с золотой пленкой. знаете, для чего она? если нет, я вам укажу пару хороших сайтов и 1 адресок в москве дам, вам будет интересно, думаю.
космонавт нуждается в уникальной пленке, системе охлаждения, 15-ти слоях защиты и тп. слово "нуждается" - ключевое.
более того, священников все религий у нас в стране примерно тысяч 410. из них православных ну хотя бы тысяч 250 будет точно.
если 1.5*10^4 * 2.5*10^5 = 3.75*10^9 рублей.
1 скафандр наш стоит примерно 5*10^7 рублей (оценочная стоимость скафандра "орлан"), умножим это на число космонавтов.
смотрим, сколько человек в 2010 году было на мкс:
мкс-21 - 2 человека
мкс-22 - 2
мкс-23 - 3
мкс-24 - 4
мкс-25 - 3
итого 14 человек. я не уточнял, но думаю, есть и запасные + испытательные скафандры, так что 14 умножим еще 3, получим 42.
итого 2.1*10^9 рублей потрачено на скафандры.
то есть они дешевле :)
я при этом не учитывал, что американцы летают в своих скафандрах и что одежда патриарха стоит явно дороже 15 рублей и костюмов у него явно больше, чем 2 (выходной и рабочий).
18. Филимонов : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-14 в 00:17

Вообще, заметим, церковные либералы радостно подхватили тему: "да! да! антиклерикальные настроения растут! доверие к Церкви падает! надо срочно что-то менять! покорность власти и проекты строительства церквей отвращают от нас население!" На сайте "Татьянин День" напечатали текст "светского эксперта", какой-то барышни которая в простоте душевной так и заявила: "может быть пришло время Церкви замкнуться, побыть в некой самоизоляции для того, чтобы разобраться со своими проблемами..." Выдала, так сказать, открытым текстом мечту либералов: сидите, православные в своем затворе, и не высовывайтесь для своей же пользы! Причем их совершенно не смущает, что попадают они в унисон с самыми что ни на есть диомидовцами. Тут у них полный консенсус.
17. Аноним : скептик
2011-04-13 в 22:56

А почему не сравниваете со стоимостью костюма космонавта?
16. скептик : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-13 в 21:49

2 иерей Илья Мотыка
вы меня не поняли: мне вообще все равно, кто как расходует средства, если а)эти траты не противозаконны б)это устраивает тех, жертвовал деньги.
суть в другом: это противоречит вашим же правилам, я не устав коммуниста процитировал, а никейский собор.

кстати, комбинезон рабочего стоит намного меньше и даже костюм рядового офиса работника стоит меньше. а потом, что вы так акцентируете внимание на парче и золотых цепях?) это вовсе не главное в моих комментариях. это просто иллюстрация, одно из многочисленных несовпадений реальной и декларируемой картинок.
15. иерей Илья Мотыка : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-13 в 21:09

Если бы сшили облачение из шелка для всех клириков Великой церкви в Константинополе, аналога московского Храма Христа Спасителя, то на это бы ушёл весь годовой бюджет Византии.
14. иерей Илья Мотыка : Скептику
2011-04-13 в 20:36

Священнические облачения, хоть и красивые но не золотом шиты. Потому что, стандартный комплект священнического облачения не превышает 15 тысяч рублей. И сейчас и в дореволюционной России никого из верующих не смущали красота облачений и богослужебных сосудов.
13. Михаил : Имеющий очи да видит
2011-04-13 в 20:27

Проблема в том, что надо захотеть увидеть проблемы современной РПЦ. Чаще их не хотят видеть принципиально. И говорят о 20 годах строительства церковных отношений, как будто их не было при Совесткой власти. Тогда эти отношения внутри Церкви и с властью были, мне кажется, чище и честнее. Не было абсолютизма власти иерархов, они были доступнее, проще и не обнимались с жуликоватой светской властью (кстати, тогда и сама светская власть не была такой жуликоватой).
Не хочется видеть церковных нестроений, о которых честно написал Соколов-Митрич. О деньгах, которые уходят в бюджет МП РПЦ, о разрушении приходов, которые лишены настоятелей, о рабском положении священников, которые не имеют элементарной человеческой свободы - любой донос чреват тем, что их могут лишить приходов. И ведь никуда не пожалуешься! Абсолютно нет нкакой защиты!
О каких монастырях можно вести речь? На общее число монастырей приходится немногим больше монашествующих: по 2 человека на монастырь. Большая часть монастырей существует только в отчетах: там нет никакой традиции. Кому нужны эти цифры и отчеты?
А молодые и чрезвычайно амбициозные (гордые) игумены в обойме "новых менеджеров" Церкви. Это разве не проблема, которая просто бросается в глаза?
Соколов-Митрич пишет об отрицательной динамике. И это правда.Если Вы хотите ее знать. А не хотите, тогда - все хорошо, "жить стало лучше, жить стало веселей".
12. скептик : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-13 в 19:27

2 Светлана
а я и не претендую на право указывать вам на то, кому где когда сколько вам следует жертвовать и дарить.
я указываю лишь на реально существующий противоречия, которые
а)не разрешаются
б)усиливаются.

лично меня эти проблемы непосредственно не касаются, но они касаются тех, кто живет рядом со мной - верующих граждан страны.

понимаете, расколов в истории церкви было множество. появлялись новые религии, ветви, секты и тп. я сомневаюсь, что эти священники
а)перестали верить в бога
б)собираются основывать свою "истинно православную патриархию".
но ведь по факту у них свое особое мнение, и их поддерживают реальные люди, и таких людей много.

и потом, вы путаете: одно дело - построить храм или написать красивую икону, другое дело - облачить священника в злато.
11. Светлана : Скептику.
2011-04-13 в 17:59

Вы же неверующий, так что без Вас разберемся…Вы, к сожалению все равно не поймете, почему люди, в благодарность Богу, Пресвятой Богородице приносят самое лучшее и украшают Дом Божий, да и многое другое… «Внешним» рассуждать даже сложно, так как без любви их суд неправеден.
10. Аноним : 4. Андрею Х.
2011-04-13 в 16:54

"проблемы, поднятые в ней не касаются большинства обычных прихожан. Лично мне абсолютно всё равно, какие там отношения внутри МП, как налажены административные механизмы. Я прихожу в храм, чтобы прославить с другими верующими Единого Бога и поклониться Ему, чтобы причаститься Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа и получить отпущение грехов на исповеди" ======в том то и дело, друзья, что "обычные прихожане", на самом деле "обычные захожане".Мы не Церковь, мы каждый сам по себе, заходим в Храм "справить духовную нужду" и нам нет ни какого дела до того что "МП" захватили "ньюсаддукеи" и им не нужны православные приходы, православные братства и сестричества и вообще Святая Русь.из нас пытаються сделать именно чужих друг другу "захожан", не интересующимися делами не только в "МП", но делами клира в своем храме, а главное не заявляющих ни каких своих прав на организацию жизни своего прихода, на созыв реальных приходских собраний, участие в реальных делах милосердия, взаимовыручки и пр. "Не прячте ваши денежки", в смысле несите пожертвования - остальное вас не должно волновать...церковная политика вас не должна заботить...да и в государственной быдлу нечего делать
9. Аноним : Я считаю, что Церковь сегодня проходит нормальный период жизни.
2011-04-13 в 16:34

"Я считаю, что Церковь сегодня проходит нормальный период жизни" - Вы либо слепы, либо не искренни.
8. Эрик : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-13 в 14:15

Верующие миряне разве все хотят стать монахами?

+++

А если отделить одно от другого, огромную массу прихожан, вовсе не помышляющих о монастыре, и ту малую толику тех, кто желает (от безработицы и неурядиц) найти экономически тихий причал в монастыре, то вторая категория граждан, наверное, вовсе не показатель притока или оттока огромной массы прихожан.
7. скептик : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-13 в 14:02

Думаю, что и в целом наступает апогей мировых событий, которые начали происходить в XX веке, – природные катаклизмы и политические потрясения. Кардинальные изменения происходят в образовании и науке, которая уже массово обращается к богословию и к бесценному наследию аскетической мысли. Ныне мы находимся даже не на этапе катехизации и воцерковления, а на этапе осмысления предназначения Церкви на земле. Очевидно, что Апокалипсис, который был открыт Богом через Иоанна Богослова две тысячи лет назад, реализуется уже сегодня, и об этом говорят даже ученые, в частности, в связи с событиями в Японии. Когда смотришь различные телепередачи, участвуешь в различных диспутах и конференциях, то видишь, что об этом говорят лучшие представители интеллектуальной части общества, причем не только российского, но и мирового.


также хочется добавить по этому куску текста.
во-первых, природные явления были и будут всегда. чем сильнее стихия, тем больше и печальнее последствия. апокалипсис предсказывали уже сотни раз: были и наводнения, и землетрясения, и взрыв сверхновых видели, и похолодания длиной в 50 лет бывали - однако мы живы
эпидемии, войны, перевороты, революции тоже были всегда (ну революции не всегда, скажем, последние лет 350) - однако человеческий род никуда не исчез опять же.
так что все эти пессимистические речи и страшилки вряд ли имеют хоть сколько-нибудь ценное содержание.

насчет лучших представителей - что-то я не видел ни одного нобелевского лауреата (кроме получивших премию по литературе), чьи речи и чьи достижения базируются на богословских религиозных трактатах. богословие и религ.книги действительно имеют ценность для некоторых ученых - историков (в том числе искусствоведов), филологов, этнографов, крайне редко - для географов и социологов.
но наука (я имею в виду точные и естественные дисциплины) массово к богословию не повернулась и не должна поворачиваться в принципе - она не об этом и не для этого.
6. Смирнова Наталья : "Церковь сегодня проходит нормальный период жизни"
2011-04-13 в 14:02

Полностью согласна с игуменом Августином. Никакого оттока нет, а есть приток людей. Церковь возрождается и востребована людьми. Мы действительно находимся "на этапе осмысления предназначения Церкви на земле". Ведь "без Бога не до порога".
5. скептик : немного не в тему, но все-таки в тему
2011-04-13 в 13:55

представим себе ситуацию, что в некой стране есть набор законов, правил и норм поведения, как писаных, так и неписаных.

представим, что находится хитрец, который прорывается во власть и говорит: власть должна быть богатой, тогда вы будете уважать такую власть и таких людей, которые сумели обогатиться, и тогда она не будет воровать, ведь она уже богата.
логично? логично. население несет свои сбережения представителю власти (неважно, будь то видный полководец, крупный чиновник или высоко стоящий в иерархии священник).

обогащение произошло. тут этот прорвавшвийся во власть хитрец, уже весь разодетый в золоченные одежды, говорит: эта практика пожертвований очень хорошая и правильная, вы должны продолжать жертвовать. ведь власть должна поддерживать свой авторитет и демонстрировать свое величие, ведь власть нуждается в постоянном уважении.
логично? логично. население продолжает нести дары.

затем уже не просто хорошо, а замечательно живущий хитрец говорит: в этих пожертвованиях есть глубокий смысл. чтоб не упустить его и всегда иметь возможность приобщиться к нему, вы должны жертвовать, ведь ваши отцы делали также. убранство наших дворцов свидетельствует о величии этого смысла, наши одежды символизируют приобщение к прекрасному, наши украшения - это лишь скромные проявления нашего трепета перед этим самым глубоким смыслом.
логично? логично. во власть приходит больше людей, все хотят приобщиться (конечно, не к богатствам, а к высокому смыслу, к его непостижимой и удивительной тайне, все хотят жить и работать ради этого смысла - а золотые одежды пусть будут приятным дополнением).
логично? логично.

и так с каждым годом власть все больше говорила о своей значимости, о своем величии, о своей необходимости, о своем праве на определение тех или иных норм...

но вот беда:
оказывается, по правилам в этой стране власть не должна прельщаться подобной мирской красотой и подобными материальными благами, ибо в правилах сказано: власть - для другого и выглядеть должна по-другому.

вспомнив об этом, люди стали отворачиваться от власти, стали возражать, критиковать, даже более того, заговорили о том, что власть все делает неправильно. до общенародных бунтов и мятежей далеко, но ситуация неспокойная.
___
согласитесь, что все это звучит не то как сказка, не то как рассказ об очередной афере. но что самое забавное - все это есть описание нашей действительности.

к чему все эти аллегории? к тому, что выступление ижевских священников, наверное, идет вразрез с нормами православия и внутрицерковными правилами (хотя не они первые, не они последние), но в эти тонкости я вдаваться не буду, ибо почти не знаком с ними.

а вот где совсем не тонкости (цитирую чаплина http://www.interfax-...on.ru/?act=news&;div=40289):
"Когда люди жертвуют что-то на храм, на то, чтобы духовенство выглядело достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего, которые меряют отношение к человеку деньгами, это естественное стремление человека показать, что самое главное - не рациональное расходование средств на те или иные преходящие нужды, которые никогда не будут полностью восполнены, а посвящение своих денежных средств, своих трудов на то, что принадлежит Богу, на те символы, которые напоминают нам, что главное - это не политика, не экономика, не обывательские нужды человека, не его материальные интересы, а присутствие Бога, Его тайны и духовная вертикаль в окружающем нас мире", - сказал отец Всеволод.



или вот еще интересная фраза:
В быту жили скромно: все лучшее несли в церковь. Убранство Божиих храмов и богослужебных одеяний священнослужителей Руси зримо являли величие Господа и небесных чертогов. Великолепные царские облачения были собственностью государства так же, как и одежды царских служилых людей и челяди. Они не были роскошными предметами личного пользования. Их назначение – выражать высокий государственный статус православной Руси, возглавляемой помазанником Божиим.
http://www.pravoslav...ka/070122171027.htm

давайте теперь все вместе попробуем вспомнить никейский собор!
решение II никейского собора:

16. Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да испраляются. Если же в том пребудут, подвергать их епитимии; такожде и употребляющих благовонные масти. Поелику же корень горести выспрь прозябаяй, ересь христианохульников, соделалась нечистым пятном для Кафолической Церкви, и приявшие оную не только иконами возгнушались, но и всякое благоговение отвергли, ненавидя людей честно и благоговейно живущих, и исполнилось в них написанное: мерзость грешникам благочестие; то, Если обрящутся некие, посмеивающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются. Понеже, от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Великий. Но и разноцветные из шелковых тканей одежды не были носимы, и на края одежд не налагались воскрилия инаго цвета; ибо слышали от Богоноснаго гласа: яко в мягкие одежды одевающиеся в домах царских суть.



налицо явно противоречие между словами высокопоставленного священниками и религиозными канонами. я не знаю, много ли таких противоречий, но если их реально много, то нет ничего удивительного в том, что мини-раскол в ижевске случился и что подобные эпизоды повторятся.
если церковь отдаляется, отвращается от своих же правил, то отток рано или поздно неизбежен. задумайтесь.
4. Андрей Х. : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-13 в 13:51

Я читал статью Соколова-Митрича. Думаю, проблемы, поднятые в ней не касаются большинства обычных прихожан. Лично мне абсолютно всё равно, какие там отношения внутри МП, как налажены административные механизмы. Я прихожу в храм, чтобы прославить с другими верующими Единого Бога и поклониться Ему, чтобы причаститься Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа и получить отпущение грехов на исповеди. Может быть, нынешнее состояние Церкви далеко от идеала, может быть всё сейчас происходит не совсем так, как описано в Деяниях и Посланиях свв. Апостолов, но меня это особо не беспокоит. Церковь и сегодня дает нам очищение грехов и возможность соединения с Господом, а это главное!
3. Светлана : Благословите...
2011-04-13 в 13:46

Согласна с батюшкой в том, что интерес к Церкви со стороны остальной части общества не ослабевает. Вижу это по своему приходу, где количество групп по оглашении неуклонно увеличивается с каждым годом. Но справедливости ради надо сказать, что этот "рост" еще частично связан с расширением возможностей прихода.
"Очевидно, что Апокалипсис, который был открыт Богом через Иоанна Богослова две тысячи лет назад, реализуется уже сегодня", - пишет батюшка.
Очевидно, люди чаще начинают задумываться о смысле жизни и куда «двигаться» дальше.

Но все это до поры, пока сама Церковь являет Божий СВЕТ, ЛЮБОВЬ И МИР.

Россия стала оплотом Православия на Земле и одно это самое главное наше богатство.

Не убережем Православную веру в чистоте, лишимся и остальных даров и богатств России.
А о самом главном Вы, батюшка, и не говорите, а жаль.

У меня в связи с этим один к Вам вопрос:

Скажите, пожалуйста, для чего сейчас нашей Церкви идти и быть в собрании нечестивых? Я имею ввиду Всемирный Совет Церквей? Вместе с шаманками, индусами и всякого рода сектантами молиться и совершать «экуменическую евхаристию»?
Ведь в Святом Писании и Святом Предании ясно сказано, что ждет тех, кто ходит на «путь нечестивых».
Всякие политические и иные оправдания здесь не уместны. Этим мы не только не помогаем «заблудшим», но напротив, губим себя и их.
Когда настоятели нескольких грузинских монастырей обратились к своему Патриарху с этим вопросом и потребовали выйти из ВСЦ, их поддержали многие священнослужители и миряне и Патриарх принял положительное решение.

Многие Православные Церкви вышли из этого «сборища», когда же наш черед?

Будет ли этот вопрос обсуждаться на Архиерейском Соборе? (Спасибо).
2. Федор : Re: "Когда будут везде золотить купола, то в храмы те ходить нельзя будет", - Серафим Вырицкий.
2011-04-13 в 13:10

Очевидно, что он говорит либо о времени антихриста, либо об унии с папёжниками. Ничего из этого сейчас нет и в храмах - Благодать Святого Духа. Отрицающий это - сектант.
1. Григорий179556 : Re: Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви
2011-04-13 в 12:43

"Однако те люди из интеллигентской среды, которые приезжали к Серафиму Саровскому"
именно потому что они видели другиую - подвижническую и аскетическую жизнь, СДЕЛАННЫЙ выбор между материальным и духовным.
И сегодня мы видим сделанный выбор в сторону материальную.
Важно обращать внимание на иные вещи, но обращает как раз внимание нестяжательная и открытая, без ТЕЛОхранителей жизнь патрирха Павла и нашего Патрираха. Мы ведь не слепые и прекрасно понимаем в пользу чего сделан выбор.
А дальшеЮ дальше нам тоже подсказано:
"Когда будут везде золотить купола, то в храмы те ходить нельзя будет", - Серафим Вырицкий.
В последних книгах это пророчество изъято. И не случайно.
Дальше цитата: "Я считаю, что Церковь сегодня проходит нормальный период жизни."
Но Соколов-Митрич считает по другому, я тоже с ним согласен, далее рассудит нас Госполь.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме