itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Игумен Августин (Анисимов): Я пока не наблюдаю оттока верующих из нашей Церкви

По мнению известного пастыря, тревоги, выраженные в статье Соколова-Митрича «Очень маленькая вера», не имеют под собой достаточных оснований

Проблемы церковной жизни 
0
1861
Время на чтение 8 минут
На днях в «Русском репортере» была опубликована статья известного публициста Дмитрия Соколова-Митрича «Очень маленькая вера. Почему второго Крещения Руси нет и не будет». Публикация вызвала неоднозначные отзывы. Соколов-Митрич со ссылкой в основном на анонимные источники утверждает, что в российском обществе происходит «повсеместный рост антиклерикальных настроений», и что «с каждым годом у Патриархии все меньше взаимопонимания не только с обществом, но даже с собственным духовенством». По его словам, «из Церкви сегодня идет мощный отток верующих, которые обманулись в своих ожиданиях», и если «в монастырях раньше было по двадцать постригов в год, сегодня – единицы».

Данные тенденции, по его мнению, являются следствием политики, проводимой Московской Патриархией в последнее время. Церковным руководством, по словам публициста, делается «ставка лишь на бюрократические методы управления». «За последний год, - пишет Соколов-Митрич, - количество всевозможных запросов, анкет и отчетов увеличилось настолько, что настоятелям церквей приходится нанимать специальных людей для бумажной работы. Дело доходит до абсурда. В некоторых епархиях от священников требуют отчеты о количестве участников крестных ходов, фотографии окрещенных и отпетых». «В одном ряду с бумажным цунами – новый приходской устав, который свел к минимуму роль самой общины; введение при каждом храме штатных должностей социального работника, миссионера и катехизатора; а также пересмотр финансовых взаимоотношений в пользу патриархии, что уже спровоцировало бегство капитала из церковного оборота во всевозможные благотворительные фонды доверенных лиц. Одни называют эту реформу "путинизацией" Церкви, другие считают, что Патриарх выстраивает систему по католическому образцу», - говорится в публикации.

И если, по словам публициста, «вполне системные» люди, которые на выборах поддерживали Патриарха Кирилла, сегодня «исполнены в лучшем случае фатализма, в худшем – тревожного пессимизма», то «в Московской Патриархии атмосфера настолько противоположная, что в какой-то момент возникает иллюзия, что в России не одна, а две церкви. Тут царит оптимизм. Заряд бодрости в кабинетах такой мощный, что его излучают даже журналисты из "церковного пула". Здесь говорят: да, Патриарх строит "вертикаль", и правильно делает, потому что многие епархии превратились в болото. В 90-е годы из-за кадрового голода было рукоположено много людей случайных, с тех пор они сделали карьеру, а теперь их загоняют в семинарии, понуждают повышать свой образовательный уровень – вот они и гундят. И ничего Церковь с властью не сращивается, а даже наоборот - на харизматичного и энергичного Патриарха уже косо смотрят в Кремле». «...Атмосфера в Патриархии, - продолжает Соколов-Митрич, - все больше начинает напоминать кабинеты госменеджеров, которые точно знают, как модернизировать страну, и не чувствуют особой нужды советоваться на этот счет с самими модернизируемыми».

В связи с полемикой, вызванной данной публикацией, мы попросили наместника Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумена Августина (Анисимова) поделиться своим мнением по вопросам, поднятым в статье Дмитрия Соколова-Митрича:

«Это тема очень непростая и деликатная. Сегодня в обществе слышится много суждений не только о состоянии Церкви, но и о будущем российского общества. На вопрос о том, какими будут будущие отношения общества и Церкви, пытаются ответить СМИ, общественные, научные и политические деятели. В рассуждения на эти темы вовлечено все наше интеллектуальное сообщество. Суждения высказываются неоднозначные. Но если мы посмотрим на отношение интеллектуальной части общества к Церкви в период правления Дома Романовых, то мы увидим, что оно тоже было далеко неоднозначным. Однако те люди из интеллигентской среды, которые приезжали к Серафиму Саровскому, к Оптинским старцам, другим подвижникам веры и духовным лицам Церкви, совершали для себя духовные открытия, испытывали большие внутренние метаморфозы и кардинально меняли свою жизнь.

Сегодня Церковь освоила огромные общественные пространства, в значительной степени восстановила материальную базу – храмы и монастыри. Но не нужно забывать, что несколько десятков лет атеистической жизни вывели нас из той церковной полноводной реки, которой жил наш народ, а мы за этот атеистический период утратили связь с Богом через Церковь. И не только это утратили. Если мы сегодня обратимся к любому вектору общественной жизни, культурной и семейной, к традициям, к нынешнему укладу жизни, то часто можем услышать: все не так, как должно было быть, и даже не так, как мы бы хотели. Таково общее настроение в нашем обществе, в котором имели место большие надежды и ожидания на возрождение и развитие с приходом Церкви в общественную и государственную жизнь. Все слои населения, и все сословия нашего общества задаются вопросом, что будет с Россией в будущем и каковы будут отношения общества и Церкви.

Как практикующий священник, священник-преподаватель и священник-миссионер я могу свидетельствовать о том, что не угасло желание людей иметь связь с Богом именно через Церковь. Где бы я ни был за последние 20 лет, а я много где был, но я не могу припомнить, что где-то отсутствовал бы интерес к слову Божию. Каждую неделю мне приходится выступать в разных аудиториях, – в школах, вузах, колледжах, военных частях, тюрьмах, философском обществе, – мне приходится постоянно общаться с огромным количеством самых разных людей - студентами, преподавателями, учеными, политиками, деятелями культуры, писателями, поэтами, – и везде я встречаю огромный интерес к Церкви. Люди искренно ищут ответы на вопросы личной, семейной, общественной и государственной жизни. Особый интерес к Церкви я вижу у молодежи.

Говорят, что сейчас в монастыри идут люди не по призванию, а по жизненной нужде. Но я считаю, что это проблема духовничества. Надо не забывать, что наша Церковь всего 20 лет занимается активной деятельностью, – это очень маленький срок. Неудивительно, что основная масса людей идет сейчас в Церковь из-за личных проблем. Есть также люди, которые идут в Церковь сегодня из-за проблем у своих близких. Есть люди, которые просто хотели бы трудиться в Церкви, например, бывшие офицеры, вышедшие в отставку, или люди, потерявшие работу. Но есть и те, кто ищет смысл жизни. В потоке современной информации людям порой сложно разобраться в происходящем, поэтому у них возникает потребность с кем-то посоветоваться. Они приходят к священникам, к старцам и задают волнующие их вопросы, и, получая ответы, остаются в Церкви. Есть и еще одна категория людей, приходящих в Церковь, – это те, кого мучает совесть. Они идут в Церковь, чтобы облегчить состояние своей души. Есть и такие люди, которые родились в православных семьях, в семьях священников. Словом, по моим наблюдениям, сегодня большое количество людей имеют мотивацию и настроение для прихода в Церковь, не представляют себе жизни вне Церкви.

Если мы сравним сегодня количество священников с количеством врачей, учителей в любом районе нашей страны, то мы увидим, что оно ничтожно мало. Священников и диаконов, которые ежедневно заняты службами и требами, очень мало. Да и они вынуждены выполнять свои богослужебные обязанности, поэтому часто люди не могут прийти в храм и свободно побеседовать со священником, получить от него ответы на свои вопросы. Кроме того, у нас очень открытое и образованное общество, и каждый хочет получить ответ на возникающие вопросы на своем уровне. И тот факт, что из уст образованных, широко информированных интеллектуалов нередко звучит негативное мнение о современном состоянии Церкви, может быть, является следствием того, что этим людям кто-то из духовных лиц не ответил на волнующие их вопросы, или они еще не встретили на своем жизненном пути духовника. Но так как эти люди имеют доступ в СМИ, пишут книги и статьи, то именно они и формируют у всего российского общества мнение о Церкви.

Российское общество находится сегодня в состоянии поиска своего пути. 20 лет – это слишком мало для того, чтобы найти свой путь, хотя фундаментально этот путь уже определен нашим прошлым историческим развитием. Думаю, что и в целом наступает апогей мировых событий, которые начали происходить в XX веке, – природные катаклизмы и политические потрясения. Кардинальные изменения происходят в образовании и науке, которая уже массово обращается к богословию и к бесценному наследию аскетической мысли. Ныне мы находимся даже не на этапе катехизации и воцерковления, а на этапе осмысления предназначения Церкви на земле. Очевидно, что Апокалипсис, который был открыт Богом через Иоанна Богослова две тысячи лет назад, реализуется уже сегодня, и об этом говорят даже ученые, в частности, в связи с событиями в Японии. Когда смотришь различные телепередачи, участвуешь в различных диспутах и конференциях, то видишь, что об этом говорят лучшие представители интеллектуальной части общества, причем не только российского, но и мирового.

Мы можем констатировать, что в нашем обществе есть люди, которые негативно оценивают нынешнее положение Церкви. Это может свидетельствовать о том, что общество действительно переживает за состояние Церкви. Но есть люди, которые заостряют внимание на несущественных вещах, например, машины духовенства и пр. Но разве в этом проблема? Важен вопрос о том, что несет сегодня Церковь. Нельзя Церковь связывать с машинами, зданиями и сооружениями. Нужно понимать суть Церкви, реальную цель и реальный смысл жизни.

Многие приходят в Церковь в поисках чуда, не понимая, в чем состоит назначение Церкви на земле. Мы должны поразмышлять над словами Христа: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Бог приходит на землю в образе Иисуса Христа, ходит по земле, говорит с людьми, совершает чудеса, но за всеми Его словами и чудесами совершается заключение отношений Бога с человечеством, заключается Новый Завет. Новый завет дан нам Богом, сошедшим на землю. И тот факт, что Бог – Творец мира, человека, Сам пришел на землю, свидетельствует, что история человеческого рода вступила в новую эпоху. Недаром Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Церковь ничего не утратила. Не столь важно, будут священники ездить на телегах или машинах, передвигаться на поездах или лодках, или летать на самолетах. Думаю, важно обращать внимание на иные вещи. А концентрироваться на таких вопросах, значит проявлять бытовое отношение к Церкви. Это указывает на то, что мы не совсем понимаем назначение Церкви в этом мире. У меня такое ощущение, что сегодня у многих утрачена способность понимания и рассуждения, потеряно чувство ответственности. Эти три начала плохо работают в нашей человеческой жизни. Требуется другой подход к пониманию назначения Церкви на земле.

Я считаю, что Церковь сегодня проходит нормальный период жизни. Огромное количество людей разного пола, возраста, национальности, уровня образования, социального и должностного уровня приходят в Церковь, ищет ответы на свои вопросы. А это показатель того, что не угасает в народе поистине феноменальный интерес к Церкви. Церковь и общество сегодня проходят период своего возмужания. Более того, я нисколько не сомневаюсь, что именно наше поколение даст много святых людей. Пройдет время, и это станет ясно. Сегодня среди священников огромное количество совершенно удивительных подвижников, которые все отдают людям, находятся в сложных жизненных условиях, порой даже в экстремальных ситуациях.

Как говорил святитель Иоанн Златоуст, священник обязан ответить на любой вопрос, который ему задается. И многие священники отвечают на эти вопросы, порой священник является единственным человеком, к которому люди могут придти со своими вопросами, в надежде услышать ответ. И я надеюсь, что люди, которые в чем-то сомневаются, смогут прийти в Церковь, найти тех духовных лиц, которые смогут их утешить и дать ответ на их вопросы. Я пожелал бы всем нам осознать какими природными богатствами, дарами и талантами наделил наш народ и нашу страну Господь. Мы, бесспорно, остаемся даровитым народом, и мы доказывали это много раз, переживая экстремальные ситуации в нашей истории. Я же прошу Бога, чтобы Он дал мне больше сил для того, чтобы я мог послужить на пользу тем людям, которые бесконечным потоком приходят в Церковь».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Августин (Анисимов)
Все статьи Епископ Августин (Анисимов)
Проблемы церковной жизни
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
«Такие действия не каноничны»
Протоиерей Владислав Цыпин о решении Фанара восстановить в священном сане Уминского
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии