При этом, не без пафоса заявил Ходорковский, он «готов платить дорогую цену» за отстаивание того, что считает правильным для России. «В этом смысле я патриот», - подчеркнул он.
Сравнивая Президента Дмитрия Медведева и Владимира Путина, Ходорковский отмечает: «Медведев настроен на продолжение реформ, однако одного желания слишком мало. Если под "путинизмом" понимать мягкий тоталитаризм, зависимость экономического развития страны от сырьевого экспорта, архаичные методы государственного управления, тогда, несомненно, есть более достойная альтернатива. Россия страна с европейской культурой, она исторически развивалась вместе с европейскими государствами. Но нынешний этап можно окрестить "триумфом реакции"».
«Основы сегодняшнего режима формирует банда "силовиков" из окружения Путина. Политическая элита осознает угрозу, исходящую от них, однако отклоняют любой гражданский контроль, традиционный для демократического государства. Поскольку контроль означал бы реальный переход к альтернативной политической модели», - считает Ходорковский.
Между тем, отмечает Ходорковский в интервью, «реальная политика», которую демонстрируют многие европейские лидеры в отношении Москвы, разочаровала многих россиян и пошатнула их веру в пропагандируемые Западом ценности.
Отвечая на вопрос журналиста о неизбежности трансфера финансовых состояний олигархов к «силовикам», Ходорковский согласился с тем, что «определенный возврат к авторитарной модели был неминуем». По его словам, для «олигархов первой волны» политическая власть была не самоцелью. «Все мы входили в команду экс-президента Бориса Ельцина, нас объединяла борьба за демократию». Однако ни Ельцину, ни кому-либо другому не удалось выстроить независимую демократическую модель, констатирует он.
К отрицанию политики нынешнего премьера, а тогдашнего Президента Путина Ходорковский пришел после того, как был обуздан телеканал НТВ. «Я не могу принять его методы борьбы с оппозицией. Он начала восстанавливать авторитарный режим, ведя страну к госкапитализму, или, точнее, к бюрократическому капитализму, основанному на "кормлении", на механизмах коррупции». Именно против этого, по словам бывшего олигарха, он и борется с 1990-х годов.