Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Стамбул без греков – это не Стамбул»

11.04.2011


Тюрколог Александр Сотниченко о необходимости сохранения греческой общины Турции …

«Православных в Турции, к сожалению, очень мало. По словам отца Досифея Анагностопулоса, который является заместителем Константинопольского Патриарха по общению с прессой, православных греков в Турции всего 4 тысячи человек. Из них активно посещают Церковь около 1200 человек. Проживают они только в Стамбуле и на островах Имврос и Тенедос. Как раз на острове Имврос родился нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей», - заявил в интревью «Русской народной линии» ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, доцент факультета международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук Александр Сотниченко, комментируя решение турецкого суда, предписывающее Константинопольской Православной Церкви закрыть свои школы в Стамбуле.

«Националистическая политика турецкого правительства, продолжавшаяся с 1920-х по 1980-е годы, вела к выдавливанию греков с этих территорий. В Стамбуле неоднократно происходили греческие погромы. Самый серьезный из них, который и повлиял на массовый выезд греков из Стамбула, произошел в 1956 году. До погрома греков в этом городе было достаточно много. Лозунгом националистов был тогда девиз "Турция для турок". В 1970-е годы была закрыта знаменитая православная гимназия на Принцевых островах и сейчас, например, в Стамбуле существует порядка 100 церквей, которые фактически не могут найти достаточное количество прихожан, чтобы себя обеспечить. Так что отток греков из Турции - это действительно большая проблема», - отметил ученый.

В связи с этим, продолжил тюрколог, «позицию турецких властей отчасти можно понять, поскольку греческие школы, которые сейчас есть в Стамбуле, не то что не могут дать полноценное образование, но и набрать нужного количества учеников». «Многие греки своих детей отправляют учиться в турецкие школы или в Грецию, так как в греческих школах Турции не хватает педагогических кадров».

«При этом греки Стамбула являются уникальным меньшинством, которое осталось ещё со времен Византийской империи, и без греков Стамбул - это не Стамбул. При нынешнем турецком правительстве, которое открещивается от любых видов национализма и имеет неплохие отношения с Патриархом Константинопольским, греки могли бы на международном уровне поднять эту проблему. Но не в смысле критики политики Турции, а как обращение к грекам, которые выехали из Константинополя в различные страны, чтобы они возвращались, чтобы их в этом начинании турецкое правительство поддержало. Важно восстановить в Константинополе греческую историческую общину, чтобы не потерять этот реликт времен Византии, который искусственно был практически удален из Турции в XX веке, в период правления националистов. Можно попробовать попытаться решить эту проблему в рамках ЕС. Тем более, что Греция сейчас находится в глубочайшем кризисе. Экономическое положение в Турции гораздо лучше, чем в Греции, на чем можно было бы сыграть. И, как мне кажется, турецкое правительство вполне может этот проект поддержать», - заключил Александр Сотниченко.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 13

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

13. Александр Сотниченко : либеральный масон и нац-модернист Мустафа Кемаль
2011-04-13 в 01:51

Уважаемый Георгий Ф.!
Причиной конфликта между греками и турками в 20 в. являлся национализм - богоборческая теория, основанная на гордыне. Греки выселяли турок из Измира и окрестностей в 1919 г., а затем из Греции в 1924 г. с не меньшим остервенением, чем турки, причем, последнее выселение шло согласовано с мировым сообществом по Лозаннскому договору 1923 г. Вставать на сторону одного из национализмов просто из личных симпатий мне кажется субъективным.
Про миллионы замученных армян, вас не смущает то, что Вы с легкостью обвиняете целый народ? Нас тоже обвиняют в геноциде народов Кавказа в XIX и XX вв., народов России, самих себя и т.п. Мне кажется, сама тема геноцида не совсем уместна.
12. Ерусалимецъ : автору
2011-04-13 в 01:23

Ну что ж, спасибо за ответ и за ссылку, всё стало на свои места. Опровергнутую вами версию я встречал в "Очерках по истории Вселенской Православной Церкви" Дворкина.
11. Александр Сотниченко : Не совсем так, вернее, совсем не так.
2011-04-13 в 00:53

При Ататюрке была создана отдельная от Константинополя патриархия для греков, желающих ассимилироваться с турками, но не желающих порывать с религией, которую тогда считали второстепенным фактором. Вот о ней http://www.hierarchy...-orthod-tureck.html
Проект провалился.
10. скептик : Re: «Стамбул без греков – это не Стамбул»
2011-04-12 в 13:13

2 Георгий Ф.
что, и ататюрк тоже масон? может, он еще и жыдомасон и ставленник мировой закулисы?
9. Алексей Гришин : Ислам и благоразумие несовместимы?
2011-04-12 в 13:04

Георгию Ф.: Простите за запоздалый комментарий: а что "благоразумие" и "разыгрывание исламской карты" - это несовместимые понятия?
8. Ерусалимецъ : вопрос автору
2011-04-12 в 12:31

Уважаемый Александр, а насколько правдоподобны сведения о том, что Ататюрк подумывал о турецкоязычном Православии, как альтернативе исламу? Якобы проводились даже тайные переговоры с Фанаром, но греки не пожелали делиться своими духовными сокровищами и отказались от участия в проекте "тюркизации" своей Церкви. И таким образом именно греческий национализм стал препятствием для уникальной исторической возможности христианизации турок... Или это миф?
7. Георгий Ф. : Александру Сотниченко
2011-04-12 в 10:52

Дорогой и уважаемый Александр Сотниченко!
Я вдвое старше Вас, поэтому не обижаюсь, но должен заметить, что азарт в полемике – плохой помощник.
Я в курсе, что «чья сила – тот и прав», и мне нет нужды забираться в дебри аж к древним хеттам.
Павел Иванович Дмитриев Вам уже ответил, что нас интересует современность. Если Вы послушаете греческое телевидение, то заметите, что греки именуют древнюю византийскую столицу, как и подобает, Констнтинополем. А наш город именуют Агио Петруполи, что тоже правильно. Ведь итальянцы тоже называют Петроград по-своему – Сан-Пьетробурго. Царь Петр называл его по-голландски, ну да Бог ему судья.
В Греции много семей – беженцев из Малой Азии, которых либеральный масон и нац-модернист Мустафа Кемаль Ататюрк выселял более чем ударными темпами, – не слабее, чем троцкисты раскулачивали русских крестьян в тайгу или Горбачев перебрасывал войска из ГДР в чистое заснеженное поле.
А вот Ваши надежды на благоразумие турецкого правительства, которое давно уже разыгрывает исламскую карту, вызывают только недоумение. Всего Вам доброго, Георгий.
6. скептик : Re: «Стамбул без греков – это не Стамбул»
2011-04-12 в 10:46

Александр Сотниченко,
а, собственно, я вашего тона не уловил: ваш пост никак моему не противоречит, и мой комментарий вашей статье не противоречит. я не общался ни с ататюрком, ни с теми, кто руководил страной после него (фахри корутюрком, например), но в целом же очевидно, что у турция своя, довольно нетипичная для современной исламского светского государства, политика, в которой пытаются ужиться и светские принципы, и весьма суровые радикальные настроения религ.кругов. конфликтов между греками и турками в 20 веке хватало, в том числе с пролитой кровью. занятие кипра - естественная реакция на падение режима черных полковников в греции.

это хорошо, что вы не считаете нормальным такие лозунги, это редкость среди авторов на этом сайте, кажется.

а вот насчет этногенеза не согласен. конечно, можно рассуждать о пассионарности, культурных и демографических взрывах и тп, но экспансия турецкого населения как шла, так и идет (с небольшими перебоями в 20 веке, конечно, вызванными глобальными событиями типа мировых войн): русские так массово не переезжают в какую-нибудь германию или швецию, напротив, возвращаются с некогда освоенных регионов (отток русскоязычного населения с пост-ссср-овского пространства).
турки, может, и известны как хорошие строители, только вот возведенные ими аквапарки почему-то от снегопадов падают, ага. не говоря уже о том, что у нас в стране вроде как всегда своих строителей хватало (а архитекторов можно и из италии позвать), и надобности отдавать тендеры туркам нет никакой (не считая того, что с турками проще договориться о распилах-откатах - свои хотят еще больше, а западные строители по таким схемам просто не работают). впрочем, это уже оффтопик.

а вообще решение суда немного удивляет: с такими замашками в европу турков еще долго не пустят.
5. Дмитриев Павел Иванович : "Православных в Турции, к сожалению, очень мало."
2011-04-12 в 09:02

Сожаление о малости православной общины выглядит несколько странно, так как число православных в Стамбуле изначально сокращалось по причине их уничтожения. Видимо по той же причине не рискует увеличиваться.Турция своеобразная страна еще в 20-м веке уничтожавшая людей миллионами по признаку национальности (армяне) и странным образом избегавшая международного не то что суда - осуждения и тем более санкций. В конце-концов немцам пример уничтожения наций в миллионных количествах дали именно турки. Они показали, что так можно. С этого следует рассматривать корни современного нацизма.
Следует также помнить, что карибский кризис начался именно с турок. Они разместили на своей территории ракеты нааправленные на СССР. Но вновь, странным образом, роль турок оказалась за кадром событий. Следует также учитывать, что все кавказские события последнего времени имеют очевидные турецкие корни. Но и это остается за кадром, упоминается как бы между прочим. То что Турция тщательно сохраняемый плацдарм для анти русской и антиправославной агрессии не вызывает сомнений. Медленный "уход" православной общины из Стамбула можно рассматривать как исторический признак. В частности как следствие непреодолимости препятствий по возвращению православных святынь.
4. Александр Сотниченко : турки - они вообще экспансионисты
2011-04-12 в 03:59

Уважаемый скептик!
Я не считаю нормальным ни один, ни другой лозунги, и мнения комментаторов на этот счет меня мало интересуют. Турки с таким лозунгом прожили 80 лет, и сейчас потихоньку отходят, переходя к имперской практике.
"турки - они вообще экспансионисты, причем порой агрессивные, это ни для кого не секрет." - то же самое можно сказать по русских. Обратите внимание на расширение территории Российской империи в XVII-XIX вв. То же и с турками было, периоды активной экспансии XIV-XVI вв. сменились длительным застоем XVII-XX. Думаю, тут дело не в турках, а в неких принципах этногенеза. Этносам свойственно меняться.
Турки в мире известны как хорошие строители. Поэтому их заказывают в т.ч. в России. Как мореходы, программисты или изготовители суши они менее известны, потому в этом качестве их встретить будет трудно. И не в экспансии дело.
В чем с Вашей точки зрения заключается "простая и понятная политика турок" на Кипре? Ну-ка, расскажите мне вкратце! Может быть, Вы в ТРСК были, встречались с президентами, политиками, министрами, послами? В документах копались? У Вас есть публикации по этому вопросу? Подскажете название, место и год издания?
Я, дорогая редакция, поражен интеллектуальным превосходством оппонентов ((
3. Александр Сотниченко : К вопросу о специализации
2011-04-12 в 03:49

Я не знаю, кем работает уважаемый Георгий Ф., однако, явно не в востоковедной науке и не в журналистике. Поскольку не знает, что в нормальных изданиях названия принято писать так, как это требует современные принятые нормы орфографии и международных отношений. Если мы пишем про современную Турцию, то с 1923 г. за Константинополем в международной практике закреплено наименование Стамбул. Так же оно пишется во всех официальных документах, на географических картах и в справочниках. Если в издании пишут историческое или иное необщеупотребительное название, это говорит о качестве издания и его маргинальности. Так делают, например, некоторые мусульманские товарищи, в статьях позволяя писать "Израиль" в кавычках.
"просто неспособны были выговорить трудное для них имя Константин" - Ваши познания в турецком языке почерпнуты, как я понял, из мифов и легенд о питии крови христианских младенцев. Монетный двор Османской империи назывался Константинийе.
Вы вольны говорить Константинополь и Греция (Эллада) и т.п. тогда, когда их завоюете, ибо в международных отношениях с 1555 г. принят закон "Чья власть, того и вера".
Напомню также, что греками эти земли были захвачены на рубеже II и I тыс. до н.э. Предки курдов и армян там появились примерно в то же время. Может быть, организуем поиск потомков хеттов? Кстати, следуя Вашей логике, надо бы отдать пол-России тюркским кочевым племенам и финно-уграм.
Что означало "Россия для русских" я не знаю, ибо сей лозунг в нашей стране никогда не был реализован. В Турции был, потому повторения не хочу.
Удивительно, что наш ревнитель древлего благочестия уделяет такое внимание национальному вопросу. Вероятно, не читал Св. ап. Павла про несть ни иудея ни эллина и не знает о доступности Истины любому, вне зависимости от языка и этнической принадлежности.
Вот такие комментаторы, кстати, и создают образ Православия как религии юродствующих мракобесов. Кто заглянет на ресурс, почитает, и более не придет же.
Так что, автор, марш в школу!
2. Георгий Ф. : Стамбул или Константинополь?
2011-04-11 в 18:04

Уважаемого тюрколога, конечно. извиняет его специализация, но в православном мiре есть Константинополь, Стамбула нет. Это тюрки, штурмовавшие Константинополь, просто неспособны были выговорить трудное для них имя Константин. Они это имя переиначивали на свой лад: Истан-паша. Слово клуб они еще пару десятилетий назад транскрибировали как kulubu, и только в последнее время у них появились, народу с kulubu, также вывески со словом сlub. Если быть последовательными, то мы должны говорить Константинополь и Греция (Эллада), либо - Стамбул и Юнанистан (так турки называют Грецию).
Лицу скептической национальности могу сообщить, что "Россия для русских" не означало и не означает того, что турки реализуют на практике в отношении греков, армян, курдов и других - притом на землях, турками захваченных.
1. скептик : Re: «Стамбул без греков – это не Стамбул»
2011-04-11 в 16:04

интересно!
лозунг "россия для русских" считают многие из здешних комментаторов и авторов нормальным, а "турция для турок" в этой статье (вроде как) осуждается.

турки - они вообще экспансионисты, причем порой агрессивные, это ни для кого не секрет. забавно, но если прийти на крупные московские стройки, то можно заметить в качестве подрядчиков турецкие строительные фирмы. если посмотреть на кипр, то там тоже политика турков весьма проста и понятна. если посмотреть на границу с ираком, то тоже все просто и понятно: экспансия+агрессия+нетерпение аналогичного поведения еще от кого-то (от курдов, например).

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме