В Вашингтоне на этой неделе состоялась очередная сессия руководства МВФ и Всемирного банка. Это событие не стоило бы отдельного внимания, если бы мировые воротилы не признали на нём открыто, во всеуслышание правила мировой экономики, закреплённые «Вашингтонским консенсусом», нежизнеспособными и подлежащими замене. В понедельник, 4 апреля, на «Русской народной линии» была опубликована статья Андрея Рогозянского, в которой он как раз писал о том, что возможен отказ Запада от «Вашингтонского консенсуса». События последнего времени и в особенности обострение обстановки на арабском Востоке, считает автор, объясняется желанием США и ЕС уничтожить привилегии региональных элит по всему миру и установить новый, более жесткий порядок в свою пользу. Мы попросили Андрея Брониславовича Рогозянского дать оценку выступления Д.Стросс-Кана и обстановки вокруг этого выступления.
- Доминик Стросс говорил полтора часа и, как говорят, концептуальная речь его в здании университета им. Дж. Вашингтона напоминала манифест революционного Интернационала.
Заявления главы МВФ по своему смыслу, конечно, беспрецедентны и чрезвычайны. На них необходимо обратить самое пристальное внимание. За этим уже наверняка последуют какие-то следствия, и ближайший саммит G20 во Франции будет отличаться от предыдущих подобных посиделок, на которых США информировали всех об очередных денежных вливаниях, но толком ничего не обсуждалось и не решалось.
Итоги прошедшей сессии МВФ и ВБ подтверждают сделанный нами вывод. Неписаной конституцией нового мирового порядка до недавнего времени служил так называемый «Вашингтонский консенсус». Теперь Запад объявляет о смене правил игры. «Вашингтонский консенсус с его упрощенными экономическими представлениями и рецептами рухнул во время кризиса мировой экономики и остался позади», - это слова Доминика Стросс-Кана. Здесь уже много конкретики, и мы начинаем понимать, по какой причине всё неожиданно пришло в движение. Что «зарыто» под теми же арабскими революциями.
Если речь сегодня открыто зашла о том, что отменяется Вашингтонский консенсус, то других объяснений не требуется. Всё сразу встаёт на места. Отмена Вашингтонского консенсуса первична, «арабская весна» - производное от этого. Запад в течении пяти лет вёл так называемые Дохийские переговоры с развивающимися странами, пытаясь убедить их пойти на перераспределение добавочной стоимости в свою пользу. Переговоры закончились ничем. Сегодня он берёт это явочным порядком, а, кому неясно, прямо заявляет о том, что прежних условий не будет. Как и положено настоящему джентльмену: не выигрываешь по правилам - заменяешь правила.
Поскольку мировое доверие поддерживать нечем, то перед установлением нового консенсуса должен обязательно начаться период передряг, неопределённости. Ресурсы и влияние в мире будут пытаться переделить заново, бросив за борт каждого, кто не может сопротивляться. Я думаю, мы скоро увидим, что арабские беспорядки - не только арабские. Что дестабилизация произойдёт в разных местах.
- Какой же будет новая экономическая модель глобализации?
- Точного плана предвидеть нельзя. Коротко: новое ограбление, которое снова заставит потечь капиталы и ресурсы из развивающихся стран в метрополии. В 1980-е годы путём хитро сформулированных финансово-валютных условий Запад загнал страны третьего мира в беспросветную кабалу. По оценкам, лишь игрой на процентных ставках у них было отнято 400 миллиардов. После, в 1990-е пошла та же перекачка средств и ресурсов от стран соцлагеря и бывшего СССР. Нажульничали, по разным оценкам, на сумму до 7 триллионов. Теперь ожидается что-то подобное.
Через ослабленные правительства введут сбор или налог в пользу «мировой финансовой стабильности», заставят бизнес в разных странах отдавать крупные суммы в качестве взносов или «кредитов» в кавычках для Всемирного банка и МВФ. Сейчас как раз начали говорить о том, чтоб МВФ был допущен к работе с частным капиталом. Пока его контрагентами были исключительно государственные власти.
В отдельных странах наверняка будет иметь место силовой захват ресурсов, как в Ливии. Что-то от нового консенсуса, очевидно, должен будет взять для себя Израиль.
- Но ведь это вызовет недовольство в мире?
- Пока мы слышим сладкие речи, что глобализация должна учитывать интересы всех и стать чуть ли не социалистической. Согласно Стросс-Кану, должно быть справедливое распределение, «глобализм с человеческим лицом», для чего нужно-де обуздать частные интересы и ввести большее госрегулирование. По этой риторике угадывается характер нового передела. Правительства не самостоятельны, в международной политике зажмут гайки, с разных сторон, и всем будет манипулировать Интернационал. Народам скажут, что борьба с мировым кризисом стоит дорого и за неё нужно платить.
Беззастенчивая демагогия, мораль, перевёрнутая вверх тормашками и вывернутая наизнанку, всегда были частью политики Запада. Ну, вот теперь дожили - посмотрим теперь на «социализм» в исполнении МВФ. Раньше МВФ и Всемирный банк больше интересовались вопросами эффективности, производительностью и т. д. Но сейчас, раз уж пошли разговоры о нравственных принципах и «товарищу волку» поручается отвечать за справедливость и честность, тогда цинизм действий наверняка должен будет вырасти на порядок.
Даже до кризиса со справедливостью было туго, теперь же подавно. Вопрос, который решается, - это, наоборот, каким образом убавить число человек у кормушки. На всех не хватает, при существующих аппетитах.
Каким образом сегодня рассуждают те, кто задолжал миру огромные суммы? Если не можешь расплатиться и помириться с кредитором, которому задолжал, хороший выход - пролить слезу и выступить с прочувствованной речью на похоронах этого кредитора. Экономическое и политическое киллерство как инструмент гармонизации интересов и взаимоотношений - вот, что сейчас происходит на самом деле.
1. 15. Сокол