Кто же такие «нищие духом»?

Василий Дворцов о том, за что боятся Россию и ненавидят Православие

0
2517
Время на чтение 5 минут
Разворачивающиеся в арабском мире революции – это радикальное исполнение учения ислама о социальной и нравственной общественной справедливости на основе коранических принципов. Да, внешне всё выглядит так, будто арабский мир, много лет делимый на зоны влияния США и СССР, оказался «без присмотра» с соответствующими подкупами-дотациями, и эгоизм правящего класса на фоне накатившегося экономического кризиса спровоцировал волнения беднейших слоёв. Однако за социально-политическими явлениями всегда стоят духовно-идеологические причины: народы, особенно молодые поколения стран Магриба и Аравии не просто разочаровались в перспективах для себя в прозападном либерализме или провосточном социализме, а заявили собственную модель построения общества справедливости религиозную. Фундаменталистскую.

Ислам религия единства духовного и материального начал, в нём неразрывны ибадат и муамалят, идеология и шариат, связаны ценности моральные и экономические. А ещё ислам не признаёт сакральности светской власти, он расходится по миру демократично-сетевым принципом, только одеваясь национальными обычаями правлений Поволжья, Кавказа, Сибири, Ближней и Центральной Азии, при этом никогда не изменяя своей антииерархичной сути. Поэтому ничего удивительного в том, что в XXI веке у правоверных не нашлось лучшего представления о государственном обустройстве, чем существовавшее при пророке и четырёх праведных халифах. И насильно-революционное установление справедливости оправдывается именно религиозно: всё в мире собственность Аллаха, а временно этой собственностью вправе пользоваться лишь тот, кто лучше других умеет ею распоряжаться. Так что не за горой беда новоявленным «крестоносцам», своими бомбардировками помогающим рождению единого религиозного лидера для всего исламского мира.

В огненном кольце со своим пороховым бочонком затаился Израиль. Только на катастрофическое для социума напряжение экономического неравенства в нём напирают не ортодоксы, а, наоборот, сторонники реформизма: «Бедность хуже пятидесяти казней». Ибо традиционный иудаизм знает о божественности истинной власти, хранит память о священном помазании на трон, так что либерализм в нём возможен лишь как сектантство.

А что Христианство? Что наше Православие? Евангелие подчёркивает царственность происхождения Искупителя, и в Таинстве крещения мы обрядово утверждаем, что веруем Ему «яко Царю и Богу». Да и «нет власти, аще не от Бога» и очень своевременно бы пересмотреть сегодня переписку государя Иоанна Васильевича Грозного с бунтующим против богопорядка Курбским.

Так что же современное Православие? Вот, на наших глазах произошло два государственных катаклизма: «бархатный» распад Советского Союза и кроваво-расстрельное пресечение попытки установить в России парламентаризм. Ну и как на эти эпохальные события отреагировала русская религиозная общественность? Вспоминаются молитвы Патриарха Алексия II перед чудотворной иконой Божией Матери Владимирской, его анафематствование тем, кто прольёт кровь и развяжет гражданскую войну. И его же отпевание эту кровь пролившего Ельцина. Но то Патриарх со своим крестом, Бог всем судья, и все российские Патриархи мученики. А что же Церковь народ Божий? Что мы? На (или за) всю страну в октябрьскую уличную протестность вышли единицы священников из свежерукоположенных, да, может, сотня-другая прихожан-неофитов. А где оставались остальные самоопределившиеся как православные христиане? В те годы, и позже? Ведь за властно-политическими сватками последовали научно-промышленная стагнация и экономический крах с дичайшим материальным расслоением общества, с ужасающей массовой люмпенизацией и обвальным моральным разложением. Для миллионов и миллионов молодых, здоровых, умных, талантливых людей исчез смысл учёбы, творчества, профессионализма, да самого труда! Жизнь перестала планироваться. Под сомнение в экономической целесообразности подлегли традиционные семейные и товарищеские ценности. Ненужным стало чадорождение.

Но мы не взбунтовались. Как ни провоцировали нас враги, как ни подталкивали друзья, мы не взбунтовались. Почему? Мы вымирали и дичали, как, впрочем, вымираем и дичаем и сейчас, но мы не восстали тогда, не особо протестуем и теперь. Отчего? Оттого, что терпение – наша национальная черта? А смирение – религиозная? Но неужто мы, постсоветские люди, всё ещё настолько русские и уже настолько православные, чтоб кровью и верой оправдывать своё … бесстрастие? Или здесь нечто, объявленное русофобами нашей «рабской душою»? Но рабов-то презирают, а нас ненавидят. И боятся. Почему? Мирных-то. Смирных. Или робких и анемичных? Пустых.

Вопросы, вопросы… Вопросы каждого к себе, только к себе, так как чужой ответ тут не ответ. Это вопросы-ответы личной веры. Именно веры, а не крови.

Попробуем определить нечто нам главное, нечто базовое, для всех неоспоримое. Через те же вопросы: за что же так боятся Россию? За Православие. А за что ненавидят Православие? За обладание истиной за знание Бога. Все остальные фобии производны.

И насколько же терпение и смирение русского народа смущали и смущают в равной степени, как наших врагов-ненавистников, так и радетелей-заступников. Первые непрестанно подозревают во всём сугубую азиатски подлую затаённость до поры, до времени, а вторые столь же беспродыхно тщатся «пробудить», инфицировать его своей истеричностью. И смыкаются враги и друзья русских христоотвержением, уравниваются христоненавистничеством, единятся христобоязнью. Отсюда все их страхи это страхи наследной или обретённой ими обезбоженности. Грубо ли отрицая Спасителя, тонко ли искажая Его учение, друзья и враги русских общно не принимают Божьего промысла, равно не понимают того, что сотворённый мир живёт и процветает лишь совпадением воль тварей с волей Творца. И отчаянная жажда революционно менять мир, наскоро перекраивать-переламывать его под своё представление о защищённости от своих же страхов, ведёт лишь к ещё большему отдалению от Бога, с последующим ещё большим отчаяньем. И злобой, злобой.

Ветхий завет вымещал страхи перед миром страхом перед Богом. Новый завет страхи мира отрицает любовью Бога. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Сосредоточие Евангелия Нагорная проповедь. Девять заповедей блаженства, ступенями возводящие человека к его идеалу. Всего девять, но сколько же святых и мудрецов, мистиков и законников с той поры толковали, разбирали, и доныне разъясняют и комментируют заповеданное на горе! И почти ведь во всех религиях, конфессиях и сектах, отколовшихся от Православия или противостоявших ему изначально, даже в пародийном коммунистическом материализме, находятся нравоучители, которые вполне приемлют эти ступени, приемлют и чистое сердце, и миротворчество. А как обожают, особенно сектанты, «гонимость»! Но при этом они все как-то стремятся перепрыгнуть, перескочить ступень самую первую нищету духом.

Кто же такие «нищие духом»? Советская энциклопедия договорилась до того, что «нищий духом – лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый». Раб. Но «нищий» на древнееврейском – ebjon (эвион) – в ветхозаветных текстах это не просто некто «согбенный», «угнетённый», а именно в русском смысле «убогий», то есть тот, для кого нет помощи в этом мире, и чьи надежды все только на Бога. Нищий – у-богий – Божий. А для современного слуха, «нищий» – это «не ищущий», ничего не жаждущий в этом мире. То есть, не только не имеющий, но и не желающий иметь, «искать» материальных благ. А второе: «нищий» – «ничей». Никому и ничему здесь не принадлежащий. Нищий духом принадлежащий духом нездешнему. И только через эту нищету духа – у-богость-божьевость первой Заповеди блаженства и раскрывается первенность заповеди завета Ветхого, определённой Господом нашим Иисусом Христом: «Возлюби Бога своего превыше всего». И любящий Он не оставит любящих Его. И смиренные унаследуют землю. Но не могут с этим согласиться неправославные. Оттого-то всякий революционер – нерусь и антихрист.

Василий Дворцов, секретарь Правления Союза писателей России, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Логос Русского мира
Понятие «русский мир» нужно очистить от смыслов «методологов»
15.11.2024
«Соловей… Соловьи…»
Именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих
04.09.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Доклад: «Роль литературы в сохранении чистоты
русского языка и духовно-нравственном созидании личности»
28.04.2024
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
25.11.2024 15:31
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.11.2024 15:24
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 15:16
«"Орешник" есть традиционная русская ценность»
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 15:13
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Владимир С.М.
25.11.2024 15:12
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 15:07
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 15:07