«Нужно думать о том, как максимально использовать Интернет для добра, для служения Богу и Церкви»

Протоиерей Геннадий Беловолов рассуждает о роли и значении интернет-сети

Я вспоминаю, как в старые времена меня преследовало чувство, что в прежние века происходили какие-то бурные события, перевороты, люди были очевидцами эпохальных свершений, а мы живем во время будничное и серое. Все это потом сполна окупилось, с одной стороны, в эпоху «перестройки», когда сама Россия оказалась перевернута, и было разрушено ее историческое пространство, и, с другой стороны, в эпоху Интернета начала XXI века. 

На наших глазах появилось, утвердилось и все более завоевывает пространство человеческого бытия такое явление, как Интернет. Я все более прихожу к мысли о том, что о нашем времени потомки будут говорить как о времени появления в истории человечества этого изобретения – Интернета. 

Конечно, это явление требует осмысления. Мы видим, что оно все более властно вторгается в общественное сознание. По массовости воздействия Интернет охватывает все человечество в целом, объединяет его в одну сеть, в одну систему.

Традиционное деление истории человечества, может быть, придется дополнить понятием наступления эпохи Интернета. По аналогии с обозначениями каменного, бронзового веков, думаю, можно было бы ввести обозначения и по развитию средств массовой информации, произведя деление истории человечества на бумажный век, радиовек (радиолит), телеовек (телеолит), век Интернета, наступивший совсем недавно. 

Интернет сегодня властно вторгается в политическую и религиозную жизнь человечества. Вообще, появление новых носителей информации и средств их тиражирования всегда приводило к появлению каких-то новых поворотов и в истории религии. Достаточно вспомнить об изобретении в середине XV века печатного станка, что привело к реформации в Европе. Не то, чтобы до Мартина Лютера не было борцов с церковной традицией, но именно он смог растиражировать свое Аугсбургское исповедание, не только прибив его к дверям храма, но и размножив его. Успех протестантизма во многом связан именно с появлением печатного станка. 

В XIX веке, когда появились массовые издания газет и журналов, мы видим целый взрыв сектантства в Новом свете, в Европе. Это связано с доступностью тиражирования текстов, с возможностью их распространения. Появления радио и телевидения привело к понятию «массового сознания» и управления общества с помощью медиасредств. И появление Интернета тоже становится для нас фактором не только научно-техническим, но и фактором, который привносит в жизнь человечества новые ценности.

Интернет, безусловно, уже скоро может вытеснить на обочину книги и бумажные СМИ. Чтение книг, видимо, станет занятием элитарного круга любителей и знатоков литературы и будет, может быть, таким же занятием, как посещение театров и музеев. Газеты, наверное, станут только какой-то формой рекламы, и их будут принимать только как бесплатную раздачу. 

Недавно Интернет впервые заявил о себе как о политической силе. Мы стали свидетелями т. н. «интернет-революций» в арабском мире. Массовые волнения и перевороты уже совершаются посредством электронным сетей. И первым плацдармом этой «электронной войны» стали арабские страны, которые, в нашем представлении, были оплотом традиционализма и авторитаризма. 

Нужно осознать, что с появлением и развитием Интернета мы вступаем в новую эпоху человеческого бытия. При этом встает вопрос о том, что такой важнейший инструмент управления обществом оказывается как будто бесхозным. Хочется спросить – кто им владеет, управляет, кто за ним стоит, – и увидеть реальных действующих лиц. 

Интернет-пространство, в котором человеку дана полная свобода слова и действия, требует от него большой моральной ответственности. Опять же, встает проблема, как эту моральную ответственность можно закрепить духовно и физически.

Невозможно Интернет отменить или вообще пустить развитие человечества вспять. Как техническое изобретение он существенно расширяет возможности человека и, соответственно, возможности как добра, так и зла, как добродетели, так и греха. Нам, православным христианам, нужно думать о том, как максимально использовать Интернет для добра, для служения Богу и Церкви. 

В целом православные люди не отстали от жизни и Интернет активно используют. Хотя за 90-е годы так и не удалось создать единого печатного церковного органа, но можно говорить об успехе церковных интернет-ресурсов – это, например, Патриархия.ру, Православие.ру, ну и, конечно, в этот ряд нужно поставить один из наиболее удачных проектов – «Русскую народную линию» (бывшую «Русскую линию»), который стал голосом соборного разума русского церковного церковного народа, площадкой, где свободно обсуждаются самые насущные проблемы нашей Церкви, нашего общества и государства. Эти вещи говорят о том, что Интернет может быть православным и он нужен Православию.

Завершить я хочу свое рассуждение мыслью о том, что в интернет-пространстве, как нигде, требуется различение духов добра и зла. Интернет становится для каждого человека экзаменом на его порядочность, человечность, моральную устойчивость. Пользование Интернетом требует от человека духовной зрелости. Поэтому я бы ограничил доступ в Интернет до того момента, пока человек духовно не созрел, чтобы сознательно делать свой выбор и отвечать за свои поступки. 

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург), блоггер, специально для «Русской народной линии» 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: «Нужно думать о том, как максимально использовать Интернет для добра, для служения Богу и Церкви»

(Откровение 21;8) «Боязливых и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая».

Геннадий Беловолов:
«Раскол» — главное слово 2019 года
Уходящий год стал черным годом Православия и временем сосредоточения церковно-государственных сил в России
31.12.2019
Русские старицы и западные старухи
День почитания иконы Божией Матери «Геронтисса» можно было бы объявить Днём русских матушек и стариц
16.12.2019
Кто герои нашего времени?
Проповедь священников в публичном пространстве является сегодня исповедничеством и героизмом
09.12.2019
«Великий актер воплотил образы великого писателя»
В честь своего 80-летия Валерий Михайлович Ивченко исполнил моноспектакль «Кроткая» по произведению Ф.М. Достоевского
23.11.2019
«Отец Иоанн Кронштадтский живет в своей квартире»
К открытию новых мемориальных комнат Музея-Квартиры Всероссийского пастыря
12.11.2019
Все статьи автора