Как пишет «Российская газета», из компаний с государственным участием попросят вице-премьеров правительства и профильных министров, а также всех членов кабинета министров и руководителей администрации Президента России. Спустя два дня после заседания комиссии по модернизации в Магнитогорске, где была озвучена программа из десяти первоочередных пунктов, направленных на улучшение инвестиционного климата в стране, Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений правительству и своей администрации. Одно из направлений касается устранения избыточного влияния госкомпаний на инвестиционный климат, включая работу в советах директоров и наблюдательных советах компаний, работающих в конкурентной среде, профильных министров и вице-премьеров. До 1 июля все они должны быть исключены из состава руководящих органов и заменены на независимых директоров.
Во избежание споров, Президенту пришлось утвердить конкретный список из 17 компаний. Вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин до лета должен покинуть Банк ВТБ и алмазодобывающую компанию «АЛРОСА», первый заместитель председателя правительства Виктор Зубков - Россельхозбанк, «Росспиртпром» и «Росагролизинг», вице-премьер Игорь Сечин – «Роснефть», «Роснефтегаз», «ИНТЕР РАО ЕЭС», глава минобороны Анатолий Сердюков – «Оборонсервис», министр энергетики Сергей Шматко – «РусГидро», «Газпром» и «Зарубежнефть», министр сельского хозяйства Елена Скрынник – Объединенную зерновую компанию. Глава минтранса Игорь Левитин отойдет от руководства аэропортом Шереметьево и «Аэрофлотом», а министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев – Первым каналом и Инвестиционной компанией связи.
Это будет только первый этап вывода государственных чиновников из состава руководящих органов компаний с государственным участием. До 1 октября этого года остальные члены правительства и руководители администрации Президента должны покинуть советы директоров компаний с государственным участием, в которых они работают.
Таким образом, до осени нужно ждать смены руководства совета директоров «Газпрома», который сейчас возглавляет курирующий сельское хозяйство первый вице-премьер Виктор Зубков. В эти же сроки из компании должна уйти глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Вице-премьер Сергей Иванов, который еще в конце недели незыблемость своего места во главе совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации объяснял монопольным положением корпорации, теперь лишился своей исключительности. Это же касается и вице-премьера Игоря Сечина, возглавляющего совет директоров Объединенной судостроительной корпорации. Руководители администрации президента тоже входят в руководящие органы ряда госкомпаний. Так, глава администрации Сергей Нарышкин возглавляет совет директоров «Совкомфлота». А его заместитель Александр Беглов – РКК «Энергия» и Концерна ПВО «Алмаз-Антей».
Как отмечает Newsru.com, требование Дмитрия Медведева убрать из советов директоров госкомпаний вице-премьеров и министров премьер-министр Владимир Путин при камерах не обсуждал. Между тем, отставка председателя совета директоров «Роснефти» Игоря Сечина вызвала протест в его окружении: присутствие вице-премьера – часть работающей концепции управления госсектором в экономике. Впрочем, пока не ясно, кто именно будет исключен из советов директоров, - Набиуллина лишь пояснила накануне, что Минэкономики разрабатывает критерии отнесения госкомпаний, вице-премьеров и рынков к требуемому Президентом и они будут формализованы. Некоторую ясность с формулировками внес помощник Президента Аркадий Дворкович. По его словам, Кремль не считает первого вице-премьера Виктора Зубкова «профильным» чиновником в совете директоров «Газпрома», и он там останется. Вице-премьер Игорь Сечин в «Роснефти», напротив, является профильным. В то же время, Федеральная сетевая компания (ФСК) не признается работающей на конкурентном рынке, поэтому министр энергетики Сергей Шматко может совет директоров компании не покидать.
По мнению «Коммерсанта», реакция окружения Сечина показывает - вице-премьеры и министры в советах директоров государственных АО являются частью концепции, согласно которой госкомпании являются де-факто частью правительства и проводниками его интересов в экономике «поверх» обычных функций АО. Выполнение поручения Медведева на этот счет – попытка разрушения вертикали власти в госсекторе экономики. Альтернативы же ей пока что президентом внятно не изложены.
«Новая газета» считает озвученные Дмитрием Медведевым требования революционными. Издание напоминает, что первые три года его президентства изобиловали не менее значимыми заявлениями и даже действиями, но принципиально ситуацию они не меняли. Кроме того, они не разрушили тандем, и многие из них были одобрены Владимиром Путиным. «Возможно, - пишет издание, - премьер не возражал и против тех мер, которые огласил Медведев в Магнитогорске. Путин в наступивший электоральный год гнет свою линию и делает это все более жестко, но не мешает проявить себя и Президенту. Не исключено, что это своего рода "праймериз" членов дуумвирата, по итогам которых они и "договорятся между собой" о том, кто идет на следующий срок».
«Возможно, - продолжает "Новая газета", - в свой последний президентский год Дмитрий Медведев хотел бы показать, что он не просто перерос "рамку", заданную ему в 2007 году, когда Владимир Путин определился с преемником, но и при любом раскладе готов запустить весьма радикальные шаги в рамках стратегии. Такая позиция означает наступление по всем фронтам не только на систему "капитализма друзей", но и на самого главного "друга" Медведева, который построил в России и свой личный "капитализм", - Путина, делает далеко идущий вывод издание. "Праймериз" - хоть и не война на уничтожение, но все равно жесткая конкуренция».
«Со стороны кажется, - отметил в интервью РНЛ Александр Гапоненко, - что линию на раскол тандема проводят американцы, чтобы раскачать управление в России, чтобы противопоставить между собой двух лидеров тандема. Через СМИ эти противоречия усиливаются, это видно невооруженным взглядом. С другой стороны, то что одна часть исполнительной власти критикует другую - это хорошо, это своего рода показатель наличия демократии. То, что Медведев старается дать больше поручений Путину и поругать его иной раз, - это тоже хорошо. Ведь по существу в России не сложилось классической многопартийной системы. Есть монопольная власть "Единой России", и как всякая монопольная власть она имеет элементы загнивания. Поэтому то, что происходит, я бы оценил скорее положительно, чем отрицательно».
«Если речь идет о государственной корпорации, то необходимо выставлять представителей власти в органы управления, чтобы они управляли государственной долей. Это можно делать по-разному. Могут быть министры или высокопоставленные чиновники, а могут быть и наемные директора, которые политически не связаны с государственной властью, а оцениваются только исходя из того, насколько эффективно они работают. Вторая система управления, конечно, более эффективная, чем первая. Но сейчас пытаются сделать акцент на том, кто будут эти управленцы - люди Путина или люди Медведева. Если так ставить вопрос, то никто от этого не выиграет. Поскольку людей поменяют, а система будет работать прежняя. А вот если бы во главе корпораций были поставлены наемные управляющие, выбранные по конкурсу, то это и было бы решением проблемы», - заключил Александр Гапоненко.