«Полностью согласны с модератором форума, протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в том, что тема главных угроз, возникающих в процессе создания новой системы учета населения, гораздо более широка, чем вопрос об универсальной электронной карте (УЭК). Речь идет о создании консолидированной базы данных, в которой будет содержаться информация обо всех сторонах жизни человека (технически для этого не нужен суперкомпьютер, достаточно доступа в сеть). Поэтому в течение многих лет РПЦ говорит о том, что должна быть создана (сохранена) альтернатива для тех людей, которые не согласны становиться объектами системы тотального электронного контроля», - говорится в заявлении.
Отмечая, что, идя навстречу требованиям общественности в текст федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» были внесены положения о том, что получение УЭК будет производиться в ближайшие годы на основании добровольных заявлений, а в последующий период граждане имеют право отказаться от получения карты или затем в любое время от ее использования, авторы заявления отмечают, что аналогичные обещания нашим организациям были даны в письмах трех департаментов Минздравсоцразвития России, которые заявили, что «отсутствие у гражданина универсальной электронной карты не повлияет на возможность получения государственных и муниципальных услуг с использованием других средств». Однако это не означает, что у граждан появилась возможность осуществлять свои конституционные права традиционным способом, пишут авторы заявления. «Дело идет к тому, что в качестве альтернативы УЭК людям будут предложены иные формы (средства) электронного контроля».
«Параллельно созданию системы УЭК в России формируется единая система межведомственного электронного взаимодействия – основа той самой единой базы данных. Автоматизированный сбор персональных сведений в единую базу данных будет происходить путем использования того или иного средства электронной идентификации личности: документа или устройства, содержащего доступный для машинного сканирования, уникальный и постоянный на протяжении значительной части жизни человека номер. Осуществляться это может разными способами, например, радиочастотным (при использовании электронной карты) или оптическим (при использовании документа со штрих-кодом, содержащем вышеуказанный номер). В данных условиях эти документы или устройства служат средствами электронного контроля. Очевидно, что традиционная система учета (функционирование и возможность выбора которой, наравне с электронной, необходимо обеспечить) не основана на использовании средств автоматической идентификации личности», - говорится в заявлении.
Далее приводятся два примера такой ложной альтернативы:
1. Согласно Правилам обязательного медицинского страхования от 28.02.2011, бумажный (альтернативный электронному) медполис должен содержать двумерный штрих-код, в котором закодированы идентификационные данные человека и номер полиса. А номер нового полиса является фактически идентификатором человека, т.к. документ этот не ограничен по сроку действия, все изменения информации вносятся в него, при смене фамилии он переоформляется, а при повреждении выдается дубликат (пункты 23, 52, 53 и 55 Правил). Также порядок оплаты медицинской помощи в соответствии с пунктом 126 Правил страхования включает требование к медицинской организации направлять в страховую медицинскую организацию информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Далее эти персональные данные в электронном виде могут передаваться в медицинские и пенсионные фонды, иные организации в соответствии с различными нормативными и правовыми актами.
2. В соответствии с Приказом МВД России от 13.05.2009 «О введении в действие водительского удостоверения», с 1 марта 2011 г. признаны утратившими силу ранее действующие образцы водительского удостоверения. Согласно приказу, утверждающему новый образец водительского удостоверения, «в специально отведенном месте удостоверения наносится штрих-код», «необходимый для автоматизированного учета». Как сказано в Приказе, новое водительское удостоверение вводится в целях обеспечения международных обязательств Российской Федерации, связанных с вступлением в силу поправок к Конвенции о дорожном движении. Это является неправдой, так как, согласно этим поправкам, национальным законодательством на водительском удостоверении может (а не должно) предусматриваться место для хранения информации, вводимой электронным способом (пункт 7 Приложения 6 к Конвенции).
«Реально внедрение системы УЭК происходит без объективного информирования и свободного выбора. Людям недоступна публичная официальная информация о добровольности УЭК и широко распространяются недостоверные сведения. Выстраиваются и работают механизмы косвенного принуждения. Например, 16 марта 2011 года на сайте Президента РФ был опубликован перечень поручений Президента России по итогам заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 28 февраля.
В этом документе правительству, полномочным представителям Президента совместно с органами государственной власти субъектов РФ, в частности, поручается обеспечить:
- создание электронной базы данных для выпуска и использования универсальных электронных карт, включая цифровые фотографии граждан России;
- возможность использования УЭК в качестве водительского удостоверения, страхового полиса (в том числе ОСАГО) и удостоверяющего документа Федеральной миграционной службы;
- получение гражданами информации о преимуществах использования таких карт;
- стимулирование граждан к получению услуг в электронном виде, в том числе путем снижения пошлин и иных платежей.
Опубликованная на этом же сайте стенограмма заседания Комиссии вынуждает нас выразить глубокую озабоченность тем, что реализация этих поручений может привести к массовым нарушениям права наших сограждан на свободный выбор между традиционной и новой системами учета», - отмечается в заявлении.
Еще одним примером косвенного принуждения авторы считают распространение органами Пенсионного фонда информации о том, что всем людям (в том числе несовершеннолетним детям и неработающим гражданам) необходимо зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования (далее - ОПС), получить и иметь пенсионное свидетельство, содержащее СНИЛС – единый номер для идентификации граждан. «Регистрация детей в системе ОПС – это лишь маленький шаг на пути к универсальной электронной карте. Зарегистрировав всех, мы получим возможность выдать этому маленькому гражданину в будущем электронную карту. А вот уже пользоваться или не пользоваться картой – дело каждого гражданина. Почему надо прийти за пенсионным свидетельством? Потому что рано или поздно наступит тот момент, когда родителям нужно будет уже не прийти, а побежать, для того, чтобы получить единую электронную карту. Мы готовы провести информационно-разъяснительную работу, развесив где только возможно, в администрациях, сельских советах, лечебных учреждениях, информацию о том, что это необходимо сделать», - говорится в одном из сообщений Пенсионного фонда (ПФ) в Барнауле.
«Считая вышеперечисленные ведомственные акты, высказывания и действия чиновников каким-то досадным недоразумением, наши организации направили соответствующие обращения Президенту России, руководителю Отделения ПФР и прокурору Алтайского края, в которых обратили их внимание на то, что, согласно Конституции России, человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, информация о частной жизни не может собираться, храниться, использоваться и распространяться без согласия человека. Конституция гарантирует каждому гражданину свободу совести, включая право иметь убеждения и действовать в соответствии с ними. Данные права человека не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. По нашему убеждению, многие персональные данные (особенно биометрические, которыми являются цифровые фотографии, медицинские, а также сведения о жизнедеятельности детей) являются значительной ценностью, требуют не только усиленной защиты от злоумышленников, но гарантий того, что государство не соблазнится возможностью стать "большим братом", знающим даже то, что называется тайной голосования. Уверены, что соблюдение конституционных принципов не совместимо с отношением к народу как к объекту манипуляций, которого можно стимулировать в нужном направлении односторонней информацией и разницей в тарифах. В противном случае со стороны власти произойдет навязывание своей воли тому, кто по Конституции является ее единственным источником», - предупреждают представители общественных организаций.
«Наши общественные организации заявили о необходимости обеспечить людям возможность выбора традиционной системы учета, которая не использует штрих-коды, магнитные полосы, чипы, содержащие уникальный и постоянный номер. Недопустимо принятие государственных решений, существенно ухудшающих функционирование традиционной системы учета. Все мероприятия по внедрению новой системы учета должны проводиться при условии добровольного волеизъявления человека, основанного на предоставлении ему (в том числе через официальные СМИ) необходимой, полной и достоверной информации (в том числе по вопросам добровольности в получении и использовании вышеназванных документов, а также не только о преимуществах, но и недостатках того или иного решения)», - заключают авторы обращения.