Являясь в молодые годы большим почитателем философии Гегеля, Самарин пытался примирить ее с Православием, но попытка эта потерпела крах. Зрелые философские взгляды Самарина основывались на представлениях славянофильского учения о Православии как истинном христианстве.
С середины 1840-х гг. Юрий Самарин стал одним из главных деятелей славянофильского движения. В 1849 г. он был заключен в Петропавловскую крепость за «Письма из Риги», распространявшиеся в списках и направленные против немецкого засилья в Прибалтике. «Все здесь дышит ненавистью к нам; ненавистью слабого к сильному, облагодетельстваванного к благодетелю и вместе гордым презрением выжившего из ума учителя к переросшему его ученику – писал Ю.Самарин о Прибалтике. – Здесь все окружение таково, что ежеминутно осознаешь себя как русского и как русский оскорбляешься».
В 1853-56 гг. написал и пустил в обращение в списках записку «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» – проект отмены крепостного права в России. В 1859-60 гг. Самарин активно работал в Редакционных комиссиях по выработке крестьянской реформы 1861 г.
В этот день 1894 года скончался изобретатель Павел Николаевич Яблочков. Он родился в 1847 году в обедневшей дворянской семье Саратовской губернии. Образование получил в Саратовской гимназии и Николаевском инженерном училище в Петербурге, окончив его в 1866 по 1-му разряду и получив чин инженер-подпоручика. Служил в Киеве в саперном батальоне. Выйдя в отставку, уехал в Москву, где был назначен начальником службы телеграфа Московской-Курской железной дороги.
В 1873 г. Яблочков открыл мастерскую физических приборов: изобрел сигнальный термометр для регулирования температуры в железнодорожных вагонах; устроил первую в мире установку для освещения железнодорожного пути электрическим прожектором, укрепленным на паровозе. В 1875 году изобрел электрическую свечу – первую модель дуговой лампы. По мнению академика Н.П.Петрова, «свеча Яблочкова дала электротехнике такой же сильный толчок на пути разнообразнейших практических применений электричества, какой паровая машина Уатта дала применениям пара в промышленности». В 1875 году Яблочков уехал в Париж, где сконструировал промышленный образец электрической лампы. Создал систему освещения («русский свет»), продемонстрированную на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. В 1879 году изобретатель организовал «Товарищество электрического освещения» и электромеханический завод в Петербурге. Будучи предпринимателем, Яблочков усовершенствовал электрические машины, гальванические элементы и аккумуляторы, участвовал в электротехнических выставках в России и Франции, был активным членом Русского технического общества.
Сегодня также день памяти генерал-адъютанта, генерала от кавалерии, активного борца с революционной смутой 1905–1907 гг. Павла Карловича фон Ренненкампфа, замученного 1 апреля 1918 г. большевиками.
Он родился 17 апреля 1854 г. близ Ревеля и происходил из вестфальского дворянского рода, перебравшегося в XVI в. в Прибалтику. Ренненкампф окончил Гельсингфорсское пехотное юнкерское училище и Николаевскую академию Генштаба. Долгое время он служил на офицерских должностях при штабе Варшавского военного округа, а в 1899 г. был назначен начальником штаба войск Забайкальской области.
В звании генерал-майора Ренненкампф в 1900 г. принял участие в подавлении Ихэтуаньского («боксерского») восстания в Китае, в ходе которого был дважды награжден за боевые отличия орденом Св. Георгия (IV и III ст.). Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. командовал Забайкальской казачьей дивизией, особо отличившись при Мукденском сражении. Проявив личное мужество, был ранен в ногу, отмечен золотым оружием с надписью «За храбрость» и орденом св. Станислава 1-й степени с мечами. За боевые отличия был произведен в генерал-лейтенанты и по окончании боевых действий назначен командиром 7-го Сибирского армейского корпуса.
В годы революционной смуты 1905–1907 гг., командуя карательным отрядом, Ренненкампф энергично подавил антиправительственные выступления в Забайкалье, восстановив сообщение Маньчжурской армии с Западной Сибирью. За усмирение восставших генерал получил из рук Императора бриллиантовые украшения к Золотому оружию, а революционеры организовали на него покушение, к счастью безуспешное. В последние дни революции генерал был послан на усмирение Прибалтийских губ. С началом Первой мировой войны Ренненкампф был назначен командующим 1-й армией Северо-Западного фронта. В августе 1914 г. генерал нанес поражение 8-ой германской армии под Гумбинненом в Восточной Пруссии, однако в результате дальнейших неудачных действий был отдан под суд, так как общественное мнение несправедливо обвинило генерала с немецкой фамилией в измене.
Остаток жизни над ним тяготело ложное обвинение в предательстве, что причиняло Ренненкампфу глубокие нравственные страдания - его не раз подвергали оскорблениям на улице и в общественных местах. Между тем, как вспоминала его жена, в Прибалтике Ренненкампфа считали «чересчур русским патриотом» и «страшным русофилом». Его повторно арестовали при Временном правительстве, но никаких фактов измены не нашли. В марте 1918 г. генерал был арестован в Таганроге – на этот раз уже большевиками. Несколько раз ему предлагали перейти на службу к новой власти и занять один из командных постов в Красной армии. Но от сотрудничества с большевиками Ренненкампф категорически отказался. Перед отступлением большевиков из Таганрога в ночь с 31 марта на 1 апреля 1918 г. после издевательств (ему выкололи глаза) Ренненкампф был вывезен за город и расстрелян (по другой версии зарублен). По свидетельству самих же большевиков, генерал вел себя перед расстрелом геройски.
В этот день 1939 года скончался педагог-новатор Антон Семенович Макаренко. Он родился 1 марта 1888 года. В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского учительского института (1917) заведовал железнодорожным и городским училищами. С 1920 года руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. В 1927 году Макаренко организовал детскую трудовую коммуну им.Дзержинского, где работал до 1936 года. В 1936 году возглавлял колонию им. Горького под Киевом. В 1937 году переехал в Москву, где занимается литературной работой.
В труднейших условиях хозяйственной разрухи Макаренко разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
В этот день в 1908 г. был утвержден Устав Киевского Клуба русских националистов. Целью Клуба объявлялось «распространение в обществе идей русского национализма, национального самосознания, проведение в жизнь идей мирного политического и культурного развития России, выяснение нужд и потребностей населения края и удовлетворение их легальными путями, борьба с вредными влияниями космополитизма и учениями антирусскими, противогосударственными и противообщественными, главным же образом, борьба с польским натиском и украинофильством и, наконец, объединение людей, исповедующих принципы национально-русской государственности».
Устав предусматривал следующие виды членства: 1) почетные члены, 2) члены-учредители, 3) действительные члены, 4) члены-сотрудники. Можно было стать еще и пожизненным членом, для чего нужно было внести в кассу организации не менее 200 руб. Управлял клубом Совет, состоявший из 18 членов и 2 кандидатов. По именному списку в Клубе на 1909 г. числилось 326, а к 1913 г. уже 738 человек.
Одним из активных деятелей Клуба был видный ученый-психолог, теоретик русского национализма профессор Иван Алексеевич Сикорский (память 14 февраля). Вот что говорил он в своей речи в собрании русских избирателей в 1910 г.: «На Киев смотрит вся Россия. Петербург никогда не имел значения руководителя национальной жизни России. Москва после 1905 г. также утратила нравственный авторитет в глазах национально-русского общества. Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву, и на киевлянах лежит высший долг перед городом и родиной: мы должны укреплять возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы - сыны великого народа и здесь в историческом Киеве, хозяева - мы! Городское управление матери городов русских должно быть русским... Мы должны решительно сказать: мы - русские, и Киев - наш... Я, как человек старый, по сравнению с большинством присутствующих здесь, могу сказать одно: Я вас благословляю! Идите смело и дружно и никому не уступайте своего первородства... Надо, чтобы Киев богател, но богател, как национально-русский центр...»
В этот день 19 марта 1814 г. Император Александр I Благословенный торжественно вступил в покоренный русской армией и союзниками Париж.