17 марта в стенах Киевской духовной академии и семинарии по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось расширенное заседание Богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, сообщает сайт Киевской духовной академии и семинарии. Заседание Комиссии прошло под председательством главы Богословско-канонической комиссии архиепископа Львовского и Галицкого Августина. Члены Комиссии по поручению Священного Синода УПЦ МП (журнал № 53 от 23.12.2010) собрались для изучения с богословской точки зрения положений Налогового кодекса, касающихся механизма налогообложения.
На заседании с программным докладом выступил архиепископ Львовский и Галицкий Августин, сообщает портал «Православие в Украине». Владыка, в частности, отметил, что «наша Православная Церковь, обнаруживая надлежащую опеку над своими чадами, не раз выражала тревогу и озабоченность по поводу апостасийных явлений современной жизни. В известных постановлениях Священного Синода, в выступлениях Святейшего Патриарха и Блаженнейшего Митрополита неоднократно обращалось внимание на опасность потери человеком богоданной свободы в случае внедрения тотального контроля в мире, а также на возможность превращения высшего творения Божьего в управляемого биоробота. Церковь выражает свою обеспокоенность, потому что эти вопросы являются не только социальными или политическими, они касаются исповедания веры и спасения бессмертной души».
Как отмечается в докладе, «известно, что вопрос применения электронной идентификации человека на Украине не теряет свою актуальность уже свыше десяти лет». «Согласно Конституции Украины, наивысшей социальной ценностью является человек, ее жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность. Основной закон уделяет особенное внимание вопросу соблюдения прав и свобод человека и гражданина», - подчеркивается в докладе.
Однако, как отметил владыка Августин, эти «конституционные положения не всегда выдерживаются, в результате чего возникает напряжение в обществе, недоверие граждан к власти и т. п.», и мы видим, что действия государства, к сожалению, не всегда отвечают конституции.
Как отмечается в докладе, «главными аспектами обсуждаемого вопроса является: 1) духовный, 2) технический, 3) правовой, 4) социальный, 5) политический, 6) экономический и т. д. Касаясь духовного спекта, владыка Августин, в частности, отмечает: «И здесь уместны слова из Послания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29 декабря 2003 года: "Царство антихриста не наступит без соответствующей технической базы, с помощью которой он хочет достичь своей цели. Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. При этом одновременно игнорируются и блокируются реальные альтернативные способы осуществления функций государственного регулирования и контроля в сфере общественного хозяйства и политической деятельности, что вызывает у верующих апокалиптические параллели"».
Как сказал архиерей, «Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заявлении от 7 марта 2000 г. указывает на беспокойство среди верующих, вызванное действиями власти». «В заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 г. говорится о недопустимости того, чтобы люди, которые по разным причинам отказываются от участия в новой идентификационной системе, были оттеснены на обочину жизни, стали существенно ограничиваться в правах, подвергаться дискриминации при приеме на работу или распределении социальной помощи и т. п. Для таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая полноценно жить в обществе», - отметил владыка Августин.
«В подтверждение этого заявления, - отмечает архиерей, - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх) на конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике» (2 марта 2006 г., Москва) высказал принципиальную позицию Русской Православной Церкви, отметив в своем докладе, что «система учета... должна предусматривать альтернативу использованию вообще любых электронных идентификаторов для тех лиц, которые считают, что подобная подконтрольность унижает их человеческое достоинство... В отношении этих лиц должен быть другой, традиционный учет и контроль, ведь человек имеет право сказать "нет" электронной идентификации своей личности».
«В пункте 54 Постановления Священного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви" указано на неправомерность таких средств и методов электронного учета перемещения и действий людей, которые бы вмешивались в их частную жизнь и реализовывали тотальный контроль над личностью и управления ею», - отмечает владыка.
Также архиерей обратил внимание на выступление Патриарха Алексия II на Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007, который подчеркнул: «Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. Человек должен оставаться человеком - не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не зависимым организмом. Пора признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере ».
Кроме того, архиепископ напомнил, что в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», утвержденных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г., четко заявлено: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит».
Помимо этого, отмечает владыка Августин, в пункте 45 «Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви"» 2011 г. указывается на необходимость «продолжения диалога между Церковью и государством с целью согласования альтернативы электронным средствам контроля… традиционными, привычными способами подтверждения человеком своей личности в процессе получения ею социальных благ и при любых ее контактах с государством».
Владыка Августин предлагает «признать, что принудительное присвоение православному мирянину любого электронного идентификатора лишает его имени, полученного им в Таинстве Крещения». Он также предложил, чтобы Священный Синод обратился к президенту Украины, народным депутатам Украины, Кабинету Министров Украины как субъектам законодательной инициативы в Верховной Раде страны с просьбой «внести изменения в Налоговый кодекс Украины в части предоставления права отказаться от электронного идентификатора тем физическим лицам, которые из своих религиозных убеждений не принимают его, а значит - вести для них учет только по фамилии, имени, отчеству».
Доклад главы Богословско-канонической комиссии архиепископа Львовского и Галицкого Августина прокомментировал в своем блоге протодиакон Андрей Кураев. Богословски выверенный обстоятельный доклад архипастыря Русской Православной Церкви популярный публицист назвал «самым дурным популизмом». У отца Андрея, видимо, вошло в привычку одергивать архиереев, что он делает публично уже не в первый раз. Похоже, профессорская мантия Абхазского университета совсем вскружила голову протодиакону всея Руси, и он возомнил себя не только учителем абхазов, но и надсмотрщиком за архиереями.