«Законодательство не позволяет отчуждать из государственной собственности предметы музейного, архивного и библиотечного фонда, - продолжил священник. - В то же время они могут передаваться в пользование религиозным общинам, и это позволяет вернуть святыни в пространство молитвы, для которого они и были предназначены. В случае с библиотекой Шнеерсона, на мой взгляд, возникла многолетняя патовая ситуация, в которой противопоставляются два крайних варианта решения проблемы: отчуждение библиотеки из российской собственности с последующей отправкой в США и желание оставить все как есть, несмотря на протесты еврейской общины. На самом деле, кроме двух этих крайних вариантов, есть много других».
«Например, передача библиотеки, или по крайней мере особо почитаемых книг в пользование российской еврейской общины с возможностью периодического вывоза экземпляров за рубеж, как это бывает с произведениями искусства, которые вывозятся на выставку. Однако крайние позиции пока сохраняются неизменными. Одна из этих позиций поддержана американским судом, в связи с чем возникла угроза наложения ареста на православные иконы, вывезенные на выставку музеем имени Андрея Рублева. Полагаю, что руководство музея могло предвидеть такую опасность. Сейчас продолжается спор относительно того, могут ли ценности оперативно быть вывезены в Москву. Будем надеяться, что в ходе разрешения этого спора будут приняты такие решения, которые обезопасят древние православные святыни», - выразил надежду священник.
«Что касается обсуждения не только этой, но и вообще церковной темы антицерковно настроенными блогерами, не секрет, что многие люди выступали против Церкви в дискуссии о передаче имущества религиозного назначения не потому, что речь шла о памятниках культуры, а потому что они выступают против Церкви по любому поводу. Церковь прямо говорит обществу, что греховный образ жизни, попытка полагаться только на свободный разум, представление о нравственности как об области свободной охоты приведет людей к несчастью. Люди, которым Церковь не нравится, наверное, прежде всего, озабочены именно нежеланием менять свой греховный образ жизни. Они панически боятся того, что их совесть все больше и больше будут будить те, кто понимает, что грех разрушает человека, особенно если это будут делать собственные дети, отцы, матери, супруги, коллеги, приятели по интернет-переписке. Так что данные выступления против Церкви, как правило, имели мало общего с искренней заботой о памятниках культуры. Просто люди, боящиеся правды о себе, о греховном состоянии своей души, будут выступать против обличающей это состояние Церкви по всякому поводу. Будет Церковь защищать, к примеру, противников вырубки Химкинского леса будут ругать за это. Станет вести диалог с теми, кто строит в этом лесу дорогу и за это будут ругать. Что же, мы к этому привыкли, и надо сказать, не боимся этих немощных дерзостей», - заключил протоиерей Всеволод Чаплин.