Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Искушения с благословляющими десницами Спасителя на новогреческих образах

19.03.2011


Заметка об одной поучительной истории …

Недавно сербский православно-патриотический сайт «Борьба за веру» опубликовал изображение обложки журнала Канадской епархии Сербской Православной Церкви. На обложке изображен фрагмент фрески на куполе храма Всех Сербских Святых в Торонто. На первый взгляд нет ничего особого в этой фреске, написанной фрескописцами из Белграда. Обычный псевдовизантийский стиль, распространенный нынче на Балканах и не только.

Фреска-1
Но благословляющая десница-то какова?! В материале, посвященном новым веяниям в сербском иконописании, отмечается, что фрески с такими странными «благословениями» для СПЦ вовсе не редкость. Вот еще образец такого фрескописания Образа Божия.

Фреска-2

Мы не случайно обращаем особое внимание читателей РНЛ на то, что это безобразие заметил именно сайт «Борьба за веру». Этот сайт не пинает нынче в СПЦ только ленивый. Иных характеристик, кроме как «маргиналы», а то и «раскольники» не услышишь. Тем не менее, во многом благодаря тому, что проблема была озвучена «Борьбой...», спустя некоторое время фреска была исправлена. И теперь Пантократор выглядит так:

Фреска-3

Поскольку же на сигнал подействовала столь оперативная реакция, то выходит так, что не такие уж и «маргиналы» эта самая «Борьба за веру». Но этот канадский скандал хотелось бы использовать не только для того, чтобы продемонстрировать лживость обвинений «Борьбы...» в «маргинальности». Хотелось бы напомнить, что оттопыренного мизинца на благословляющей деснице не знали не только «невежественные» наши дораскольные соотечественники, но даже и византийцы.

Фреска-4

Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 17

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

17. Павел Тихомиров : Сергею Швецову
2011-04-04 в 18:33

Бог в помощь, Сергей.
Всё это понятно и любопытно.
Однако, скажите мне: неужели Вам не кажется что такой вот способ оригинальничания на самом деле является манифестацией банальной гордыньки? Дескать, "а я вот, не таков!"
Можно рассуждать о языке жестов, о всяком там НЛП, но зачем? Разве сердце не подсказывает, что есть устоявшееся представление о том, как именно должна выглядеть благословляющая десница?
Допустим, я дома могу использовать подрушник при метании поклонов или осенять себя двуперстием. Но в храме я не стану этого делать как раз по двум причинам:
во-первых, чтобы не выпендриваться,
а во-вторых, чтобы это выпендривание никого не смущало.
Простите.
16. Сергей Швецов : автору
2011-04-02 в 17:34

Вот интересную тему нашел
http://bizantinum.li...urnal.com/36358.html
15. Сергей Швецов : Автору
2011-03-24 в 23:27

Я полагаю, что Ваше утверждение о том, "...что оттопыренного мизинца на благословляющей деснице не знали не только «невежественные» наши дораскольные соотечественники, но даже и византийцы" не соответствует действительности. Знали. И уж точно не бабушка Ронни Джеймса тому виной.
14. Ранко : автору
2011-03-24 в 22:43

В любом случае автор имеет право в одном - эстетическая позиция по данному вопросу несомненно правильна.
И самое интересное, после отстранения эпископа Артемия, сайт эпархии сразу изменил икону Христа и модернисты поставили икону с "коза" мотивам.
13. автор : CСергею Швецеву в догонку
2011-03-24 в 11:55

Мне, все-таки, кажется, что канон Христа-Вседержителя - это мозаика в Равенне (vi век), мозаика Собора Св.Софии в Константинополе (та самая мозаика, которой иллюстрируется заметка), икона "Благословение" Феофана Грека.
Впрочем, Вы правы, я не собирался влезать в прю о канонах, а высказал свою эстетическую позициют по данному вопросу.
Интересно было узнать мнение братьев во Христе. Ваше мнение я принял к сведению.
Благодарю Вас за комментарий.
12. автор : Сергею Швецову-11
2011-03-24 в 11:39

Соответствующий тому или иному направлению в искусстве канон, как всем нам хорошо известно, это совокупность строго установленных правил и приемов для произведений данному направлению.

Вы полагаете, что представленные Вами образцы являются:
1. именно "первоявленными".
2. именно такое перстосложение было регламентировано византийским иконографическим каноном.
11. Сергей Швецов : 10. автору
2011-03-22 в 15:00

Как же дикость-то?
Я Вам ссылки дал на 4 образа - совсем не новоделы (один XII века). Вы цензурируете иконописный канон под собственный вкус?
10. автор : Андрею Х.
2011-03-21 в 09:50

Действительно, н
после Дио "коза" стала атрибутом, но ведь есть фотографии битлов (кажется, периода желтой подлодки).
Расскажите про бабушку Ронни Джеймса поподробнее, пожалуйста.
2) но для православной иконописи, согласитесь, это же дикость.
9. Максим Степаненко : Re: Искушения с благословляющими десницами Спасителя на новогреческих образах
2011-03-20 в 12:46

Очередной пример, что некоторые посчитали себя святее Папы Римского, и хуже того, что настоятель храма повелся за маргиналами!
8. Владимiръ : 6. о. Николай Савченко
2011-03-19 в 23:30

Отче опять фантазии пошли у Вас,на том сайте где Вы полемику вели с Щегловым выложена Древлеславянская Кормчая с греческим паральльным текстом:Иже не крестится двема персты яко и Христос да будет проклят. Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα.
Так ,что ,увы, двоеперстие ,как бы Вам этого не хотелось является пертосложением для крестного знамении ,полученного от самого Христа,именно Он научил так ,а не иначе креститься апостолов.Об этом в своем правиле и сказал Стоглав,на котором было 5 святых.
На безрамотном БМС не было ни одного святого.
Что касается древних изображений,то "Козы",и отведенные мизинцы -все эти изображения действительно более позднии,и не благословения и не крестные знамения ,а ораторские жесты.
Вся реформа основана на книге «Сокровище» (Θησαυρός), изданной въ 1568 г. въ Венеціи прошеніемъ господина Іакова со тщаніемъ Григорія Малакса,в которой впервые в Православии появляется троеперстие и имянное перстосложение.Ни икон с троеперстием ,ни с имянным перстосложением до 17 века просто в природе не существет.Нет и мощей с таковым перстосложением.Тем более нет ни единого письменного источника.
Более того есть сочинения прп.Максима грека афонского монаха,середины 16 века в котором он называет двоеперстие и его описывает как апостольское предание и единственное перстосложение для благословения и осенения себя крестным знамением.Когда на Стоглаве в 1551 году принимали решение о двоеперстие греки-монахи были в Москве и с ними консультировались по сему поводу и они подтверждали апостольское происхождение двоеперстия.
7. М.Яблоков : Re: Искушения с благословляющими десницами Спасителя на новогреческих образах
2011-03-19 в 19:01

Именословное перстосложение было еще у иудейских первосвященников в Ветхозаветной церкви. Оно перешло и Христову Церковь. Но причем тут "коза" - непонятно.
6. о. Николай Савченко : Re: Искушения с благословляющими десницами Спасителя на новогреческих образах
2011-03-19 в 17:08

Перстосложения в древности были различными. Часто встречалось двоеперстие, но с прижатым большим пальцем к ладони, троеперстие, когда указательный и средний вверх и большой тоже в сторону и вверх и наше нынешнее именословие, только большой с безымянным не пересекался.

Год назад была интересная интернет-полемика с самыми радикальными из староверов, где им были приведены фото десниц апостолов, св. Иоанна Крестителя и святителей Церкви, где их десницы были сложены по-разному, но не двоеперстно.

http://a.mod-site.ne...ropomor-1/p/26.html

Или здесь часть полемики о том, как именословное перстосложение изображало 6500 в древнеримском пальцевом счете.
http://a.mod-site.ne...ropomor-1/p/30.html
5. Сергей Швецов : Или вот это
2011-03-19 в 15:59

4. Сергей Швецов : А это что?
2011-03-19 в 14:43

Мозаичный образ Христа Елеемона милостивого) датируется XIIв. Привезена из Константинополя. Эта икона хранится в музее Далема в Берлине. http://clck.ru/8kOq

Вот еще
http://clck.ru/8kP2
http://clck.ru/8kPJ
3. мнение : борьба
2011-03-19 в 13:37

Прошлый год Волжский Крестный ход был с десницей Георгия Победоносца в форме такой же козы и мы не разглядев, прости нас Господи, поклонялись и прикладывались. Сейчас все подменяется незаметно: на некоторых иконах портреты врагов Православия и их приспешников. Еще обратите внимание на кресты-распятие, на которых распятый не пригвожден, а парит на кресте это - свергнутый Богоотступник.
2. Андрей Х. : По поводу "козы"
2011-03-19 в 13:25

1) Никак не касаюсь иконописных изображений Господа Иисуса Христа и Его благословляющей десницы.
2) "Козу" в рок-среду принес Р. Д. Дио. Он позаимствовал этот жест от своей бабушки - ревностной католички. Она использовала его для отгнания нечистой силы.
1. Михаил : Re: Искушения с благословляющими десницами Спасителя на новогреческих образах
2011-03-19 в 12:51

Интересно, кому из людей пришла в голову такая кощунственная идея изобразть Спасителя "благословляющего" козой.
Известно, что руку сложенную в такой жест используют рок певцы, например сатанист Оззи Осборн и др. Эта коза обозначает рога дьявола.
Или умышленно хотели изобразить антихриста?

Это даже смотреть и писать неприятно - гадость какая-то. Может быть администрации сайта стоит из приведенных верхних фресок оставить только руку - уж больо кощунственно выглядит.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме