На Форуме было отмечено, что в России еще никогда не было такого тоталитарного контроля над гражданами и их семьями, который вводится принятием новых законодательных актов на уровне Москвы. Темами обсуждения стали новые законопроекты и подзаконные нормативные акты, принятые Московской государственной Думой и Правительством Москвы, нарушающие законные права и интересы граждан.
Участники Форума резко осудили незаконное вмешательство в дела семьи в связи с принятием новых правовых документов на уровне Правительства Москвы. Было отмечено, что ювенальная система в Москве создается вопреки решению федеральных органов об отказе от принятия федеральных законов о ювенальных судах и создании ювенальной системы. Ювенальные технологии получают «зеленый свет» на уровне субъектов Федерации, то есть местным законодательством.
Фактически создается система ювенальных органов, направленная на вмешательства в дела семьи. На Форуме обсуждался утвержденный 18 ноября 2010г. Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с неблагополучными семьями. Между ведомствами с этой целью еще 21 августа 2008г. заключено Соглашение о сотрудничестве. «Интересно, что среди подписавших его ведомств значится Московский городской суд», - отмечается в пресс-релизе. Предметом сотрудничества ставится задача «максимально полной и объективной информации о несовершеннолетнем, условиях его жизни и воспитания» Внимание собравшихся было обращено на то, что данные документы не доведены до сведения граждан, права которых они ограничивают и затрагивают, что само по себе незаконно.
Согласно Регламенту в каждом районе г. Москвы будет головная организация по работе по индивидуально-профилактической работе с семьей и организацией контроля за его выполнением. Только часть работы связана с воспитанниками детских специальных учреждений, детьми-правонарушителями. Введено понятие «ювенальные технологии», «ювенальный сотрудник». Регламент в значительной части определяет порядок работы различных ведомств по «фактам семейного неблагополучия» которые устанавливаются на основании информации из роддома, детсадов, поликлиник, больниц, детских садов, школ. Так, участковые врачи и участковые медсестры «при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют наличие в семье неблагополучных социальных факторов, вносят в историю болезни сведения о жилищно-бытовых условиях, выполнением родителями их рекомендаций по уходу за ребенком и назначенного лечения. Информация направляется по одним случаям в течение в течение 3-х часов, по другим – в течение 3-х дней в комиссии по делам несовершеннолетних, в органы опеки и попечительства, которые, в свою очередь, проводят акт обследования и могут решить вопрос об отобрании ребенка из семьи при установлении наличия угрозы жизни и здоровью ребенка. Такими фактами являются факты, дающие основание предположить возможное насилие в отношении несовершеннолетних, факт постановки семьи на учет в органы социальной помощи, факт смерти одного из родителей, факт наличия задолженности по квартплате свыше 3-х месяцев, заявление ребенка, информация СМИ и многие другие.
Регламентом намечено проведение до 1 декабря каждого года конкурса рисунков «Я и моя семья», проводимого дошкольными учреждениями, по итогам которого при необходимости проводят первичное обследование семей, имеющих возможное неблагополучие в детско-родительских отношениях для постановки их на учет. Сейчас не существует единой базы неблагополучных семей, данные о семьях имеются пока только в различных ведомствах. Ставится задача создания единой базы данных.
На Форуме отмечалась очевидность грубых нарушений конституционных прав граждан, введение тотальную слежки за родителями, недопустимые методы контроля, позволяющие изъять ребенка практически из любой семьи, нарушение принятыми нормативными актами основных конституционных принципов жизни общества: права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, незаконность сбора информации о частной жизни лица без его согласия, гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, презумпции невиновности и другие.
Закон «Об универсальной электронной карте», принятый 9 марта т.г. Мосгордумой - постановил о введении в Москве универсальной электронной карты, которая будет содержать информацию о здоровье, доходах, банковских кредитах, собственности, передвижении, социальном обеспечении москвичей. То есть информацию о совершении человеком разнообразных юридически значимых действиях, в том числе данные о его личности, частной жизни, финансовом положении, здоровье. Закон был подвергнут резкой критике. Выступающими отмечалось, что данный закон принят без всенародного обсуждения, грубо нарушает многие положения действующего законодательства, в том числе Конституции России; нарушает право православных граждан на свободу совести, не содержит регламентов для тех, кто не желает получать социальную карту, то есть имеет дискриминационный характер в отношении этой части населения.
Было отмечено, что с принятием этого закона происходит трансформация понятия государства, так как социальные гарантии и конституционные обязанности государства провозглашаются отныне «платными государственными услугами», которые в ближайшее время будут предоставлять гражданам коммерческие банки за деньги. Это означает фактический отказ от социальных обязательств государства, установленных Конституцией РФ.
Эксперты отметили, что перевод всей деятельности российских органов власти в электронную форму, которая работает на иностранном оборудовании и в системах, созданных иностранными компаниями, делает информационную базу уязвимой и доступной для неизвестного круга лиц. Предложено, наряду с отменой закона «Об универсальной электронной карте инициировать принятие Федерального закона о российском паспорте, который после принятия в первом чтении находится много лет без движения в Государственной думе РФ, в котором предусмотрено отсутствие каких-либо штрих кодов и право гражданина на указание в паспорте своей национальности.
Форумом была принята резолюция, в которой предлагаются меры по отмене незаконных нормативных актов, практические предложения по внесению изменений в действующее законодательство, направленные на закрепление прав граждан, невмешательство в дела семьи и на ее защиту.