Идея восстановления единства страны, разрушенной в 1991 году, в современных условиях, не только не является утопической, но является единственной спасительной идеей для нашей страны, заявил председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов в интервью, опубликованном на сайте «Новая союзная инициатива». По его словам, «вопрос об утопичности этой идеи свидетельствует о полной неадекватности геополическим, экономическим, геокультурным глобальным проблемам».
«Без идеи создания новой большой страны на постсоветском пространстве никакого будущего нет не только у маленьких советских республик, но и у самой России», - убежден Крупнов. – Поэтому, на мой взгляд, досужие разговоры по поводу того что произошел "развод", мы "разошлись навсегда", не отражают насущной потребности и понимания того что произошла геополитическая катастрофа, следуя очень точному определению Владимира Путина».
Говоря о воссоздании «новой большой страны», Крупнов отметил, что, конечно, все государства бывшего Советского Союза должны оставаться суверенными. «Бессмысленно говорить, что какое-то государство мы превратим в 84-й или 85-й субъект Российской Федерации, это неперспективная линия. Но мы должны совместно создавать новую страну. В каком-то смысле трезвое сознание у экспертов, у лучших людей государств на периферии бывшего Советского Союза, значительно выше, чем в самой Российской Федерации, тем более в Москве», - сказал он. - Советский Союз развалили не этнонациональные сепаратистские устремление окраин. Союз развалили сепаратистские устремления Москвы. Именно московские элиты захотели остаться в одиночестве у нефтегазовой трубы для того, чтобы в максимальной степени монопольно потреблять те богатства, которые были созданы всеми народами и республиками Советского Союза».
Отвечая на вопрос о путях и принципах восстановления страны, Крупнов сказал, что он не считает, что надо «идти по внешнему легкому пути и превращаться в некое абстрактное унитарное государство». «Такого уже не будет, - уверен политолог. - Более того, в самом Советском Союзе, и в формально-правовом, и в реальном плане, каждая советская республика была самостоятельным государством, а Украина и Белоруссия были членами ООН. Мы должны базовую сторону государственного суверенитета сохранить». При этом, заметил Крупнов, «мы должны обсуждать не вопрос статусов – кто выше, кто больше, у кого больше населения, у кого меньше. Это тоже порочный путь. Мы должны обсуждать сквозные интеграционные программы, на которых собственно и делать структуру нашего объединения».
Первая необходимая мера, которую предлагает Крупнов, - это развитие крупной современной промышленности. «Раньше Беларусь была сборочным цехом Союза. Сегодня, конечно, не надо повторять старые модели, но мы должны четко посмотреть с точки зрения природных ресурсов, конечных производств, промежуточных переделок – все должно быть структурировано. У нас гигантский потенциал и есть возможность делать серьезные вещи. То есть, первое – это современная крупная промышленная система», - указал эсперт.
Второе, что предлагает Крупнов - это решение самых тяжелых проблем безопасности. «Например взять современный Афганистан, - сказал он. - Никто не спорит что это глобальная мировая, самая горячая точка. Мы видим, что дальнейшее присутствие иностранных войск только ухудшает ситуацию. Я уже не говорю про гигантский взрыв наркопроизводства. Нестабильность переползает в Среднюю Азию и т д., и Москва на самом деле здесь никак не огорожена и не защищена. Нам нужно помогать Афганистану через подъем – не "давальческим" способом, когда мы будем просто отстегивать деньги в эту черную дыру и смотреть, нет, а через кадры, через технологии, через то, что называется "первичной индустриализацией Афганистана"».
Третья проблема, требующая срочного решения, по мнению Крупнова, - это Дальний Восток. «Если мы Дальний Восток не начнем поднимать и превращать в форпост нашей большой страны, то будут значительные геополитические потери у всех, потому что наше опустение, обезлюживание на Дальнем Востоке в итоге скажется и на союзных государствах, на той же Украине, потому что мы будем неспособны удержать вес на мировой арене как мощного геополитического геоэкномического субъекта», - убежден Крупнов.
«Четвертый момент – транспортные магистрали, - продолжил он. - Наш транзит мы должны превращать в совершенно новый тип железнодорожной магистрали с другими пропускными способностями, скоростями». По его словам, мы должны стать конкурентоспособными по отношению морским перевозкам, которые оказываются дешевле и идут вокруг материка через Суэцкий канал . «Мы проигрываем гигантские транзитные преимущества», - константировал Крупнов.
«Пятая сквозная программа – гуманитарная программа. Самое главное, что мы должны восстановить – это то, что раньше называлось советский человек, достоинство советского человека, - подчеркнул политолог. - Да, то время ушло и мы его не восстановим, но мы должны восстановить достоинство людей, сделать так, чтобы каждый житель новой большой страны был абсолютно сопоставим по всем правам и уважению с европейцем, американцем».
В заключение Крупнов заявил, что «у нашего Председателя правительства Путина есть уникальная историческая возможность войти в российскую историю как выдающийся государственный деятель, ели он продолжит свои усилия с Таможенным Союзом, с единым экономическим пространством, по интеграции постсоветских государств». «Мне представляется, что Путин как объединитель новой большой страны – это вопрос, который имеет и узкополитический аспект – важен и для премьера, и для правительства, - но, самое главное, имеет и гигантский исторический посыл. Это императив. У меня такое ощущение, что Путин это понимает. Мы все понимаем, что Путин пришел на волне чеченской войны. Это великое историческое действие, поскольку сепаратизм был уже не просто в каком-то расхлябанном постсоветском виде, а были очаги сепаратизма, которые бы дали метастазы, распространившиеся на другие страны, и чем бы это закончилось, никто не знает. Мне кажется, Путин в ближайшие годы должен сделать новую большую страну – не один, а с нашей помощью, помощью всех сознательных людей на постсоветском пространстве», - заключил Юрий Крупнов.