Облик Государя Павла Петровича доныне вызывает у людей самые противоположные чувства. Одни, поверив свидетельствам масонов и цареубийц, считают его тираном и деспотом, другие, по достоинству оценив государственные таланты Павла I, сожалеют, что он стал жертвой политических интриг, третьи всем сердцем любят убиенного Императора и веруют в его небесное предстательство за обиженных и обманутых.
«Вряд ли русская история знает другого Самодержца, судьба которого сложилась бы столь же драматично, как у Императора Павла, - говорится в пресс-релизе издательства. - Посмотрим, какими вехами уставил Господь его жизненный путь:
Сиротство при живых родителях. Заговор матери против отца. Убийство отца. Убийство Царственного узника Иоанна Антоновича. Недопущение его до Престола по совершеннолетию. Попытка отравления Павла. Предательство первой жены. Предательство друга. Отстранение от государственного управления. Лишение отцовства. Клевета. Попытки выставить сумасшедшим. Решение матери лишить сына прав наследования трона. Предательство старшего сына. Предательство ближайшего приближенного. Антимонархический заговор. Измена. И венец – мученическая кончина.
Впрочем, даже после этого потоки клеветы на убиенного Царя не иссякали. Не прекращаются они и поныне. Но – ин суд человеческий, и ин суд Божий. Цареубийцы и их клевреты говорили свое, а Господь творил Свое. Уже сразу же по кончине Он прославил Своего Царя на земле многочисленными чудесами. Со временем народное почитание Императора Павла не только не убывало, но все более возрастало. Особенно это стало оче-видным в годы Первой мировой войны. Тогда в народе сложилась особая молитва: "Упокой, Господи, душу убиенного раба Твоего Императора Павла I и его молитвами даруй нам в дни сии лукавые и страшные в делах мудрость, в страданиях кротость и душам нашим спасение Твое. Призри, Господи, на верного раба Твоего, молитвенника за сирых, убогих и обездоленных Императора Павла I, и по молитвам его святым подай, Господи, скорую и верную помощь просящим через него у Тебя, Боже наш!"»
Примечательно, отмечают издатели, что в то время как другие гробницы Петропавловского собора оставались почтенными лишь официальными венками, мраморная плита над останками Императора Павла не переставала мерцать огоньками свечей: «Ни у какой другой Царской могилы не служили столь часто панихиды. Количество просителей у убиенного и оклеветанного Монарха сделалось так велико, что настоятель Петропавловского Придворного собора о.Александр Дернов благословил служащих храма записывать рассказы богомольцев о чудесной помощи, явленной им по предстательству убиенного Самодержца. Завели специальную тетрадь. На первой ее странице пояснялось: "Издревле, почти со времени самой кончины Благочестивейшего Государя Императора Павла I Петровича (12 марта 1801 г.), многие люди разных классов, положений, званий и состояний – приходили в Петропавловский собор (Усыпальницу Русских Государей и всей Царской Фамилии) и просили священников собора служить панихиды при гробнице Императора Павла I, повествуя иногда при этом о случаях заступления и помощи – после молитвы по Императоре Павле I – со стороны его в разных тяжелых жизненных обстоятельствах, — особенно в делах тяжебных и судебных, — при явно наносимых обидах со стороны сильных слабым. Иногда присылались письма из разных местностей России с просьбой отслужить панихиду при гробнице Императора Павла I. И ныне присылают. В последние годы паломничество к этой гробнице увеличилось, — и не проходит почти ни одной недели (в 1911, 1912 и 1913 годах), в которую бы никто не обращался с просьбою о служении панихиды по Императоре Павле I. А с декабря 1913 года стали особенно много ставить свечей на гробницу Его. Панихиды почти ежедневны, а иногда — по нескольку. Все это побудило причт собора по возможности опрашивать молящихся при гробнице Императора Павла I: 1) давно ли они молятся, 2) по каким побуждениям, 3) видят ли благие последствия своих молитв, — и все эти сведения записывать"».
После того как о.Александр Дернов был назначен протопресвитером придворного духовенства, его дело продолжил протоиерей Ф.А.Боголюбов, также благословивший клир собора записывать свидетельства о помощи Божией по предстательству приснопоминаемого Государя. Эта тетрадь с бесценными записями должна была быть передана в специальную комиссию по канонизации при Священном Синоде. Возможно, она и поныне хранится где-то в российских архивах, если только не уничтожена «пламенными» богоборцами и царененавистниками в огне их богоборческих революций…
Однако незадолго до тех роковых дней попечением причта Петропавловского Придворного собора были выпущены несколько брошюр Владимира Вишнякова с описанием случаев чудесной помощи убиенного Государя. Их тексты приведены в книге «Божий Царь». Вот одно из сохранившихся свидетельств:
«Г-жа N (в семье ее покойного деда издавна укоренилось благоговейное отношение к памяти Императора Павла I, преемственно переходящее от поколения к поколению) в раннем детстве видела во сне Императора: он вошел в их залу и на ее вопрос, кто он и кого ему надо, ответил: “Я — Император Павел”. С той поры она еще более укрепилась в почитании Императора. Впоследствии, увидав в музее Императора Александра III портрет работы Щукина, она ясно признала в нем полное сходство с чертами Павла I, как она видела их в том сне; только одет он был тогда в сером.
По выходе замуж г-же N приходилось много болеть, переносить много горя. Во всех трудных обстоятельствах она неизменно обращалась к Императору и получала помощь. В прошлом 1915 году она в особенности испытала на себе деятельную его помощь, подобно многим другим. Мужу ее не удавался перевод на службу в другой город: все складывалось крайне неблагоприятно против него. В конце августа г-жа N приехала в Петроград и первым делом отслужила панихиду у гробницы Императора с горячею просьбою о помощи. Она уже теряла надежду на благоприятный поворот, когда в середине сентября она снова увидела во сне Императора Павла: он стоял на подъезде Михайловского замка; фигуру его она ясно видела, но черты лица нельзя было хорошо различить издали. Проснувшись, она тогда же подумала, что теперь-то уж все устроится: Император позаботится… Действительно, вскоре же состоялся перевод мужа, несмотря на все формальные препятствия. Оставались еще денежные затруднения, которые весьма тяготили их. Особенно один долг в 250 рублей.
В одно из воскресений, 1 ноября, она вместе с мужем и детьми пошла поставить свечу на гробницу, и при этом от нее не отступала мысль о тяготящем их долге. На другой день вечером неизвестный принес ей письмо, тоже неизвестно от кого, и заявил странную просьбу вскрыть письмо и дать ему расписку в получении вложения. После долгих колебаний г-жа N вскрыла письмо, но увидав, что там лежат деньги, присылаемые ей при записке “от неизвестного”, она категорически отказалась принять их, несмотря на столь же настойчивую просьбу подателя. Тут вмешалась ее маленькая дочка: “Мама, да отчего ты не берешь деньги? Это — от Императора Павла!” Наивные слова ребенка, как громом, поразили ее. Но еще более удивилась она, когда пересчитав деньги увидала, что прислано ей ровно 250 рублей.
Хорошее дело не может утаиться. Нечаянно для “неизвестного” открылся его секрет; открылися и обстоятельства, при которых он сделал упоминаемую присылку. Ему неожиданно выдали некоторую сумму. Он с супругой люди бережливые; но деньги были получены так для них неожиданно, что они решили послать часть денег г-же N., своей родственнице. Так как щепетильность ее в денежных делах была им хорошо известна, то они решили сделать это через доверенное лицо, которого и послали в Петроград с деньгами и безымянною запискою.
Записано со слов г-жи N в присутствии настоятеля Петропавловского Придворного собора о. протоиерея Ф. А. Боголюбова 30 марта 1916 г.».
И поныне люди приносят на могилу Императора Павла цветы. И поныне свершаются чудеса по его молитвенному предстательству. Так, например, Татьяна Павловна Дьякова, живущая в Павловске, свидетельствует:
«Год я точно не помню, наверное, 1996-1995. В Колтушах Всеволожского района Санкт-Петербургской области, примерно в 15 километрах от города, в бывшем детском саду открыли церковь во имя св. о.Иоанна Кронштадтского. Нужно было заплатить огромный налог за здание, а таких средств у прихода не было. Пытались собрать средства прихожане, но это могло покрыть лишь маленькую часть долга. В случае неоплаты церковь должны были закрыть и передать здание другой организации. Пришла одна старушка и сказала, что необходимо отслужить панихиду по Императору Павлу, и он пошлет средства, чтобы заплатить. Утопающий хватается за соломинку, и тут же все очень молились, все просили Императора Павла. Была отслужена панихида. И в течение примерно часа приехала шикарная машина. Оттуда вышли люди и просили батюшку, о.Сергия Тарасова, освятить машину, спросив сколько это будет стоить. Батюшка согласился, сказав, что сколько они захотят пожертвовать, [столько] могут положить на аналой. Освятив машину, эти люди положили конверт на аналой и, не назвав своих имен, уехали в город. В конверте оказалась та сумма, которую надо было заплатить. То есть молитва была услышана сразу. И потом мы все время молились св. мч. Императору Павлу и всегда его поминали, а он никогда не оставлял нас своим заступничеством. Аминь».
Книга «Божий Царь» издана по благословению высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Владивостокского и Приморского. Получить информацию о возможности приобретения издания можно на сайте издательства «Царское Дело».