Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Николай Бондаренко: «Прежде всего, должен быть воспринят национальный опыт»

Основы православной культуры / 04.03.2011


«Основы православной культуры» в аспекте интеграции мигрантов, приобщения их к русской культуре …

Если бы нам, россиянам, пришлось бы по некоторым обстоятельствам переехать на продолжительное или постоянное жительство в ту или иную мусульманскую страну, нам было бы разумно и целесообразно изучить традиции исламской культуры, чтобы достигать эффективного взаимодействия с партнерами, да и просто не опростоволоситься на бытовом уровне. Думаю, что если бы такие курсы существовали (а, возможно, они и существуют), то многие с радостью их прошли бы. Если и нет таких курсов, то только по той причине, что в реальности существует не так много людей - не мусульман, желающих переехать жить в мусульманскую страну. Так уж сложилось...

После московских беспорядков на межнациональной почве, многие политики и общественные деятели заговорили о необходимости разработки мер и мероприятий, учебных программ, приобщающих мигрантов, не русское население к русской культуре к традициям русского народа с целью избежать непонимания, антагонизма в результате совместного проживания.

В этом смысле заслуживает изучения интересный опыт преподавания культурологического предмета «Основ православной культуры» в школах Калужской области, разработанный А.В.Бородиной. Как отмечают практически все директора школ на прошедшем 21 января в г. Калуге Форуме «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области», что интерес к изучению культурологического предмета «Основ православной культуры» проявляют не только родители и дети из русских семей, но и из мусульманских, численность которых по некоторым школам достигает 10%. По свидетельству педагогов, родители детей из традиционно мусульманских семей считают целесообразным приобщение своих детей к основам русской культуры, к традициям русского народа и получению элементарных знаний о Православии, что, по их мнению, будет способствовать взаимному уважению народов, интеграции мусульманского меньшинства в российское общество, в большинстве своем традиционно исповедующее Православие.

Калужская земля, по внедрению «Основ православной культуры» в образовательный процесс, в числе передовых. Между Правительством Калужской области и Калужской епархией Русской Православной Церкви заключен Договор о сотрудничестве в сфере образовательной и культурно-просветительской деятельности.

В принятой резолюции Форума отмечается: «Опыт реализации предмета "Основы православной культуры" в образовательных учреждениях области убедительно свидетельствует о том, что лишь при условии конструктивного сотрудничества школы, семьи, Церкви, органов государственной власти и местного самоуправления возможно достижение устойчивых положительных результатов в деле духовно-нравственного воспитания учащихся».

В рамках прошедшего Форума принято решение сформировать рабочую группу по подготовке проекта Закона, регулирующего вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи Калужской области. В проекте Закона предусмотреть системное преподавание культурологического предмета «Основ православной культуры» на всех ступенях образования, подкрепленное нормативно-правовыми актами и иными инструктивно-методическими документами соответствующих региональных структур и органов местного самоуправления. Публично обсудить данный проект Закона.

Надо отметить, что на примере Калужской области мы видим, как успешно реализуются руководством области и местным гражданским обществом поручения Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева по преподаванию в школе «Основ православной культуры» и проведению этого эксперимента.

Однако, на уровне Министерства образования и науки РФ данные решения Президента саботируются, искажается их изначальный смысл.

Кроме того, существует реальная угроза полной ликвидации вне рамок эксперимента практики преподавания «Основ православной культуры», которая ранее имела широкое распространение в школах и реализовывалась в рамках регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта общего образования.

Недавно в связи с беспорядками на Манежной площади министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предложил ввести персональную ответственность педагогов за поведение учеников. Все бы хорошо, но только Фурсенко, наверное, забыл, что школа, в т.ч. во многом благодаря нынешней политике министерства утратила функции воспитания подрастающего поколения.

Как отмечают специалисты, консультирующие региональные выборы, если еще 10-15 лет назад авторитет учителей мог быть задействован в агитационной работе, то уже сегодня, педагоги, в качестве лидеров общественного мнения даже не рассматриваются. Так упал статус учителя в России! А ведь когда-то учителя, особенно на местном уровне, признавались в качестве экспертов и проводников прогрессивных мыслей, идей.

Возвращаясь к заявленной теме статьи, хотелось бы надеяться, что уникальный инновационный региональный опыт взаимодействия органов местного самоуправления, Церкви, педагогов и родителей в области духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи не будет уничтожен министерскими бюрократами.

Чиновникам Министерства образования и науки РФ нужно наконец-то научиться работать в условиях демократической страны, воспринимая и преумножая все лучшее, что есть в России на местном уровне, вместо того, чтобы ретранслировать системе образования зачастую неработоспособные и неэффективные проекты, которые вызывают лишь всеобщее отторжение педагогического и родительского сообществ.

В связи с конфликтами на межнациональной почве в молодежной среде, вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях становятся приоритетными. Рассказывая детям и молодым людям о необходимости терпимого отношения к людям другой национальности, мы лишь «припудрим носик», не решив проблемы по сути, о чем свидетельствует, например, усиливающийся антагонизм между традиционно европейским населением и мигрантами - мусульманами. Но, антагонизм этот существовал и ранее, сдерживался лишь законами и «мантрами» о правах человека и толерантности. Когда же европейцы осознали, что мусульмане не уважают их образ жизни и их идеи об извращенно понимаемых правах человека, считая их безнравственными, и, тем самым, невозможна их ассимиляция, то благожелательная среднестатистическая европейская улыбка сменилась на ненависть. И это только начало. То ли еще будет.

Поэтому без глубинного взаимного изменения-обогащения мировоззрений совместно-проживающих народов России, без взаимного изучения и приобщения к культурам народов России и, прежде всего, к культуре государство образующего русского народа, подлинного братолюбия не получится, как это не получилось в Европе.

Таким образом, наряду с опытом других стран, прежде всего, должен быть воспринят национальный опыт. То, как это пытаются решить в Калужской области, заслуживает внимания.

Николай Бондаренко, председатель Правозащитного Движения «Пчелки» в поддержку православных приютов и образовательных учреждений, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон», специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. чистякова : Бондаренко
2011-11-10 в 23:20

Учебник Бородиной - самый неудачный из всех, что уже написаны: очень сухой, поверхностный, к тому же иллюстрации неудачные, нет хороших стихов.
Ваши статьи, очень похоже, пишутся для того, чтобы засветиться.
2. Николай Бондаренко : Ирине Фр.
2011-03-05 в 00:36

Дело в том, что курс ОПК, разработанный А.В. Бородиной, решает, в т.ч. и проблемы в области межнациональных отношений. А это крайне актуально.
1. Ирина Фр. : Есть вопрос!
2011-03-04 в 22:23

Автору: так в чем же все-таки состоит необычность опыта преподавания основ православной культуры в Калужской области? Из статьи это совершенно неясно.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме