После московских беспорядков на межнациональной почве, многие политики и общественные деятели заговорили о необходимости разработки мер и мероприятий, учебных программ, приобщающих мигрантов, не русское население к русской культуре к традициям русского народа с целью избежать непонимания, антагонизма в результате совместного проживания.
В этом смысле заслуживает изучения интересный опыт преподавания культурологического предмета «Основ православной культуры» в школах Калужской области, разработанный А.В.Бородиной. Как отмечают практически все директора школ на прошедшем 21 января в г. Калуге Форуме «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области», что интерес к изучению культурологического предмета «Основ православной культуры» проявляют не только родители и дети из русских семей, но и из мусульманских, численность которых по некоторым школам достигает 10%. По свидетельству педагогов, родители детей из традиционно мусульманских семей считают целесообразным приобщение своих детей к основам русской культуры, к традициям русского народа и получению элементарных знаний о Православии, что, по их мнению, будет способствовать взаимному уважению народов, интеграции мусульманского меньшинства в российское общество, в большинстве своем традиционно исповедующее Православие.
Калужская земля, по внедрению «Основ православной культуры» в образовательный процесс, в числе передовых. Между Правительством Калужской области и Калужской епархией Русской Православной Церкви заключен Договор о сотрудничестве в сфере образовательной и культурно-просветительской деятельности.
В принятой резолюции Форума отмечается: «Опыт реализации предмета "Основы православной культуры" в образовательных учреждениях области убедительно свидетельствует о том, что лишь при условии конструктивного сотрудничества школы, семьи, Церкви, органов государственной власти и местного самоуправления возможно достижение устойчивых положительных результатов в деле духовно-нравственного воспитания учащихся».
В рамках прошедшего Форума принято решение сформировать рабочую группу по подготовке проекта Закона, регулирующего вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи Калужской области. В проекте Закона предусмотреть системное преподавание культурологического предмета «Основ православной культуры» на всех ступенях образования, подкрепленное нормативно-правовыми актами и иными инструктивно-методическими документами соответствующих региональных структур и органов местного самоуправления. Публично обсудить данный проект Закона.
Надо отметить, что на примере Калужской области мы видим, как успешно реализуются руководством области и местным гражданским обществом поручения Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева по преподаванию в школе «Основ православной культуры» и проведению этого эксперимента.
Однако, на уровне Министерства образования и науки РФ данные решения Президента саботируются, искажается их изначальный смысл.
Кроме того, существует реальная угроза полной ликвидации вне рамок эксперимента практики преподавания «Основ православной культуры», которая ранее имела широкое распространение в школах и реализовывалась в рамках регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта общего образования.
Недавно в связи с беспорядками на Манежной площади министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предложил ввести персональную ответственность педагогов за поведение учеников. Все бы хорошо, но только Фурсенко, наверное, забыл, что школа, в т.ч. во многом благодаря нынешней политике министерства утратила функции воспитания подрастающего поколения.
Как отмечают специалисты, консультирующие региональные выборы, если еще 10-15 лет назад авторитет учителей мог быть задействован в агитационной работе, то уже сегодня, педагоги, в качестве лидеров общественного мнения даже не рассматриваются. Так упал статус учителя в России! А ведь когда-то учителя, особенно на местном уровне, признавались в качестве экспертов и проводников прогрессивных мыслей, идей.
Возвращаясь к заявленной теме статьи, хотелось бы надеяться, что уникальный инновационный региональный опыт взаимодействия органов местного самоуправления, Церкви, педагогов и родителей в области духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи не будет уничтожен министерскими бюрократами.
Чиновникам Министерства образования и науки РФ нужно наконец-то научиться работать в условиях демократической страны, воспринимая и преумножая все лучшее, что есть в России на местном уровне, вместо того, чтобы ретранслировать системе образования зачастую неработоспособные и неэффективные проекты, которые вызывают лишь всеобщее отторжение педагогического и родительского сообществ.
В связи с конфликтами на межнациональной почве в молодежной среде, вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях становятся приоритетными. Рассказывая детям и молодым людям о необходимости терпимого отношения к людям другой национальности, мы лишь «припудрим носик», не решив проблемы по сути, о чем свидетельствует, например, усиливающийся антагонизм между традиционно европейским населением и мигрантами - мусульманами. Но, антагонизм этот существовал и ранее, сдерживался лишь законами и «мантрами» о правах человека и толерантности. Когда же европейцы осознали, что мусульмане не уважают их образ жизни и их идеи об извращенно понимаемых правах человека, считая их безнравственными, и, тем самым, невозможна их ассимиляция, то благожелательная среднестатистическая европейская улыбка сменилась на ненависть. И это только начало. То ли еще будет.
Поэтому без глубинного взаимного изменения-обогащения мировоззрений совместно-проживающих народов России, без взаимного изучения и приобщения к культурам народов России и, прежде всего, к культуре государство образующего русского народа, подлинного братолюбия не получится, как это не получилось в Европе.
Таким образом, наряду с опытом других стран, прежде всего, должен быть воспринят национальный опыт. То, как это пытаются решить в Калужской области, заслуживает внимания.
Николай Бондаренко, председатель Правозащитного Движения «Пчелки» в поддержку православных приютов и образовательных учреждений, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон», специально для «Русской народной линии»
2. Бондаренко
1. Ирине Фр.