Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Игумен Августин (Анисимов): «К священнику понятие "эмоциональное выгорание" неприменимо»

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 03.03.2011


Известный пастырь не согласен с психологом Д.Новиковым, что священникам нужна профилактика «психического истощения» …

«Важнейшим моментом в нашей жизни является понимание антропологии. Если всю антропологию рассматривать только как ту данность, которая есть в человеке, - его организм, нервная система, мозг и другие органы тела, - то тогда вступает в действие медицина, в частности психиатрия, которые лечат людей на телесном уровне, рассматривая человека, прежде всего, как телесную сущность. Это чисто атеистический подход к человеку», - сказал в интервью «Русской народной линии» наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов), комментируя интервью доцента Высшей школы психологии Дениса Новикова порталу «Интерфакс-религия».

«На основании своего опыта могу заключить, что синдром эмоционального выгорания у священников - очень важная тема, - сказал в интервью Д.Новиков. - Не думаю, что в среде священнослужителей понимают всю серьезность проблемы. Эмоциональное, интеллектуальное и физическое истощение - явление, с ним в той или иной степени сталкиваются многие специалисты, деятельность которых связана с помощью людям. И тем более священники, которые постоянно в своем служении сталкиваются с болезнями, смертью, тяжелыми грехами, с душевной болью и отчаянием людей».

По словам психолога, в профессиональных психотерапевтических сообществах проблеме эмоционального выгорания уделяется довольно много времени. «Будущих специалистов учат заниматься профилактикой психического истощения, существуют специальные ежегодные восстанавливающие программы для психотерапевтов, - сказал Новиков. - Организуются специальные психологические группы для профессионалов, так называемые балинтовские группы, целью которых является предотвратить подобные симптомы у участников. Я хочу сказать, что профилактика и лечение эмоционального выгорания должны быть серьезным, хорошо организованным процессом в сообществе коллег. В противном случае человек обречен бороться с эмоциональным выгоранием в одиночку, что оказывается крайне неэффективным, а прогрессирующее эмоциональное истощение чревато затяжными депрессиями и психосоматическими заболеваниями».

По мнению же игумена Августина (Анисимова), большинство современных врачей имеют атеистический подход к человеку. «Для них человек - это не образ и подобие Божие, а материальное тело с сердцем как неким "движком", который гоняет кровь по организму. Но когда мы обращаемся к Церкви, к Священному Писанию, мы обращаемся к феномену, который находится за пределами нашего телесного начала. Человек сотворен по образу и подобию Бога. Человек был сотворен Богом духовным существом, наделенным дарами Святого Духа, - премудростью, разумом, благочестием, страхом Божиим, ответственностью. Именно такой человек и должен был жить на земле, именно он и был призван управлять этим миром», - считает он.

Но в результате грехопадения, отметил священник, «человек сошел на телесный уровень» и стал подменять духовную жизнь «познанием, рассуждением, рационализмом». «Но большинство врачей, правителей и законодателей этого не понимают. Они рассматривают человека только как телесное существо, они не понимают даров Духа Святого. Они уподобляют служение священника деятельности чиновника. Иногда говорят, что служение священника и врача похоже. Нет, не похоже. Оно похоже только по форме, поскольку и священник и врач имеют дело с человеком, но их служение не похоже по содержанию. Врачи, рассматривая человека как телесное существо, имеют дело, прежде всего, с нервами и чувствами, а чувственные ощущения могут быть страстными и порочными. Человек, не обладающий дарами Духа Святого, не имеющий общения с Богом, не живущий по законам Божиим, представляет собой только телесное существо. Иное дело - священник. Это как другая личность. Если священник живет в общении с Богом, стяжает благодать Божию, то к нему просто неприменимо понятие "эмоциональное выгорание". Тогда священник не знает усталости. Я порой исповедую до двух-трех часов ночи, через меня проходит тысячи людей, и я хорошо понимаю, что выдержать такую нагрузку не в человеческих силах. Но если священник с Богом, если он сохраняет благодать Божию, то он, дав немного отдохнуть телу, снова приступает к своему пастырскому служению, не зная усталости. Когда священник исповедует человека, то его не интересует его тело и его психика, он смотрит лишь на то, в какой степени поведение этого человека соответствует воли Божией. И если священник видит несоответствие, то он вносит коррективы в поведение человека с тем, чтобы оно пришло в соответствии с волей Бога», - отметил игумен Августин (Анисимов).

«Ныне модно говорить об эмоциях и эмоциональности. В системе образования понятие "чувство" заменили словом "эмоция". Все время говорится об "эмоциональном воздействии" и о том, что люди должны жить эмоционально. Несмотря на то, что для понимания природы телесного человека важно иметь представление о чувствах и нервной системе, но надо понимать, что чувства могут стать порочными и страстными. Нередко человек попадает в зависимость от своих страстей и пороков, становясь их рабом. Преобладание эмоционального начала в человеке ведет к пороку, а именно на эмоциональную составляющую человека обращается внимание системы образования. Мало того, страсти разжигаются в человеке СМИ и поп-культурой, прежде всего, кинематографом. Ныне также модна теория стресса, предложенная французскими учеными. Сегодня делается упор на чувственном начале человека и совершенно игнорируются цели Бога о качестве человека. Напротив, задача Церкви заключается в том, чтобы ослабить зависимость человека от тела и чувств, научить человека воздерживаться от удовлетворения потребностей тела, сделать так, чтобы душа не была рабыней тела. Церковь в отличие от медицины и психиатрии видит в человеке не только телесное, но и духовное, интеллектуальное и нравственное начало. Если бы врачи исходили из церковной антропологии, то многие проблемы, с которыми они борются, разрешились бы сами собой. Что же касается так называемого "эмоционального выгорания" священников, то по отношению к священнослужителям это понятие использовать некорректно», - заключил игумен Августин (Анисимов).



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 11

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. lucia : Re: Игумен Августин (Анисимов): «К священнику понятие "эмоциональное выгорание" неприменимо»
2011-05-03 в 12:00

"Священник, хоть и я является, наделенным благодатью от Бога," - т.е. Благодать недостаточна. Очень прискорбно читать такое от лица церковнослужателя.
Кстати, терминов "выгорание" уже активно пользуются для дисредитации честных священников.
10. диакон Алексей : о духовном начале
2011-05-03 в 08:26

Нельзя забывать, что не зависимо священник ты или мирянин, у каждого есть духовное начало. И каждый человек на земле может быть причастен святости.
9. диакон Алексей : Священник не застрахован от выгорания
2011-04-30 в 11:17

Д.Новиков прав в том утверждении, что как врачи, педагоги и вообще все люди, священники в том числе подвержены в какой-то степени "выгоранию". Авторитетный материал на эту тему вышел в Журнале Московской Патриархии №1 2011 года стр. 46-53.
Священник, хоть и я является, наделенным благодатью от Бога, остается таким же человеком, как и все другие.
Архимандрит Софроний Сахаров в своих трудах часто затрагивает тематику "кризиса веры", "духовного кризиса священнослужителей", которую конечном счете выводит в отчаяние и уныние пастырей. Если мы говорим о священнике, как о человеке, имеющем трехсоставную природу, то каждая состовляющая часть этой природы находиться во взаимосвязи. Проблемы одной составляющей в большей или меньшей степени отражаются или оказывают влияние на другую составляющую этой трихотомии.
Кризис профессионального "выгорания" и кризис пастырского служения несколько отличаются по форме, но очень схожие по сути разновидности ценностно-смыслового кризиса личности.
8. евгения : О выгорании
2011-04-01 в 20:44

Эмоциональному выгоранию как раз и подвержены сами психологи,врачи и иже с ними , "лечащие и спасающие".Вот они и истощаются при взаимодействии "человек-человек", так, как правильно сказал игумен Августин, рассматривают нас только как телесных существ, забывая про духовное начало.
7. Аноним : Re: Игумен Августин (Анисимов): «К священнику понятие "эмоциональное выгорание" неприменимо»
2011-03-04 в 11:03

Нищета духа - и есть эмоциональное выгорание.
Герой всегда серьезен. Ведь что есть нищета духа - это невозможность встретить-приветить дьявола. Он с искушением, а тебе ответить нечем - выгорела любовь к греху. Он с прелестью, а у тебя сердце не отзывается - выгорели мечтания о прелести. Он с подарком, а у тебя дух тих - выгорели желания земного.
Блаженны нищие духом - СЧАСТЛИВЕЙШИЕ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДИ - священники, выгоревшие эмоционально. Это САМЫЕ СИЛЬНЫЕ, это истинные.
6. Любезный читатель : Врач, исцелись сам!
2011-03-04 в 09:45

«На основании своего опыта могу заключить, что синдром эмоционального выгорания у священников - очень важная тема, - сказал в интервью Д.Новиков. Совет Новикову и иже с ним. Прежде чем делать заключение нужно было изучить опыт священников, которому не одна тысяча лет, тогда и вывод был бы верным. Стыдно доценту Высшей школы психологии этого не понимать, а браться поучать. Уверен, что доцент и не подозревает, что человек троичен (дух, душа, тело) и, что дух определяет Человека в человеке. Лучше бы в профессиональных психотерапевтических сообществах уделили внимание собственной духовной неразвитости. Так и хочеться сказать Medice, cura te ipsum!
В заключение. Отцу игумену Августину (Анисимову) низкий поклон и многая лета за вразумление "доцентов".
5. Иван : О выгорании
2011-03-04 в 09:02

Хорошо сказал о.Августин "Но если священник с Богом, если он сохраняет благодать Божию, то он, дав немного отдохнуть телу, снова приступает к своему пастырскому служению, не зная усталости."
Но к сожалению многие священники "тянут лямку" и не надо набрасываться на психолога, надо учится и видеть промысел, и не позволять священникам служить как бы как и выгорать.
Смотрите как в жизни происходит, не как в идеале должно быть.
4. Пётр : выгорание сознаня Бога
2011-03-04 в 01:52

очередное лукавое кликучество бесноватых. Что только не придумают.
Новиков - послушай!
В беседе с психологом Белорусского университета инженеров железнодорожного транспорта поднимался вопрос психического истощения (психического выгорания) психологов, поскольку постоянно имеют дело с негативными явлениями физических лиц. Так вот, психолог, обращающийся за помощью к Богу, к Церкви - не подвержен психическому истощению (выгоранию) - то есть не страдают той одержимостью которой страдают их пациенты. Не обращающиеся к Богу - в конце концов заболевают теми же болезнеми, что и их пациенты в самых разнообразных формах. Священнослужитель - постоянно имеет молитвенное обращение к Богу, Который есть скорый Помощник и Покровитель, что совершенно недоступно сознанию г. Новикова.
Да и сколько ещё будет таких "Новиковых"
3. Ирина : Благодарю Вас, отче!
2011-03-04 в 01:51

Какая радость, что ответ психологу такой и именно такой! Бедные католические священники так поскользнулись на этом - на идее психологического и психиатрического лечения священства католической церкви, на всяческих психологических курсах. увы.
2. Николай Ш. : «К священнику понятие "эмоциональное выгорание" неприменимо»
2011-03-03 в 23:15

Психолог Д.Новиков даже не осознает, как он смешен. Поставить рядом Божию благодать и мешанину психологической науки - это нужно ухитриться. Тут либо заказ, либо неадекватность.
1. Nikodim : Психиатры для священников?
2011-03-03 в 22:35

Еще один ход сатанинского семени после ювеналки и ликвидации образования. Довольно хитрый ход в борьбе с Церковью - сажать неугодных священников в психиатрическую тюрьму. Т

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме