itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Игумен Августин (Анисимов): «К священнику понятие "эмоциональное выгорание" неприменимо»

Известный пастырь не согласен с психологом Д.Новиковым, что священникам нужна профилактика «психического истощения»

ДелоРус 
0
810
Время на чтение 4 минуты
«Важнейшим моментом в нашей жизни является понимание антропологии. Если всю антропологию рассматривать только как ту данность, которая есть в человеке, - его организм, нервная система, мозг и другие органы тела, - то тогда вступает в действие медицина, в частности психиатрия, которые лечат людей на телесном уровне, рассматривая человека, прежде всего, как телесную сущность. Это чисто атеистический подход к человеку», - сказал в интервью «Русской народной линии» наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов), комментируя интервью доцента Высшей школы психологии Дениса Новикова порталу «Интерфакс-религия».

«На основании своего опыта могу заключить, что синдром эмоционального выгорания у священников - очень важная тема, - сказал в интервью Д.Новиков. - Не думаю, что в среде священнослужителей понимают всю серьезность проблемы. Эмоциональное, интеллектуальное и физическое истощение - явление, с ним в той или иной степени сталкиваются многие специалисты, деятельность которых связана с помощью людям. И тем более священники, которые постоянно в своем служении сталкиваются с болезнями, смертью, тяжелыми грехами, с душевной болью и отчаянием людей».

По словам психолога, в профессиональных психотерапевтических сообществах проблеме эмоционального выгорания уделяется довольно много времени. «Будущих специалистов учат заниматься профилактикой психического истощения, существуют специальные ежегодные восстанавливающие программы для психотерапевтов, - сказал Новиков. - Организуются специальные психологические группы для профессионалов, так называемые балинтовские группы, целью которых является предотвратить подобные симптомы у участников. Я хочу сказать, что профилактика и лечение эмоционального выгорания должны быть серьезным, хорошо организованным процессом в сообществе коллег. В противном случае человек обречен бороться с эмоциональным выгоранием в одиночку, что оказывается крайне неэффективным, а прогрессирующее эмоциональное истощение чревато затяжными депрессиями и психосоматическими заболеваниями».

По мнению же игумена Августина (Анисимова), большинство современных врачей имеют атеистический подход к человеку. «Для них человек - это не образ и подобие Божие, а материальное тело с сердцем как неким "движком", который гоняет кровь по организму. Но когда мы обращаемся к Церкви, к Священному Писанию, мы обращаемся к феномену, который находится за пределами нашего телесного начала. Человек сотворен по образу и подобию Бога. Человек был сотворен Богом духовным существом, наделенным дарами Святого Духа, - премудростью, разумом, благочестием, страхом Божиим, ответственностью. Именно такой человек и должен был жить на земле, именно он и был призван управлять этим миром», - считает он.

Но в результате грехопадения, отметил священник, «человек сошел на телесный уровень» и стал подменять духовную жизнь «познанием, рассуждением, рационализмом». «Но большинство врачей, правителей и законодателей этого не понимают. Они рассматривают человека только как телесное существо, они не понимают даров Духа Святого. Они уподобляют служение священника деятельности чиновника. Иногда говорят, что служение священника и врача похоже. Нет, не похоже. Оно похоже только по форме, поскольку и священник и врач имеют дело с человеком, но их служение не похоже по содержанию. Врачи, рассматривая человека как телесное существо, имеют дело, прежде всего, с нервами и чувствами, а чувственные ощущения могут быть страстными и порочными. Человек, не обладающий дарами Духа Святого, не имеющий общения с Богом, не живущий по законам Божиим, представляет собой только телесное существо. Иное дело - священник. Это как другая личность. Если священник живет в общении с Богом, стяжает благодать Божию, то к нему просто неприменимо понятие "эмоциональное выгорание". Тогда священник не знает усталости. Я порой исповедую до двух-трех часов ночи, через меня проходит тысячи людей, и я хорошо понимаю, что выдержать такую нагрузку не в человеческих силах. Но если священник с Богом, если он сохраняет благодать Божию, то он, дав немного отдохнуть телу, снова приступает к своему пастырскому служению, не зная усталости. Когда священник исповедует человека, то его не интересует его тело и его психика, он смотрит лишь на то, в какой степени поведение этого человека соответствует воли Божией. И если священник видит несоответствие, то он вносит коррективы в поведение человека с тем, чтобы оно пришло в соответствии с волей Бога», - отметил игумен Августин (Анисимов).

«Ныне модно говорить об эмоциях и эмоциональности. В системе образования понятие "чувство" заменили словом "эмоция". Все время говорится об "эмоциональном воздействии" и о том, что люди должны жить эмоционально. Несмотря на то, что для понимания природы телесного человека важно иметь представление о чувствах и нервной системе, но надо понимать, что чувства могут стать порочными и страстными. Нередко человек попадает в зависимость от своих страстей и пороков, становясь их рабом. Преобладание эмоционального начала в человеке ведет к пороку, а именно на эмоциональную составляющую человека обращается внимание системы образования. Мало того, страсти разжигаются в человеке СМИ и поп-культурой, прежде всего, кинематографом. Ныне также модна теория стресса, предложенная французскими учеными. Сегодня делается упор на чувственном начале человека и совершенно игнорируются цели Бога о качестве человека. Напротив, задача Церкви заключается в том, чтобы ослабить зависимость человека от тела и чувств, научить человека воздерживаться от удовлетворения потребностей тела, сделать так, чтобы душа не была рабыней тела. Церковь в отличие от медицины и психиатрии видит в человеке не только телесное, но и духовное, интеллектуальное и нравственное начало. Если бы врачи исходили из церковной антропологии, то многие проблемы, с которыми они борются, разрешились бы сами собой. Что же касается так называемого "эмоционального выгорания" священников, то по отношению к священнослужителям это понятие использовать некорректно», - заключил игумен Августин (Анисимов).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Августин (Анисимов)
Все статьи Епископ Августин (Анисимов)
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии