«Но здесь также необходимо указать на важность различения религии и идеологии. Это совершенно разные вещи. Религия – это не часть идеологии, и вообще не идеология. И когда священнослужители выступают относительно социальных или идеологических проблем, они должны понимать, что их проповедь связана с воскресшим Христом и направлена не на переустройство государства, а на то, чтобы приводить людей ко спасению. И даже праведно обличая государственные или социальные устои, мы, священнослужители, никогда не должны забывать о своем предназначении», - добавил отец Владимир.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, также поддержал о.Алексия. «Да, бывает так, что компромисс необходим. Хотя в данном случае словосочетание «время компромисса», может быть, не очень подходящее, поскольку компромисс появляется там, где есть спор. А сейчас вроде бы между Церковью и государством спора нет. Но всегда есть необходимость называть вещи своими именами: воров – ворами, бандитов – бандитами», - сказал он. «Время и место для подвига всегда есть, хотя это и очень трудно. Но в Церкви должно быть хотя бы стремление к подвигу», - сказал отец Александр. «Безусловно, Церковь – это совесть народа. Потому и сказано, что Суд начнется с Дома Божия. Потому что на Церкви как на совести народной лежит ответственность за все, что с народом происходит», - заключил он.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что позиция о.Алексия подтверждается всем историческим опытом нашей Церкви. «Ярчайший пример – Патриарх Гермоген, оказавший сильнейшее влияние на рост народного самосознания в эпоху Смутного времени», - сказал он. «Да, Церковь должна быть совестью народа, обличать беззакония и возвышать свой голос в защиту народа и быть с народом. Другое дело, что можно перейти некую грань и оказаться втянутым непосредственно в социальную и политическую борьбу. Выражение народных чаяний вовсе не означает превращения Церкви в некую собственно социальную структуру, которая и должна по преимуществу заниматься решением социальных проблем», - отметил отец игумен. «Но Церковь должна искать и давать ответы на все вопросы современной жизни, и поэтому, безусловно, не должна молчать. И сейчас, конечно, для народа, воспринимающего Церковь как свою защитницу, особенно актуальным является мнение Церкви о тех социальных нестроениях, которые переживает наша страна», - заключил он.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что с тем, что Церковь должна говорить, согласятся все, потому что Церкви Самим Христом дано слово, которое она должна нести в мир. «Это ее миссия. И я верю, что Церковь никогда не молчала. Но всякое слово Церкви должно быть проповедью Христа и Евангелия, включая и те случаи, когда она касается, например, вопросов социальной справедливости», - сказал он. «Да, компромиссы случаются. И уровень чувствительности к ним соотносится с уровнем ответственности церковного сознания, потому что Церковь – это действительно совесть народа. Ответственностью пронизана и статья о.Алексия, вызывая безусловное доверие к словам пастыря и уважение к его позиции», - заключил священник.
Напомним, что ранее, епископ Саратовский и Вольский Лонгин, анализирую статью протоиерея Алексия Уминского, подверг критике ряд ее положений. «С одним тезисом отца Алексия я категорически не согласен: когда он говорит, что государству выгодна молчащая Церковь, которая только строит храмы, открывает приходы, занимается "низовой миссией" - потому что это якобы никак не влияет ни на политику, ни на экономику, ни на что другое, - отметил владыка. - Но я убежден, что именно эта деятельность, изначально присущая Церкви, влияет и на экономику, и на политику, и на общественную атмосферу в гораздо большей степени, чем что-либо другое. Влияние Церкви на жизнь общества главным образом зависит от того, насколько Церковь смогла донести Евангелие, слово Божие до народа. А это делается только на "низовом" уровне, это результат кропотливой, ежедневной, очень малозаметной, совершенно не шумной работы. Вот есть храм, сегодня в него ходит сто человек, через год – сто тридцать, и так далее. Через несколько лет таких храмов не один, а несколько, потом десять… Вот это итог – и он гораздо важнее всех заявлений и общественных дискуссий. Это мое глубокое убеждение».