По мнению экспертов, институт уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ является неконституционным органом, так как возможность его создания не предусмотрена Конституцией Российской Федерации. Назначение на должность уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ Указом Президента РФ, а не Государственной думой, отсутствие Федерального закона, нарушает основные права и свободы граждан. Неопределённость статуса уполномоченного по правам ребенка не позволяет привлечь его к ответственности в случае злоупотребления своими правами.
Кроме того, ст. 60 Конституции РФ определяет возраст дееспособности с 18 лет, а до этого согласно ст. 64 Семейного кодекса РФ обязанности по защите прав и интересов детей возлагаются на их родителей; ч. 2 ст. 17 Конституции РФ определяет для детей тот же объём прав и свобод, что и для взрослых, и ничего не говорит об их правовых преимуществах или специфических детских правах.
Совмещение должности уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ с должностью национального координатора от Российской Федерации в Совете Европы по защите прав детей и ликвидации всех форм насилия в отношении детей, влечёт за собой насаждение политики Совета Европы, и как следствие, западных технологий в регулировании отношений семьи и государства.
При этом совершенно не определён правовой статус уполномоченных по правам ребенка, активно создаваемых в регионах, по принципу вертикального соподчинения с Уполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ, не имеющего под собой реального обоснования.
Отсутствие правовой базы, несоответствие духовным и нравственным традициям России, а также многочисленные нарекания на деятельность уже появившихся в структуре учреждений образования уполномоченных по правам ребенка, поднимают в обществе вопрос о законности существования данного института и необходимости инициирования мер по его отмене.