«У авторов образовательного стандарта нет оснований отвергать модель единой общеобразовательной школы по той причине, что она была принята в СССР. Эта модель с разными оттенками реализована во многих странах, которые сейчас показывают высокие результаты в образовании (например, в Японии, Южной Корее и Китае). Она прекрасно уживается и с рыночной экономикой, и с демократией. На мой взгляд, принимать столь фундаментальные и столь долгосрочные решения, как выбор модели средней школы, не уполномочены ни Минобразования, ни даже правительство. Это – предмет общественного договора», - пишет в своем блоге известный политолог Сергей Кара-Мурза.
По его словам, «сама концепция национальной школы России не может разрабатываться на выхолощенной когнитивной основе данного стандарта». «Для такой работы требуется синтез всех основных типов знания – философского, научного, традиционного, художественного и религиозного. Предложенный стандарт чужд духу Просвещения, и в нем нет любви к детям и подросткам России», - отметил политолог.
«Стандарт формулирует требования "к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса". Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 60% от общего объема», - продолжил Кара-Мурза.
«Данная пропорция не обоснована ни логически, ни эмпирически. Авторы даже и не утверждают, что эти 40% основной программы смогут играть роль связующего культурного ядра молодых поколений. В документе сказано: "Стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся". Этот тезис ничем не подкреплен в тексте стандарта. Из текста нельзя понять, какой смысл придают авторы словам "формирование российской гражданской идентичности", какие социальные и культурные механизмы осуществляют это "формирование" и как соотносится с ними предлагаемый учебный план», - добавил он.
По словам С.Кара-Мурзы, «смысл понятия "единая общеобразовательная школа" заключается в том, что образовательная программа базируется на комплексе дисциплин (а не модулей и профилей)». «Дисциплины отбираются так, чтобы вместе они составили систему знания, дающего целостное представление о Вселенной (универсуме). Это – матрица университета, и культура, передаваемая такой школой, есть культура университетская. На этой матрице построена образовательная программа западной школы для элиты, и была построена программа единой советской школы. Для детей всего населения. Западная школа для массы базируется на мозаичной культуре. Ее программы состоят из модулей, которые знакомят учеников с множеством поверхностных "полезных сведений"», - отметил политолог.
«Отбор дисциплин для программы школы "университетского" типа – кропотливая общая работа школы, науки, всей национальной культуры. Если школа должна быть единой и служить механизмом воспроизводства народа, а не классов (элиты и массы), то составление школьной программы становится особенно ответственным. Придать школе характер единой в современном обществе может только государство, своим активным участием в разработке единых образовательных программ и в установлении канонов социального уклада школы. Напротив, данный стандарт ориентирован на максимальное сокращение функций государства в обоих смыслах», - подчеркнул С.Кара-Мурза.
Политолог напомнил, что «после долгих дискуссий, продолжавшихся с конца ХIХ века, советская Россия приняла в строительстве системы народного образования модель единой общеобразовательной школы». По его словам, «эту школу и унаследовала Россия постсоветская». «При реформировании этого образовательного стандарта неоднократно делались предупреждения (на уровне Президента) о необходимости сохранить ее ценные качества и основные достижения. Новый стандарт, разработанный Институтом стратегических исследований Российской академии образования, радикально ликвидирует именно эти ее качества. В случае его принятия российская школа перестанет быть и единой, и общеобразовательной», - считает Кара-Мурза.
«Понятие "единая общеобразовательная школа", которая и является объектом реформирования, ни разу не употребляется в документе. В предложенном стандарте нет структурного описания системы, которую собираются перестраивать, цели этой перестройки, качества "продукта" будущей школы, доводов в пользу такой операции. В стандарте исключена типология школьных систем, как будто этот сложный продукт национальных культур есть нечто "общечеловеческое", подобно ценностям, которые к месту и не к месту упоминаются в тексте документа. В стандарте нет обоснования, почему и на каком основании происходит отказ от российской модели. Где и когда обсуждался такой исторический выбор и в чем он заключается?» - вопрошает политолог.
«Не стоит забывать, что школа - "генетический аппарат" национальной культуры, она передает новому поколению ее коды и смыслы, в переводе на родной язык – обучает главным знаниям и умениям, накопленным в мировой культуре. В 90-е годы, в период реформирования экономики России, страна пережила бедствие. Но заводы можно выстроить, энергетику обновить – а выправить такую мутацию национальной культуры очень трудно. Даже реформаторы эпохи Ельцина не подняли руку на школу», - заключил Сергей Кара-Мурза.