Треть опрошенных ВЦИОМ всерьез полагают, что Солнце вращается вокруг Земли (32%), причем за последние четыре года таких респондентов стало даже больше (с 28% в 2007 году). Чуть меньшая доля утверждает, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры (29%). Пятая часть опрошенных уверены, что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за один месяц (таких тоже стало больше: с 14% в 2007 году до 20% в 2011 году). Примерно такая же доля граждан России отрицает, что электроны меньше атомов (18%) и не верит, что нынешние люди развились из ранних видов человека (17%).
«Как бы вы прокомментировали эти показатели? Чем, по-вашему, вызвано такое положение? О чем оно свидетельствует? Следует ли его исправлять, кто и как должен этим заниматься?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает, что выправлять положение должна школа. «К сожалению, начиная с перестройки, проводятся всевозможные эксперименты в области народного образования, и они зашли уже слишком далеко», - сказал он.
«Та же советская школа давала человеку разностороннее образование, потому что в ней была сильна инерция еще от прежней дореволюционной, имперской школы, где гармонично изучались как гуманитарные, так и точные науки. Сейчас же делаются попытки ограничить среднее образование несколькими предметами, в число которых входят и такие, которые не имеют никакого отношения к сути самого образования. Это очень печально», - добавил протоиерей. «Необходимо восстановить преподавание точных наук в полном диапазоне и вернуться к школьной традиции разностороннего образования», - заключил он.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, счел итоги опроса ВЦИОМ тревожным симптомом.
«Это свидетельство того, что в общественном сознании происходят серьезные изменения. По-новому расставляются акценты в отношении знания и жизни как таковой. Сейчас в потребительском обществе и знания превратились в объект потребления, обусловленного чисто утилитарным, практическим подходом. Человеку уже не важно, чем электрон отличается от атома - ему важно только, чтобы был свет», - сказал он.
«При отсутствии нравственных ориентиров и знание утрачивает свою истинную ценность. Причем процесс утраты элементарных знаний происходит очень быстро. Очень быстро можно научиться нажимать нужные кнопки и в сложных приборах, но также быстро можно и разучиться читать», - добавил отец Сергий. «Будем надеяться, что знание, одухотворенное верой, надеждой и упованием на Спасителя, все-таки придет к нам», - заключил он.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что выявленное социологами невежество - результат тех «плодотворных» реформ в образовании, которые были громко названы «национальным проектом».
«И наши руководители образования и дальше будут ломать систему и не успокоятся до тех пор, пока человек не сможет уже сформулировать, в чем отличие стола от электрона. И это ожидает нас уже в ближайшем будущем», - полагает протоиерей.
«С сожалением я смотрю на происходящее, - на то, как мы теряем все то хорошее, что когда-то имели. Безусловно, нельзя терять надежду на исправление. Но это исправление может быть связано только с какими-то радикальными изменениями в нашей стране», - полагает он.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает, что данные ВЦИОМ свидетельствуют о глубочайшем кризисе, в котором пребывает наша система образования. «Это следствие тех разрушительных реформ, которые начались еще при г. Ельцине», - сказал он.
«Безусловно, положение нужно исправлять, пока еще можно исправить. Безусловно, нужно вернуться к нашей традиционной системе образования. Ведь и советская школа при ином идеологическом наполнении была фактически наследницей школы дореволюционной. Эта традиционная система образования успешно развивала память и творческие способности, давала разносторонние знания», - считает отец Валерий. «А если мы так и будем проводить эксперименты в духе Фурсенко, то наше образование ожидает настоящая катастрофа», - добавил он.
«Но возвращение к традиционной системе образования предполагает также и восстановление высокого социального статуса учителя. В школу должны вернуться мужчины. Учитель должен получать достойную зарплату. Не оглядываясь ни на американцев, ни на европейцев, мы должны вернуться к традиционной системе образования и создать условия для реализации полученных знаний», - заключил священник.