«Настораживает само название, – заявил "Новой газете" директор Центра политических технологий Игорь Бунин. – Слово "русский" указывает не на принадлежность к определенной стране, а на национальную принадлежность. Гражданин РФ – россиянин, им может быть и узбек, и дагестанец. Организаторы движения беспокоятся только о здоровье русской нации». Бунин привел в пример немецкий национал-социализм, напомнив, что тот начинался с движений за здоровый образ жизни. «Там создавались спортивные ячейки, где готовили кадры для будущей политической и уличной борьбы. Эти люди вели, конечно, здоровый образ жизни, но вспомните, на что они потратили свое здоровье», – отмечает Бунин.
Сторонники движения ЗОЖ возмущаются: неужели в России быть русским и исповедовать здоровый образ жизни – фашизм? Вызывают сомнение и действия милиционеров, которые, по сути, требуют согласовывать с управами оздоровительные пробежки.
В связи с этим, корреспондент издания попросил православных священнослужителей прокомментировать появление движения ЗОЖ и претензии к нему со стороны правозащитников и правоохранителей.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, не решился высказать свое мнение о самом движении, поскольку мало о нем знает. «Безусловно, физическое здоровье лучше нездоровья. И если физические упражнения действительно способны увести человека от греховных привычек, то ничего плохого в этом нет. Конечно, без опоры на духовные и нравственные основания любое дело принесет мало пользы. Но все же это лучше, чем вообще ничего, хотя прямого положительного смысла я в этом не вижу», - сказал он.
«Что же касается оценки этого движения со стороны либералов, то чего же от них еще ожидать? Многие из них не чураются откровенно националистических предпочтений - для них неприемлемо любое движение, связанное со словом "русский", даже если оно и имеет, как предполагается по смыслу, оздоровительный характер», - отметил протоиерей. «У наших либералов имеется существенная предвзятость, отвращающаяся от всего национально-русского. Будто все национально-русское несет в себе только беду и неправду. Эта предвзятость ими и не скрывается. Но что фашизм здесь ни при чем, это очевидно. Мало ли, кто с чего начинал», - сказал он.
«Если же речь идет о каком-то хотя бы минимальном народном оздоровлении, даже если оно и основано на в чем-то ущербном представлении, и то, это будет лучше, чем то безобразие в нравственном отношении, которое царит вокруг, и которое тесно связано и с распущенностью, и с питием, и с употреблением наркотиков», - заключил отец Владислав.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко также признался, что об этом движении не слышал. «Но любой человек имеет право самоидентифицироваться. Если он заявляет, что у него есть национальность, и это для него важно, то это говорит о его укорененности в национальной культуре. Если он говорит о своем гражданстве, например, израильском или российском, то в этом нет ничего ни плохого, ни хорошего. То же касается и указания на свою принадлежность к мужскому или женскому полу», - сказал он.
«Нет ничего плохого и в том, что человек выбирает, например, здоровый образ жизни. Если люди, занимаясь спортом, преследуют какие-то политические или даже экстремистские цели, то это не значит, что в самом лозунге содержится что-то плохое. Почему нужно обязательно видеть что-то плохое в желании заниматься спортом?» - удивился священник.
«Да, мы видим, например, что кто-то объявляет себя государственником, а на самом деле думает только о том, как бы набить свои карманы. И такое бывает. Но из этого не следует, что в том, чтобы быть государственником, или в самом заявлении, что русским надо заниматься спортом, есть что-то плохое. Из этого следует лишь то, что спортом надо также заниматься и японцам, и евреям, и представителям всех остальных национальностей», - заметил отец Борис.
«Ведь человеческий род и состоит из людей разных национальностей. И если вдруг кто-то скажет, что, например, православные или мусульмане должны вести здоровый образ жизни, то я в этом никакой крайности и экстремизма никогда не увижу. Другое дело, что за хорошим лозунгом может скрываться что-то плохое. К сожалению, и так бывает», - заключил он.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, расценил появление такого движения как факт безусловно положительный. «Стремление наших молодых современников к здоровому образу жизни, стремление противопоставить себя поющим безголосым педерастам, которые одурманивают себя наркотиками и пропагандируют либеральные ценности методом зомбирования, можно воспринять как какой-то маленький, но росточек надежды на становящееся самосознание нашей молодежи, нашего народа», - сказал он. «Что какая-то часть правоохранительных органов объединяется с либеральными правозащитниками в неприятии этого движения, наверное, говорит о том, что слово "русский" и русское возрождение не всем нравятся, и не всем будут нравиться. Но я глубоко уверен, что русский народ, в том числе и в таких формах, найдет возможность для того, чтобы расправить плечи и стать действительной основой национальной и государственной жизни у нас на Родине», - заявил отец Максим.
«На сегодня, конечно, такой ситуации нет. Но если мы будем каждый на своем месте что-то делать: одни - молиться, другие - заниматься духовным просвещением, а третьи - бороться за действительно здоровый образ жизни и собираться в настоящие, а не фальшивые молодежные организации, объединяющие действительно живых молодых людей, то Родина наша, даст Бог, не декларативно, а на самом деле, воспрянет», - заключил протоиерей.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, напротив, отнесся к движению ЗОЖ скептически. «Подобные движения мне, честно говоря, кажутся несерьезными. Сами по себе призывы вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек мало что дадут. Сколько пьянице не объясняй, что пить вредно, он не бросит. Он и так знает, что это вредно для здоровья», - сказал он. «Действительно ли это движение ставит какие-то политические цели, в этом пусть лучше разбираются специалисты. Если же деятельность этой организации действительно угрожает национальной безопасности и межнациональному миру в стране, то здесь слово за правоохранительными и компетентными органами, которые, однако, должны действовать строго в рамках закона», - добавил отец Александр.