«Нужно понимать, что обидные для кого-то слова всего лишь проявление мыслей, отношения к какой-то объективной реальности. Если запретят эти слова, то я абсолютно уверен, что на другой день или к вечеру того же дня появятся другие слова, обозначающие тот же предмет. Поэтому нужно лечить саму болезнь, вскрывать проблемы, тогда появятся и другие слова. Нужно моделировать отношения таким образом, чтобы у народов России появлялись комплиментарные слова в адрес друг друга. Нужно раскрывать духовный образ народов. А можно ли у нас на телевидении увидеть передачу, посвященную народам России, что-нибудь узнать об истории тех же кавказских народов? Знаем ли мы о христианском прошлом этих народов, о том, что нет в природе "кавказской национальности"? Ведь это всё равно, что сказать "лицо уральской национальности" или "сибирской национальности". Берется за основу топоним и ему придается этническое значение. Кавказ - это место, а не национальность. Если бы мы больше знали о кавказских народах, то у нас бы появились и другие определения в их адрес. Я, например, достаточно глубоко знаком с Осетией, с осетинской культурой, для меня осетины - это близкий духовно братский народ. Я никогда не назову каким-то неуважительным словом ни одного осетина. То же самое касается и других народов, когда их узнаешь ближе», - отметил священник.
Мера же предлагаемая Мосгордумой, считает отец Геннадий, «все превращает в игру слов, но при этом не решается главная проблема - гармонизации межнациональных отношений». «То же самое и в наш адрес, за нашей спиной малые народы отпускают различные словечки. Самое известное из них - москаль. А мы сами раскрываем ли себя другим народам, раскрываем ли тайну русской души, нашу историю, традицию, веру? Чтобы и нас уважали, надо показать глубину и богатство нашей традиции. А когда из народов целенаправленно делается население, когда они обезличиваются, становятся друг другу неинтересны, становятся лишь конкурентами на жизненном пространстве, то тогда трудно требовать уважения к конкуренту. А если бы мы сознавали, что традиции всех народов России - это наше общее богатство, то про чукчей мы рассказывали бы не анекдоты, а легенды и предания. Нам были бы интересны и кавказские народы, мы бы заинтересовались их этническими традициями, бытующими внутри их национальных сообществ. Нам были бы интересны и гастарбайтеры, о чем они говорят на непонятных нам языках, о чем они думают. Нужны институты, изучающие национальные традиции и искусства. Это единственный способ избавиться от обидных слов», - считает пастырь.
«В отношении сербов, например, в русском лексиконе нет никаких обидных слов. Нет, потому что мы этот народ любим, почитаем, знаем его. Так же мы должны знать те народы, с которыми мы жили, живем и будем жить бок о бок. Пока же недостатки национальной политики государства пытаются латать такими мелкими методами, которые не приведут ни к чему иному, кроме как к новому словотворчеству. Вместо известных слов появится новый словарь выражений, которые не будут зафиксированы и за них будет невозможно привлечь к штрафу. Это единственное к чему может привести такой закон. Ну и, конечно, насильно мил не будешь, никого не заставишь любить, тут нужна мудрая национальная политика. До революции всё-таки отношения между народами Российской империи были достаточно гармоничными. Не существовало таких понятий как "лицо кавказской национальности". Даже слово "хохол" было достаточно нормативным словом без какой-либо отрицательной оценки. Это основывалось на том, что русский народ уважал себя, он был первенствующим в семье народов, был при общем равноправии ведущим. Среди всех народов страны солирующий голос принадлежит русскому народу, это очевидно из нашей истории и современности. И этому голосу надо дать право звучания. Но в политике, как всегда, всё делается с точностью до наоборот. Устраняется не причина, а следствие. Но таким образом вылечить болезнь невозможно», - заключил протоиерей Геннадий Беловолов.