«Особенностью России является её уникальное географическое положение и огромность, которая сама по себе есть следствие некоей широты души и способности к организации материального пространства. В силу этой огромности рождаются специфические особенности народного характера и политики государства. Россия - это единственная страна, которая географически соприкасается со всеми религиозными зонами мира. Соответственно она призвана к тому, чтобы наладить не враждебное и воинствующее, а человечное и взаимопонимающее общение со всеми цивилизационными мирами. От конфуцианства и буддизма на Дальнем Востоке, через ламаизм и ислам до Калининграда, где в основном соприкасается с католицизмом и протестантизмом», - отметил отец Андрей.
«Россия в силу своей огромности и физического соприкосновения государственными границами со всеми существующими религиозно-цивилизационными мирами уже в этом абсолютно уникальна. А раз Бог так расположил Россию в мире, что она со всеми соприкасается и с каждым должна найти общий, но свой особенный язык, то значит, в душе у россиянина есть некий большой потенциал, способность к вселенской отзывчивости. В речи Достоевского на открытии памятника Пушкину говорилось, что чрезвычайная степень мыслительной и сердечной отзывчивости составляет характерную особенность русского человека, т.е. он способен понять немца как немец, англичанина как англичанин, китайца как китаец. А второе, это то, что он меряет себя завышенным нравственным идеалом, проистекающим из Евангелия, и сам собой всегда недоволен. То есть русский человек хорош тем, что сам о себе хорошо не думает. Чувствительность к духовной жизни любого другого человека, не такого как ты и способность понять его, плюс отношение к себе по проистекающей из Евангелия мерке, недовольство собою, недотягивание до идеала, тоска по идеалу, желание расти, быть лучше, чем есть, отсутствие самовлюбленности, самодовольства - это характерные ментальные вещи для русских людей, лучшей части русской души, русского народа. Эти вещи продолжают сохраняться и мотивировать нашу деятельность. А уже потом все остальное находит отражение - в экономике, политике, социологии», - считает священник.
«Конечно, русский человек менее приземлен, в том смысле, что он не измеряет свою жизнь только земным. У него всегда присутствует мысли: Зачем я живу? Что потом? Кому служить? И я верю, что Русский мир должен сказать своё творческое, свежее слово так, чтобы было слышно во всех уголках Вселенной. Сохранение и осознание Православия во всей его вселенской глубине и попытка принести его во все уголки мира, это то, что составляет исторический вклад России в судьбу мира», - выразил уверенность отец Андрей.
«Если брать современный Запад, поклонившийся золотому тельцу, признавший всемирную власть денежных знаков, и кроме этого никаких высших ценностей не имеющий, то, конечно, русскому в этом плане сложно и тошно жить в мире, где всё покупается и продается. Современное предантихристово ослепление нам чуждо. А если брать Запад в его исторической тяглости, в том, что все-таки это край святых чудес, что это христианский мир (точнее постхристианский), то в этом смысле многие вещи нам становятся близки: например, музыка Бетховена, кинематографические шедевры, живопись, научные открытия или гуманитарные прорывы Запада. Поэтому нужно понимать, что именно имеется в виду под словом "Запад"», - заключил протоиерей Андрей Ткачев.