Однако выступление Мубарака, который возглавляет страну уже почти 30 лет, вызвало огромное разочарование в рядах сотен тысяч протестующих граждан, ожидавших его добровольной отставки или военного переворота.
Сторонники Мубарака и переодетые полицейские атаковали ряды демонстрантов, собравшихся возле президентского дворца в Каире. Как передает издание со ссылкой на телеканал Al-Jazeera, гвардейцы, охраняющие дворец, не вмешиваются. На помощь митингующим в сторону квартала Маср аль-Гадида спешит большая толпа народа с площади Тахрир. Звучат призывы взять резиденцию штурмом.
Антиправительственные выступления начались после пятничной молитвы под лозунгом «Мубарак, уходи сегодня!». В Каире демонстранты собираются пройти маршем от площади Тахрир к президентскому дворцу, толпа также двинулась в сторону телецентра. Впрочем, по слухам, Мубарака нет в столице - о том, что он покинул ее вместе с семьей сообщил, в частности, телеканал Al-Arabiya. Его самолет вылетел с одной из военных баз в пригороде Каира в неизвестном направлении. Ранее сообщалось, что президент направился в курортный город Шарм-эш-Шейх, где находится его летняя резиденция.
Численность протестующих на площадях в Каире и Александрии и других городах увеличивается с каждым часом. На площади Тахрир в центре египетской столицы во время молитвы находились около двух миллионов человек. В Александрии возле мечети Аль-Каид Ибрагим собрались больше миллиона жителей, причем, как мусульмане, так и христиане. Затем они направились к президентскому дворцу Рас-ат-Тин и практически окружили его.
В Суэце к северу от Каира на улицы вышли сотни демонстрантов и захватили ряд правительственных зданий, в том числе администрацию и штаб-квартиру полиции. Они отказываются покинуть их до тех пор, пока не будет выполнено главное требование оппозиции - отставка Мубарака. О переходе на сторону манифестантов объявили крупные профсоюзы учителей и врачей, а также деятелей искусства. Всеобщую стачку начали рабочие ряда военных заводов и муниципальных служб. Продолжается забастовка на трех предприятиях в районе Суэцкого канала.
Ранее египетское командование заявило, что вооруженные силы обеспечат мирный переход власти, и пообещало отменить многолетнее чрезвычайное положение, как только нынешний кризис закончится и страна вернется к нормальной жизни. Командование также выступило также за проведение «свободных и справедливых» президентских выборов в сентябре «в рамках поправок в конституцию, внесенных главой государства».
До сих пор войска обещали защищать право граждан на мирные демонстрации и не вмешивались, даже когда на прошлой неделе эти демонстрации перетекли в ожесточенные столкновения между противниками и сторонниками Мубарака. Единственное, что сделали тогда военные, чьи танки и другая бронетехника выставлены на улицах для обеспечения безопасности, - создали «буферную зону» между противоборствующими сторонами, оградив их от рукопашных побоищ. При этом противники продолжали закидывать друг друга камнями и «коктейлями Молотова». Теперь же военные могут отказаться от «нейтралитета», опасаются наблюдатели. Они готовы показать, что способны восстановить порядок в стране, тогда как демонстранты решительно настроены продолжать сопротивление режиму. Впрочем, армейские представители сообщили Reuters, что как минимум 15 офицеров среднего звена присоединились к протестующим, еще несколько выразили готовность это сделать «ради спасения нации». Другие военные по-прежнему сохраняют нейтралитет, однако «находятся в постоянном контакте» с демонстрантами.
За событиями в Египте пристально следит иностранная пресса. Многие западные издания, которые изучил сайт InoPressa, сходятся во мнении, что эпоха Мубарака – «последнего фараона Египта», закончена. Так, в частности, сказано в редакционной статье «The Financial Times».
Сейчас никто не в силах предсказать, чем закончатся драматические события в Египте, пишет в «The New York Times» экс-президент США Джимми Картер. По его мнению, большинству египтян хочется, чтобы беспорядки прекратились, основные права человека были восстановлены и режим мирно передал власть новому правительству, которое было бы ближе к модели народного представительства. Картер полагает, что правительство Мубарака и оппозиция должны договориться о дате выборов и, возможно, о поправках к конституции. Нужно также расширить свободу прессы, разрешить мирные собрания в общественных местах и деятельность оппозиционных партий. Но первоначально следует разрешить более широкий вопрос: «Будут ли выполнены основные требования оппозиции, ратующей за свободу и демократию?» Мубарак прямо или косвенно утверждает, что египтяне к демократии не готовы.