Русские: от народа в себе, к народу «для себя»

Состоялась презентация монографии С.Д.Баранова и Д.В.Конова: «Русская нация. Современный портрет»

0
750
Время на чтение 3 минуты

В рамках реализации совместного проекта Международного Фонда славянской письменности и культуры и журнала «Русский Дом» «Национальная гостиная», 8 февраля состоялась презентация монографии С.Д.Баранова и Д.В.Конова: «Русская нация. Современный портрет», сообщили РНЛ организаторы. В ней участвовали представители патриотической, православной и научной общественности.

С.Д.Баранов сделал доклад по концепции современной русской нации, сосредоточившись на ее новизне и связи с ростом национального самосознания русской молодежи. Идентичность молодежи другая, она отличается от советской и досоветской, она осознает себя, и иногда переходит от слов к делу.

Концепция авторов построена на отказе от стереотипных и не оправдавших себя, по их мнению, доктрины российской нации и советской концепции русских как исключительно великороссов. Обновлению подверглась и традиционная модель триединого русского народа. Важнейшей чертой должна быть универсальность образа русского человека.

Русская нация рассматривается авторами как народ, живущий в разных государствах и состоящий на 75% из великороссов, на 11% из украинцев (половина всех украинцев), на 5,5% из белорусов, а также включающая в себя финно-угорские народы РФ, немцев, евреев, греков СНГ. Вместе с тем 13% населения РФ не включается авторами в состав большой русской нации. Численность русских при таком подходе увеличивается до 170 млн человек.

Русская нация - молодая нация, сложившаяся в нынешнем составе во второй половине XIX века с начала 1990 годов переживает масштабный кризис, открывающий путь к обновлению, достижению зрелости. В последние десятилетия происходит переворот в ситуации, когда русские были объектом эксплуатации внутри имперского государства, не имели в массе доступа к прибавочному продукту. От народа в себе, к народу «для себя». Это человек-хозяин, нация-хозяин по образцу современных наций. Правда это касается всего 20% русских, но это больше, чем было когда-либо ранее.

В связи с предстоящим заседанием Госсовета в Уфе по национальной политике С.Д.Баранов предложил не использовать слово «россиянин» в качестве национальности, но применять только в качестве обозначения гражданства и коллективного сообщества народов Российской Федерации. Необходимо уважать народы России, и прежде всего, русскую нацию: взаимное признание и диалог народов в российской традиции заменяют привнесенную с Запада концепцию и практику толерантности. Отказ о концепции российской нации как не оправдавшей себя на практике, признание ведущей роли русской нации в стабильности и развитии Российской Федерации, отказ от практики мультикультуризма (привнесенной многонациональности) на территориях, где сложилась доминирующая русская культура (за исключением культур коренных титульных народов в данном регионе), официальное признание национальных интересов русской нации за пределами Российской Федерации в местах компактного проживания русских, в новых соседних государствах.

А.Н.Крутов, президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, считает, что монография вышла с некоторым опозданием, так как потребность в таких трудах была ранее.

А.Н.Крутов призвал сделать более широко известными результаты научной работы Баранова и Конова, в более популярной форме. Важным является продолжение работы над образом современной русской нации в свете заявлений, которые делаются руководством страны об особой роли русской культуры в жизни России.

А.Н.Савельев, доктор политических наук, назвал монографию С.Баранова и Д.Конова фундаментальной работой по русской теме, к сожалению, пока не имеющей аналогов, хотя и не лишенной определенных недостатков, которые авторы сами знают. Плодотворным, по мнению А.Н.Савельева является использованный авторами многофакторный подход к структурированию нации, который позволяет исключить случайности. Так, если человек не является русским по происхождению, но разделяет ценности русской культуры, считает русский язык родным, он может считаться русским. Даже иностранец, который любит Россию скорее русский, чем русофоб с русскими корнями. Важен также проектный подход к нации, продукту живого творчества.

С.П.Пыхтин, главный редактор портала «Золотой Лев», отметил необходимость различий этноса, этничности и нации как политического, государственного феномена при рассмотрении русской нации. Все перечисленные авторами народы являются этносами, но вместе с тем, входят в русскую нацию. Концепция русской нации должна внедряться в систему высшего образования.

С.И.Григорьев, доктор социологических наук, профессор, назвал выход работы «Русская нация» особым событием в научной жизни, несмотря на то, что на данную тему сегодня довольно много публикаций. Авторам удалось создать комплексную научную картину современного русского народа, которая может быть положена в основу других исследований. По данным опросов, с 1995 года по 2005 год отмечен рост интереса к русской теме с 15-17% до 35-37% россиян. Опасными фактами С.И.Григорьев считает выход работ, в которых русская нация объявляется устаревшей, не существующей, слившейся с «россиянами», превратившейся в исторический дискурс. В качестве примера социолог привел статью Л.Анненского, а также книгу В.Тишкова «Российская нация».

Игумен Серапион (Митько), доктор богословских наук, Член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви обратил внимание на политическую концепцию русской нации, необходимость включения в нее народов России, а также целенаправленного формирования общих ценностей, скрепляющих нацию.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от kuzanez
15.11.2024 14:20
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51