Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации», в соответствии с которым упраздняется Росохранкультура, сообщает Newsru.com.
«Упразднить Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия», - говорится в тексте указа. Это сделано «в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти». Функции Росохранкультуры передаются Министерству культуры, которое является правопреемником федеральной службы, «в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений».
По данным «Коммерсанта», указ был подписан Д.Медведевым 3 февраля по итогам состоявшейся в Кремле встречи с министром культуры Александром Авдеевым.
Как заявил А.Авдеев в интервью «Вестям», упразднение Росохранкультуры – «это оптимальный вариант, при котором будет существенно повышен статус и всего направления, и самого подразделения, ведающего вопросами обеспечения сохранности и защиты культурного наследия в нашей стране».
По словам министра, «в прежнем статусе Росохранкультура как служба не пугала тех, кто нарушает охранные зоны, рушит памятники». «Я не хочу критиковать это ведомство, дело не в его сотрудниках - они грамотные специалисты. Дело было в их заниженном статусе, - пояснил Авдеев. - Они, допустим, писали представление местным властям по застройкам на Бородинском поле, где начали появляться коттеджи. Но на эти представления никто не реагировал».
«Теперь, когда этими вопросами будет заниматься министерство, а отвечать будет лично министр, ситуация должна перемениться»,- полагает Авдеев. «В случае необходимости, теперь я буду иметь возможность докладывать о ситуации премьеру и Президенту, смогу писать в Счетную палату и в прокуратуру, - пояснил он. - И с министром, очевидно, должны считаться больше, чем с представителями службы, которая, к тому же, имела заниженный статус». По словам Авдеева, отныне представления по темам охраны культурного наследия будет подписывать сам министр.
Как сообщает ИА «Новый регион» со ссылкой на «Коммерсант», причиной ликвидации ведомства стал конфликт Росохранкультуры со Смольным. Надзорный орган стал единственной официальной инстанцией, оспорившей строительство 403-метрового небоскреба «Охта-центр». При этом результаты судебных побед оказались шире признания незаконности отдельной высотки: Росохранкультура уже подтвердила в суде незаконность всей городской системы высотного регулирования, разрешавшей возведение на значительной части охраняемой ЮНЕСКО территории 114 новых доминант. Точку в этом вопросе в феврале должен поставить Верховный суд, правда, с учетом ликвидации ведомства решение по делу во многом будет зависеть от Минкультуры.
Теперь вопросы выдачи разрешений на строительные преобразования в Петербурге и других исторических городах будет решать Министерство культуры. То есть, Минкульт получил право как формировать реестр «табуированных» культурных объектов, так и вычеркивать из него памятники. Прямым следствием решения о ликвидации Росохранкультуры станет исчезновение независимого контроля за освоением средств и соблюдением охранных обязательств, к примеру, на объектах Минкультуры, которое является крупнейшим госзаказчиком дорогостоящей реконструкции и реставрации памятников, замечают на это представители расформированной Росохранкультуры, сообщает издание.
Росохранкультура существовала с 12 мая 2008 года. Эта служба имела статус федерального органа исполнительной власти и подчинялась непосредственно правительству РФ, находясь в ведении Министерства культуры. Исполняющим обязанности руководителя Росохранкультуры в ноябре прошлого года был назначен Виктор Петраков. Ранее он занимал должность замруководителя службы Александра Кибовского, который был назначен главой Департамента культурного наследия Москвы (Москомнаследие). В августе 2010 года в СМИ появились сообщения о том, что Росохранкультура может быть расформирована, однако официальных комментариев не давалось до сентября, когда Авдеев объяснил журналистам, что грядущая реформа - не расформирование службы, а перегруппировка сил, чтобы лучше защищать памятники культуры.