Папа Римский Бенедикт XVI возлагает особые надежды на диалог с Православной Церковью и считает вероятной свою встречу с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, передает «Интерфакс-Религия». Об этом понтифик сказал в интервью известному немецкому журналисту Петеру Зеевальду. Сборник ответов главы Ватикана вышел недавно в виде книги под названием «Свет миру. Папа, Церковь и знамения времени».
Журналист задал вопрос о возможной встрече Патриарха Кирилла с нынешним папой. «Это зависит от того, сколько лет жизни мне еще отпустит Бог, но надеюсь, что да», - ответил римский понтифик. По его мнению, «прекрасным жестом» стало уже то, что Патриарх Кирилл по случаю пятой годовщины понтификата Бенедикта XVI устроил в его честь концерт в Риме с участием митрополита Илариона, который сам является композитором, и папа присутствовал при исполнении одного из его произведений.
«Итак, существуют многочисленные контакты. Однако к событию такого масштаба необходимо подготовить мнение православной общественности России», - считает понтифик, признавая, что по отношению к католической церкви в России «еще остается чувство страха», поэтому «здесь необходимо проявить терпение, ничего нельзя делать наспех». «В любом случае, с обеих сторон есть воля к тому, чтобы встреча состоялась, и контекст, в котором она могла бы осуществиться, становится все более благоприятным», - сказал папа, а на прямой вопрос журналиста: «Встреча между Римом и Москвой в недалеком будущем возможна?» - ответил: «Я бы сказал, что да». Говоря о межхристианских связях католической церкви, папа назвал «наиболее обнадеживающим» диалог с Православной церковью. При этом особую благодарность он выразил Патриарху Кириллу «за оказанные знаки дружбы и глубокого понимания».
О встрече, которая состоялась между ними сразу после избрания, папа вспоминает: "В то время он еще не был Патриархом Русской Православной Церкви, он был председателем Отдела внешних церковных связей, своего рода министерства иностранных дел. Мы сразу же поняли друг друга. Патриарх Кирилл несет в себе какую-то внутреннюю радость, веру простых людей, он воплощает в себе, если можно так сказать, простоту русской души и в то же время свойственные ей решимость и сердечность. В тот же момент между нами возникло взаимопонимание».
По мнению понтифика, «очень важно, чтобы огромный мир Православия, при всех его внутренних проблемах, ощущал свое глубокое единство с латинской церковью, распространенной по всему миру». Это необходимо для того, чтобы, несмотря на все различия, возникавшие на протяжении веков из-за культурных и иных разделений, католики и православные могли идти навстречу друг другу и понимать друг друга в «глубокой духовной близости». На взгляд Бенедикта XVI, в этой области происходят положительные сдвиги, причем речь идет «не о прогрессе тактического или политического свойства, но о сближении, которое рождается из глубинной обращенности друг к другу».
Папа считает, что сближение между православными и католиками должно иметь огромное значение для «будущего мировой истории», так как «в этом сближении вновь проявляет себя наша общая ответственность за судьбы мира. Мы можем бесконечно спорить по разным вопросам. Или же, исходя из того, что у нас есть нечто общее, мы можем нести общее служение. Наш диалог с очевидностью показал, что мир нуждается в мотивированном, духовно укорененном и разумно обоснованном свидетельстве о Едином Боге, Который говорит нам во Христе. Поэтому нам очень важно быть вместе».
Это, как сказал понтифик, подчеркивает и Патриарх Кирилл, особенно в том, что касается важных этических вопросов. «Мы не моралисты. Но благодаря нашей вере мы становимся носителями нравственного посыла, который служит ориентиром людям. В ситуации кризиса, который переживают народы, очень важно это делать вместе», - убежден глава католической церкви.