«Для тех, кто внимательно отслеживает работу в евразийских странах црушников и специалистов по неправительственным организациям и гражданскому обществу, многое говорит тот факт, что в отличие от других американских организаций (а международная ICG, безусловно, следует американской повестке дня и пониманию происходящего), в этой структуре работает множество бывших (без кавычек, уволенных со службы) военнослужащих Министерства обороны США, ранее специализировавшихся по СССР и постсоветскому пространству. Сразу оговорюсь, что я лично с 2001-го года ("Оренбургский клуб") достаточно близко знаком с рядом представителей группы, уважаю их, высоко оцениваю как их глубочайшее знание стран Кавказа и Средней Азии, так и их человеческую честность и последовательность. В общем, военные во всем мире немало отличаются по психологии от офицеров специальных служб. Но симпатия симпатией, а не признавать их роль в ослаблении нашей России в зоне ее геополитического влияния, я не имею права. На примере докладов и брифингов ICG по Киргизии, Узбекистану и Таджикистану можно проследить некоторую, не жесткую, но видимую и коррелирующую, зависимость между проявлением большего интереса группы к той или иной стране и активизацией событий в этой стране через 4-7 месяцев. Понятно, что дестабилизация будет связана исключительно с местными политическими и общественными силами, а "тихие американцы" лишь умно и внимательно вглядываются и анализируют тренды и тенденции. Профессиональные "разжигатели мира", миротворцы», - пишет аналитик.
По мнению А.Собянина, в данном случае это означает, что «в мае-августе 2011 года международное сообщество увидит и проявит активную озабоченность крупными событиями уже не в отдельной среднеазиатской стране, а в Среднеазиатском регионе». «Это соотносится и с мнением российского политика Юрия Крупнова о единстве "Ферганской долины и Памирского региона" как объекта пристального внимания США, России, Китая, Евросоюза. Это соотносится с моим прогнозом по возможным крупным событиям в Киргизии 25 мая - 20 июня этого года (Тюльпан-3). Это понимание единства Среднеазиатского региона соотносится с мнением российских и таджикских аналитиков и ученых, которое проявлено в размещенных в ноябре 2010 - январе 2011 гг. на портале ЦентрАзия.Ру докладах прошедшей 9 ноября 2010 г. в Душанбе Международной научной конференции "Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и России в новых геополитических реалиях" (Таджикско-Российский Славянский университет и Посольство РФ в РТ)», - отмечает аналитик.
В связи с этим Собянин обращается к коллегам с просьбой «внимательно проанализировать возможные события в регионе в этом году». «Не будем питать иллюзий по поводу России в ее способности/неспособности реально защитить среднеазиатские страны ОДКБ. (…) России в 2011 году в себе самой бы разобраться. Поэтому по худшему сценарию надо уже сейчас продумывать самостоятельную защиту своих стран от внешних и инспирируемых извне внутренних угроз. Каковы бы ни были искушения провести весной и летом 2011 года в странах Среднеазиатского региона антиконституционные форматы смены власти, благо Тунис и другие страны Африки и Среднего Востока несут "радость весны и свободы", нам всем надо помнить советский "закон подводной лодки" - куда ж мы денемся из общего пространства... Дестабилизация в любой из стран ОДКБ - это усиление общественного бардака и политического хаоса, легализация насилия во всем нашем евразийском пространстве, включая спокойные сейчас Россию и Казахстан (декабрь 2010 г. в Белоруссии снял вуаль недопонимания с глаз политиков). Россия свои проблемы решит, дай Бог уже к концу этого года, затянувшаяся эпоха безвременья и русской слабости пройдет, и нам всем вместе надо будет созидать общее хозяйство, обеспечивать общий мир, создавать новую Большую страну – Евразийский Союз народов. К этому можно относиться сейчас критически, но "имеющий уши, да услышит"», - заключает Александр Собянин.