Я думаю, что мы сегодня живем в особый период российской истории, когда, скажем так, перестройка достигла некоего апогея и когда уже нужно срочно подумать о том, что у нас было хорошего - в истории Руси-России, что было хорошего в советский период. И на сегодняшний день, я думаю, что все это должно быть учтено в связи с современным положением России в научно-техническом, экономическом и государственном отношении.
Я думаю, что только система образования способна изменить сегодня многое. И именно система образования, на мой взгляд, является ключевым звеном, необходимым для того, чтобы перейти к той России, которую мы желаем, и о которой, наверное, думает сегодня каждый россиянин.
Нужна такая система образования, чтобы она сумела подготовить на выходе высокопрофессиональные кадры. Нужно дать людям такое профессиональное образование, чтобы потом можно было овладеть всеми ресурсами, которыми обладает Россия. Это ее территории, и, значит, надо изменять демографическую ситуацию в стране. Это ее природные ресурсы, которые у нас имеются в достаточном количестве и отличают нас от всех народов мира. Это и наше очень талантливое население. Последний факт очевиден сегодня для всех, потому что наше население склонно ныне заниматься любыми видами деятельности, которыми когда-либо занималось человечество. Мы сегодня способны заниматься всем, чем угодно. Наше население - очень творческое и свободное. Мы имеем очень большую территорию, мы свободные люди, и поэтому у нас очень прекрасное отношение к культуре.
Однако система образования, которая у нас существует, в настоящее время, зажала наше население, и она явно направлена на то, чтобы сократить наши возможности и наш потенциал. Это сегодня уже очевидно. Мы это не просто говорим в качестве экспертной оценки. Мы об этом заявляем в качестве факта, который сегодня совершенно всем понятен. Сегодня у населения, в первую очередь, вызывает недоверие власть, и вызывает она недоверие потому, что у нас система образования снизила потенциал наших детей. И когда наши дети получают профессиональное образование, мы понимаем, что мы не готовы жить не только в российском образовательном пространстве, - мы не готовы вообще жить в этом мире. Это происходит именно благодаря нашей системе образования. Неплохо зная систему образования в Германии, Англии, других европейских стран, мы сегодня видим, что наше образование не котируется, оказывается не конкурентоспособным. И мы задаемся вопросом: почему ввели именно в России такую систему образования?
Необходимо отметить следующий фундаментальный момент. Мы должны понять, что, как бы мы ни старались адаптировать Россию или к Азии, или к Европе, Россия, занимая срединное положение между Азией и Европой, все-таки способна иметь не только самодостаточность природных ресурсов и энергии, которыми обладает современное человечество, но и по своему складу, исходя из своего тысячелетнего существования, способна встать на свой путь и даже явиться примером для других народов. Здесь важна ее связь с Богом, а также тот исторический факт, что из маленького Киевского княжества образовалось такое огромное государство, Российская Империя, которая была авторитетом для огромного количества народов. Россия способна иметь самодостаточность за счет своих природных ресурсов и идти по своему пути.
Именно система образования должна формировать положение России в мире и ее потенциал. Система образования не должна снижать потенциал будущего населения России. И если это будущее население России будет ограничено и окажется не способным овладеть своим потенциалом, то тогда мы должны понять, что готовим людей, которые должны вымереть, которые должны деградировать, вырождаться и исчезать, а на место этого населения должно появиться другое население.
Если мы рассматриваем систему образования с этой точки зрения, то мы видим, что сегодняшнее образование снижает потенциал наших детей. И даже если мы приведем параллель с английской школой и другими зарубежными школами, мы видим, что наше образование находится на низком уровне. Советское образование было очень широким. Оно давало нам приоритет практически во всех сферах человеческой деятельности. Мы не говорим о том, что его надо сегодня восстановить полностью, но в той системе было очень много положительного, и мы должны это учитывать при формировании стратегии и тактики нового образования.
Апогеем управления системой образования со стороны Министерства образования и науки явилась встреча премьера В.В.Путина и наших министров, на которой докладывались подходы к новой системе образования. И уже сам Путин, в прошлом Президент, а ныне премьер, человек, который прекрасно знает состояние системы образования, не мог не среагировать на тот доклад, который сделал министр Фурсенко. Такой доклад принять просто было невозможно. Сколько бы мы ни говорили о положительном значении ЕГЭ, о том, что единый госэкзамен способен устранить коррупцию, мы видим, что такая система не удовлетворяет потребностей общества, и нам всем надо очень серьезно подумать, нужен ли нам сегодня ЕГЭ или не нужен. Кроме того, сегодня наше образование фактически выведено на три базовых уровня. И Владимир Путин не мог на все эти печальные факты не отреагировать.
Премьер сказал просто и ясно, что в таком виде доклад Фурсенко не подготовлен, и его надо дорабатывать. Даже на слух то, что было объявлено министром, не могло быть принято на уровне премьера и людей, которые присутствовали на этом заседании. У всех наших руководителей ведь есть дети, внуки, и они сами понимают, что, погружая своих детей и внуков в эту систему, мы не получим в итоге ничего. Получается, что ребенок учится в школе и вынужден заниматься у своих же учителей за деньги, чтобы подготовиться в вуз. Но это же просто нонсенс! Этим демонстрируется, что наша система школьного образования даже не справляется с теми стандартами, которые предлагает ей правительство, Министерство образования и науки, и получается, что на сегодняшний день мы должны дополнительно обучать наших детей по каким-то программам и предметам. Система образования не способна дать возможность детям овладеть необходимым потенциалом знаний, умений, навыков.
Какой должна быть система образование в современной России? Это уже другой вопрос, и он требует особого подхода. На мой взгляд, она должна базироваться на трех началах и достигать трех главных целей.
Первое начало - это ценности Православия, потому что Православие дает людям стандарты духовности и нравственности. Мы должны, в первую очередь, говорить о мировоззрении обучающегося человека.
Я не раз бывал в странах Западной Европы, а, например, в Германии находился в течение месяца, и должен отметить, что во многих европейских странах спокойно преподается Закон Божий, и это считается вполне естественным и нормальным явлением. Атеизм в Европе уже непопулярен. В России, которая создавалась и крепла под Покровом Божией Матери, которая в итоге сложилась как могучая Российская Империя, никто не имеет право у детей отбирать возможность общения с Богом. Нужно четко показать, что есть наука, которая изучает объективные законы, но, вместе с тем, есть и дисциплина, которая рассматривает присутствие Закона Бога. И нельзя никуда от этого уходить. Во многих западных университетах, например, в Оксфордском, существуют испокон веков теологические факультеты, и никакая светская наука не вмешивается в их работу. Надо также отметить, что во всем мире живет огромное количество ученых, даже лауреатов Нобелевской премии, которые являются верующими людьми, являются членами Церкви.
Навязывание обществу безбожия сегодня предлагается во всем мире только на уровне каких-то отдельных личностей. Сегодня ведь уже XXI век, и мы по-другому оцениваем то, что происходило в начале века двадцатого. Конечно, здесь речь идет не только о Православии, но и о других традиционных конфессиях, существующих в России. Все это, конечно, очень важно. И нужно осознать этот очень важный аспект.
Второе, о чем хотелось бы сказать, - это патриотизм. Это понятие означает, в первую очередь, знание традиций, умение в них жить и готовность отстаивать эти традиции, если им угрожает опасность. Традиции - это то, что было, есть и будет всегда. Это то, что отобрано тем или иным народом в качестве традиционного уклада его жизни. Нужно наших детей погрузить в те традиции, в которых им придется жить при выходе из вуза. Это касается и жизни человека в браке, среди родных, в обществе, в коллективе, вообще на территории России - вплоть до окончания его земной жизни.
Третий момент. Крайне важен для нас сегодня профессионализм, то есть система знаний, умений и навыков. Мы сегодня стали профессионально неконкурентоспособными на планете. Мне пришлось много работать и в государственной системе, и в других различных областях деятельности, и за многие годы работы я осознал, что мы крайне не профессионально подходим к любому виду деятельности. Наш премьер-министр не смог не обратить внимание на наше профессиональное начало в системе образования. Оно, конечно, еще осталось в оборонных векторах промышленности, но ведь мы должны говорить не только об оборонном векторе, но и о сельском хозяйстве, о строительстве и пр. И во всех этих сферах мы видим непрофессионализм. Люди не понимают даже, что такое проект, эскиз и пр. И здесь речь идет о людях с высшим образованием. Когда им говорят о профессиональных вещах, то они не понимают, как правильно организовать свою деятельность. Это самый вопиющий момент во всей деятельности населения. Данное наблюдение касается, в первую очередь, строительства, промышленности и, наконец, даже проблемы содержания личных подсобных хозяйств.
Вот эти три кита - Православие, патриотизм и профессионализм - и должны стать опорой и фундаментом новой системы образования.
Что такое толерантность? Сегодня получается, что все мы имеем права на свободу. И здесь как раз появляется это словечко «толерантность». Оно появилось в нашем языке еще при М.С.Горбачеве. На деле получается, что толерантность - не что иное, как свобода жить во зле, свобода произвола. У нас произошел какой-то перекос, изменение самого первоначального понятия толерантности, и произошло это именно у нас, у русских. Если мы проедемся даже по территории проживания нерусских народов бывшего СССР, то увидим, что многие мусульманские и другие народы сохраняют свое единство, и это касается, в первую очередь, именно тех народов, которые сохранили принадлежность к своей традиции, которые не стали советскими людьми, а стали узбеками, грузинами, таджиками. Именно эти народы и остались, - они сохранили дом, семью, родственные отношения и многое другое.
Необходимо нам всем совершенно другое отношение к личности. Если же личность человека методично готовят свободной от России и ее прошлого, от праздника 9 мая, который для всех нас есть священной день, если личность человека делают свободной от ответственности - ответственности родителей перед детьми, мужа перед женой, врача перед пациентами, учителя перед учениками, правителей перед народом, то такая толерантная Россия нам не нужна. Все это, однако, сегодня закладывается в системе образования.
Я представляю систему образования не только как систему начального, среднего, профессионального образования. Образование человека должно осуществляться непрерывно и всегда - от зачатия до последнего вздоха человека. Сегодня по выходе из школы или вуза мы становимся просто никому не нужными. Сегодняшние выпускники не знают, как вступать в брак, как организовать семейную жизнь, не знают, чем отличается брак от семьи, и т. д. Нас целых шестнадцать лет готовят для того, чтобы мы получили узкую специализацию. Все же остальное, в том числе брачно-семейные отношения, жизнь родственников, отношение с природой, с вещами, с предметами, - остается на совести самого человека и его родителей.
Но что означает в сегодняшнем обществе роль родителей? Мы знаем, что в наши времена совершенно обыденным явлением стало воспитание детей матерью-одиночкой, мы видим во многих семьях полное отсутствие отца в доме, когда, допустим, девочка никогда не видела своего отца и только слышала о нем от своей матери, что он - жуткий негодяй. Соответственно, у такой девочки формируется представление о том, что все мужчины плохие. Чтобы восполнить пробелы в образовании народа, я реализую в своей деятельности новый подход. У нас при монастыре создан народный университет, который призван учить людей народной жизни. Здесь для нас, в первую очередь, важна тема брака, семьи, дома. Что совершается в каждом доме? Жизнь нашего народа. Когда представители власти приходят к себе домой, то они становятся простыми членами нашего народа. И это касается каждого человека. Знаю ли я традиции своего народа, как отношусь к семье, к дому, какие подходы существуют в этом направлении? В нашем народном университете изучаются такие важные житейские вопросы, как обустройство дома, балкона, садового участка и т. д. Ведь от соответствующих навыков того или иного человека будет в итоге зависеть, например, станет ли он выращивать на своем балконе цветы, как, например, мы это видим в Германии, или нет; будут ли на его земельном участке выращиваться огород и цветы, или же кругом останется одна пустая земля, грязь и брошенный хлам…
На сегодняшний день наша система образования не отвечает на главный вопрос - кого она готовит. У нас в России уникальное, прекрасное население. Однако, если мы посмотрим на данные статистики, то мы видим его постепенное исчезновение. Как сказал Господь в Нагорной проповеди, «Итак по плодам их узнаете их» (Матф.7:20). Однако плоды нашей жизни, плоды нашего образования на сегодняшний день очень печальны. Я священник, и постоянно работаю с людьми: встречаюсь с ними в тюрьмах, в онкологических больницах, встречаюсь практически со всеми слоями населения. И я вижу, что постепенно наше население, к сожалению, исчезает.
Сегодня у Министерства образования и науки есть лишь некие предположения и мнения, а нам нужны точные знания с включением в них науки, богословия. Мы имеем право на очень высокое качество жизни. Я думаю, что ключевым фактором здесь должны стать законы и система образования. Думаю, что Министерству образования и науки надо еще много поработать, поразмышлять, провести соответствующие экспертизы. Сегодня наша система образования выпускает тех, кто не обладает тремя важнейшими качествами - рассуждением, пониманием и ответственностью. Также важно для обучающегося и творческое начало, которое, к сожалению, у большинства выпускников тоже отсутствует. Если наши выпускники всего этого не имеют, то тогда мы должны четко заявить, что сегодняшняя система образования нам не подходит. Та реформа в сфере образования, которая сегодня свершается и выдает нам базовый стандарт образования нового поколения, не даст никаких улучшений в этой сфере для нас в будущем.
Игумен Августин (Анисимов), наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря, специально для «Русской народной линии»