За месяц до сего события Иоанн, которому тогда шел семнадцатый год, призвал митрополита Макария и бояр и объявил, что хочет жениться, а перед женитьбой "по примеру наших прародителей и сродника нашего Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, который был венчан на царство, также исполнить тот чин венчания на царство и сесть на великое княжение". Он попросил на это благословение у митрополита. 16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. Он прибыл в собор в сопровождении всех вельмож, приложился к иконам, отслушал молебен, затем взошел на амвон в центре храма и сел на специально приготовленный трон. Рядом с ним расположился митрополит. Затем владыка возложил на Иоанна Васильевича знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, громогласно произнося слова молитвы, чтобы Господь оградил его силой Святаго Духа, посадил его на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Певчие пропели многолетие первому русскому Царю. После приобщения Святых Тайн Иоанн Васильевич был помазан миром.
С этих пор Великий князь Московский стал именоваться Царем, что существенно упрочило его позиции в дипломатических сношениях с Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц", а титул "царь" - как "император". Таким образом, русский Самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В 1561 г. в царском звании Иоанна IV утвердил Константинопольский Патриарх Иоасаф специальной соборной грамотой, которую подписали 36 греческих митрополитов и епископов.
3 февраля, на другой день после Сретения, сыграли свадьбу, избранницей Государя стала Анастасия Романовна Захарьина. Так породнились династии Рюриковичей и Романовых. Вскоре после свадьбы молодая чета, прервав пиры, отправилась пешком в Троице-Сергиеву Лавру, где провела в усердных молитвах первую неделю Великого поста (пост в 1547 г. начался 21 февраля).
Сегодня день рождения первой русской патриотической организации - Русского Собрания (РС). 16 января 1901 г. в Петербурге в редакции газеты "Новое время" состоялось собрание группы русских национально мыслящих интеллектуалов, на котором было принято окончательное решение о создании Русского Собрания (РС) и избраны руководители организации. В гостях у издателя и редактора самой авторитетной тогдашней газеты А.С.Суворина собрались в тот день несколько десятков представителей русской научной и культурной элиты. Эти 40 человек и стали членами-учредителями РС, среди них: академик Н.П.Кондаков, помощник директора Публичной библиотеки доктор русской истории Н.П.Лихачев, профессор К.Я.Грот, профессор Духовной академии и директор Археологического института Н.В.Покровский, начальник Николаевской академии Генерального Штаба генерал-лейтенант Н.Н.Сухотин, директор управления ссудо-сберегательных касс Государственного банка А.П.Никольский, писатели М.М.Коялович, В.П.Сватковский, В.Г.Янчевецкий (Ян) и др. Председателем Совета РС единодушно был избран выдающийся русский писатель и государственный деятель князь Дмитрий Петрович Голицын (литературный псевдоним Муравлин) (день памяти 16 декабря). Его товарищами стали публицист А.А.Суворин и писатель С.Н.Сыромятников.
Как писал один из современников, первая русская патриотическая организация родилась, "когда любовь к Отечеству была в забвении..., когда стало невыгодным быть русским человеком". РС стало лабораторией русского национально-патриотического движения, здесь впервые обсуждались вопросы идеологии, формулировались задачи. Все лидеры русских монархических организаций прошли через РС, принимая активное участие в деятельности организации.
85 лет своей жизни преподобный Антоний провел в пустынном уединении, основав, таким образом, отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника - аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделили общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.
Незадолго до своей смерти преподобный Антоний поведал братии, что вскоре будет взят от них. Еще и еще раз поучал он их в чистоте хранить православную веру, избегать всякого общения с еретиками, не ослабевать в иноческих подвигах. Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
В 544 году мощи преподобного Антония Великого были перенесены из пустыни в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке, в Константинополь. Из Константинополя в Х - XI вв. святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, а в XV веке - в Арис (Франция), в храм святого Иулиана.
Завтра также день памяти видного русского ученого, последнего министра народного просвещения Российской Империи Николая Константиновича Кульчицкого. Он родился 16 января 1856 г. в скромной семье обер-офицера. Благодаря своим недюжинным талантам получил прекрасное образование, закончив медицинский факультет Харьковского университета. В родном университете Кульчицкий сделал блестящую научную карьеру, дослужившись к 1908 г. до звания заслуженного профессора. Будучи монархистом по своим убеждениям, Кульчицкий принял самое активное участие в деятельности патриотических организаций Харькова: он был членом Совета Харьковского отдела Русского Собрания и членом Совета Харьковского отдела Союза Русского Народа. Как выдающийся деятель в сфере образования, он был назначен попечителем сначала Казанского (1912), а затем Петербургского учебного округа (1914). В 1916 г., будучи сенатором, входил в состав знаменитого кружка А.А.Римского-Корсакова (день памяти 26 сентября), где разрабатывались проекты спасения России от надвигавшейся смуты и меры по противодействию революции. 27 декабря 1916 г. был призван Государем к исполнению обязанностей министра народного просвещения.
После февральского переворота арестован, но вскоре освобожден. В разгар репрессий в 1919 г. ему удалось бежать в Крым, откуда он эмигрировал. В эмиграции преподавал в Оксфорде. Погиб при загадочных обстоятельствах 30 января 1925 г., якобы по рассеянности упал в пролет лифта.