Теперь кратко расскажу о выступлениях. Первый доклад делал протоиерей Георгий Крылов, кандидат богословия, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (Москва). Тема доклада: «Как Агиасма стала "скачущей"». Докладчик раскрыл историю перевода этого прошения в чине водосвятного молебна, ссылаясь при этом на греческий оригинал. Была показана неправомерность перевода о «скачущей воде». «Лучше вернуться к старым текстам, ничего править не надо было» - заключил выступавший.
Я в своём выступлении поделился опытом совершения таинства крещения по старому обряду. Рассказал об искушениях, которые при этом возникают, акцентировал на необходимости погружения.
Священник Евгений Саранча, клирик единоверческого храма в Михайловской Слободе в Подмосковье выступил с докладом «Богослужение в единоверческих храмах. Традиции, обычаи, проблемы и современное состояние». О.Евгений коснулся метаморфоз, которые происходили с единоверческими храмами до октябрьского переворота. Многие из них начинали своё служение строго и истово, а потом службы постепенно сокращались, появлялись эклектичные моменты. В качестве одного из примеров было рассказано о сельском храме в Костромской области, где молодой священник, сын единоверческого благочинного, в присутствии отца дал обещание прихожанам строго держаться церковного устава и служить по-старому. Продержался он, однако, только 3 месяца… Ещё пример. Окулов в «Дневнике москвича» (1921) описывает своё посещение Троицкого единоверческого храма на Самокатной в Москве. Он побывал там лет за 7-8 до этого посещения. Тогда ему запала в душу истовость и уставность службы, пение по крюкам. Что же он увидел на сей раз? Сокращённую службу, нотное пение и т.д.
В качестве положительных примеров дореволюционного времени докладчик упомянул одного из будущих заместителей митрополита Сергия (Страгородского) епископа (впоследствии митрополита) Кирилла (Смирнова) и Курского архиепископа Питирима. Об упаднических моментах в служении единоверческих церквей после революции писал в своём докладе епископу Никандру благочинный единоверческих церквей протоиерей Г.Васютин в 1923 году: «Церкви опустели. Новые прихожане - за новое пение и сокращённую службу. Духовенство из-за бедности приходов оставляет служение». В качестве положительного примера на этом фоне была упомянута Михайловская Слобода. «Другие же потеряли красоту богослужения и общинность жизни».
Большой интерес у аудитории вызвал доклад руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ профессора А.Г.Дугина «Эсхатологическая проблематика старообрядчества, единоверия и новообрядчества». В отношении к эсхатологии докладчик усматривает главное различие между ними. Наибольшее число вопросов присутствовавших было именно к Дугину.
Интересный доклад с показом слайдов был представлен диаконом Максимом Плякиным, секретарем Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия. Тема доклада: «Дониконовские богослужебные особенности в Саровской пустыни». Пустынь была основана в 1706 году. Служба в ней шла по старому обряду. В пустыни, по словам отца диакона, «жил дух древнерусского подвижничества». На одном слайде были показаны лестовка, полумантия, соборная мантия с голубой подкладкой, принадлежавшие прп. Серафиму Саровскому. Пение в обители, до ее закрытия в 1923 году, было по крюкам (сохранились даже ананэйки), тексты частично было в новой редакции. Величественное древнее пение в Саровской пустыни поразило в начале XX века, побывавшего в ней известного духовного писателя С.Нилуса. Выходцы из пустыни придерживались ее устава, переходя на руководящие должности в другие монастыри. Например, на Валааме в 1837 году двоили аллилуию, читали полунощницу в воскресные и праздничные дни. На слайде была показана также келейная икона прп. Серафима — Спас с двуперстием и его поручи с пуговицами, как это было в старину. Интересно, что в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя п. Серафим Саровский изображен с двуперстием и лестовкой. С лестовками погребены и духовные чада св. Серафима - дивеевские подвижницы Александра и Марфа. Известный миссионер св. Герман Аляскинский тоже носил лестовку - её ему вручили в Саровской пустыни. Важным был ответ о.Максима на вопрос об известных антистарообрядческих пассажах в житии, прп. Серафима, написанном архимандритом (впоследствии митрополитом) Серафимом (Чичаговым). В самых ранних изданиях жития (например в 1841г.), по словам докладчика, этих выпадов нет. Это, по его мнению, позднейшие вставки, отражавшие официоз того времени. «Полемика с безпоповцами превратилась в антистарообрядческий пафос вообще», - отметил он.
Важным был доклад о.Иоанна Миролюбова, руководителя Патриаршего Центра древнерусской богослужебной традиции на тему: «Современное состояние и проблемы становления старообрядных приходов РПЦ». Главный смысл существования этих приходов, по словам о.Иоанна, заключается не в их миссионерской деятельности, а в реабилитации старины. О.Иоанн перечислил эти приходы (их 25) и дал характеристику каждому из них. Три прихода имеются в Екатеринбургской епархии. Самым развитым был назван приход в Михайловской Слободе. Наш приход был охарактеризован как «вполне полноценный, нормальный и активный».С горечью было сказано о храме в г.Кузнецке Пензенской области. Первоначально этот новопостроенный храм был освящён как единоверческий, а потом настоятель сообразил, что выгоднее служить как обычно. Новый архиерей перерегистрировал приход как новообрядческий. Имеют место инициативы по созданию старообрядных приходов в целом ряде епархий, например, в Магаданской. Есть приходы, в которых службы совершаются и по старому и по новому обряду, например, в пригороде г.Кызыла (Тува). В качестве проблем, которые стоят перед старообрядными приходами о.Иоанн Миролюбов указал следующие: отсутствие положения о них в уставе РПЦ и отсутствие архиерея, даже викарного. Появились и новые проблемы, которых не было в прежнее патриаршество.
В прошлом году исполнилось 115 лет со времени кончины известного миссионера, настоятеля Никольского монастыря на Преображенке архимандрита Павла Прусского. О жизненном пути о.Павла и об основанном им монастыре рассказал клирик Никольского храма на Преображенском кладбище г.Москвы диакон Борис Зыкунов. Для меня в основном всё, о чём он рассказывал, было известно из его статьи на эту тему в последнем номере журнала «Благодатный огонь». Интересна статистика единоверческих монастырей на 1917 г.: девять мужских с 90 иноками и 170 послушниками и 9 женских со 170 инокинями и 480 послушницами. В Никольском монастыре на Преображенке было 22 инока и 41 послушник. Последним настоятелем монастыря был епископ Никандр (Кудрявцев). Он был хиротонисан в 1921 году для управления единоверческими приходами. Скончался владыка в 1923 году и был погребён на Семёновском кладбище (не сохранилось до настоящего времени). Утверждения безпоповцев о покаянии о.Павла на смертном одре и возвращении в старообрядчество докладчик назвал безосновательными слухами.
В целом работа секции была насыщенной и интересной. Количество участников, пожалуй, было меньшим, чем в прошлом году. Никого из старообрядцев, в отличие от прошлого года, замечено не было, кроме одной прихожанки федосеевской моленной на Преображенке.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке, духовник Союза Православных братств, специально для «Русской народной линии»