Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко обратилась к премьеру Владимиру Путину с просьбой исключить Северную столицу из списка исторических поселений, власти которых с июля 2010 года обязаны согласовывать градостроительную документацию с Росохранкультурой, пишет «Коммерсант» со ссылкой на оказавшееся в его распоряжении письмо губернатора.
В Смольном считают новый порядок избыточным, заявляя об угрозе остановки инвестиционных и строительных проектов. Однако, по мнению экспертов, скандал с 403-метровым небоскребом «Охта-центр» уже доказал необходимость федерального контроля за решениями петербургской администрации.
Письмо Валентины Матвиенко премьеру Владимиру Путину вчера поступило в правительство РФ. Петербургский губернатор оспаривает совместный приказ Минкультуры и Минрегиона, которым 29 июля 2010 года был впервые утвержден перечень исторических поселений в РФ. Кроме Санкт-Петербурга, в него вошли еще 40 городов с высокой долей исторической застройки: от объектов Золотого кольца России до Иркутска и Енисейска. По закону «Об объектах культурного наследия народов РФ» присвоенный им статус предусматривает наиболее жесткий контроль за сохранением не только отдельных памятников, но и всех «исторически ценных градоформирующих объектов» (включая планировку, застройку, природный ландшафт и соотношение между свободными, озелененными и застроенными пространствами). Порядок исполнения этого закона, утвержденный правительством в январе 2010 года, обязывает согласовывать с федеральным органом охраны памятников (Росохранкультурой) все одобренные местными властями градостроительные планы и регламенты, отмечает издание.
По мнению же петербургской администрации, Санкт-Петербург, в котором исторический центр занимает «лишь четвертую часть общей площади», не может считаться историческим поселением. Как пояснил «Коммерсанту» курирующий вопросы охраны памятников вице-губернатор Петербурга Игорь Метельский, по закону согласованию с Росохранкультурой подлежит градостроительная деятельность в административных границах Петербурга, «что требует пересылки колоссальных объемов документации и даже в случае застройки пустыря на окраине формально меняет соотношение свободных и незастроенных территорий». При этом в историческом центре уже действуют режимы зон охраны, что, по мнению вице-губернатора, устанавливает двойное регулирование и «может привести к противоречиям». В Смольном считают, что без решения этих проблем охрана Петербурга как исторического поселения является «избыточной» и «влечет не только прекращение реализации инвестиционных проектов, но и остановку всей градостроительной деятельности».
«Учитывая, что ни Псков, ни Новгород, ни Москва в перечень исторических поселений не включены, прошу рассмотреть вопрос об исключении Санкт-Петербурга из названного перечня», – просит в письме у Владимиру Путину Валентина Матвиенко.
Обращение к премьеру появилось после того, как петербургская прокуратура обратила внимание, что на проекте, представленном на заседании городского правительства, нет визы Росохранкультуры. «Кто в Росохранкультуре будет все анализировать – это надо создавать целое министерство с десятью тысячами сотрудников. А главное, зачем? Сделали один глупый шаг – пусть его и исправляют», - возмутилась губернатор. Ее подчиненные, в свою очередь, пожаловались на непредвиденные почтовые расходы и затягивание процесса согласований (он, впрочем, не может превышать одного месяца).
В пресс-службе Правительства изданию вчера сообщили, что решение по просьбе В.Матвиенко «будет принято после того, как письмо будет рассмотрено всеми заинтересованными подразделениями». Замминистра культуры Андрей Бусыгин подтвердил, что министр Александр Авдеев также получил письмо губернатора и поручил «со вниманием к нему отнестись».
Между тем, начальник отдела регулирования градостроительной деятельности Росохранкультуры Андрей Никифоров считает аргументы Матвиенко надуманными. По его словам, ведомство собирается рассматривать не планы застройки спальных районов, а лишь согласованные комитетом по охране памятников правительства Петербурга документы в границах утвержденного городским законом «историко-культурного опорного плана». «Это дает возможность контролировать на серьезном уровне требования к содержанию каждого здания, включая архитектурные решения застройки и даже установку рекламных щитов. Если бы такой порядок действовал ранее, снос домов на Невском проспекте, скорее всего, был бы невозможен», - уверен представитель Росохранкультуры. С этим согласен и депутат городского парламента Алексей Ковалев, отмечая, что без статуса исторического поселения у органов охраны памятников, в том числе региональных, вообще не было полномочий регулировать планировку объектов застройки.
По словам А.Никифорова, Псков, Новгород и Москва не получили охранный статус, поскольку, в отличие от Санкт-Петербурга, процент сохранившейся в них исторической застройки ниже 55% (эталон для исторических поселений в РФ). На это обращает внимание и член совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Михаил Мильчик. «Контроль федеральных органов, которые в меньшей степени замкнуты на интересы местных лоббистов, дает шанс более объективного подхода к сохранению исторического наследия. Это уже доказала затянувшаяся драма с проектом "Охта-центра", который был отменен лишь под влиянием федеральных органов, в том числе Росохранкультуры», - напомнил эксперт.
Символично, что свое письмо, которое в случае положительной реакции правительства позволит Валентине Матвиенко разрушать исторический центр города, губернатор Северной столицы направила в канун дня полного снятия Ленинградской блокады. Еще осенью 2007 года, при проведении марша в защиту Петербурга известный реставратор Д.А.Бутырин заявил: «за всю войну на Невском проспекте были разрушены только два дома, а за последние годы – шесть». На это же в 2008 году в интервью РНЛ обратил внимание профессор Андрей Вассоевич, заметив, что «урон культурно-историческому наследию Петербурга нанесен более страшный, чем за годы Великой Отечественной войны, за 900 дней годы блокады».
«Если сегодня исторический Петербург уничтожается целыми кварталами, то мы можем легко прогнозировать скорое превращение окружающей среды в некое безобразие, умирание чувства любви к малой родине, а вместе ним и чувства любви к большой родине, к великой стране. Таким образом, градостроительная политика в Петербурге это еще одна драматическая страница в той войне, которая была развернута против России во второй половине XX века и продолжается до сих пор», - сказал тогда А.Вассоевич.