Станет ли Церковь «повивальной бабкой» революции в России?

Судя по выступлениям на круглом столе «Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня» есть люди, готовые ответить на этот вопрос утвердительно

0
2954
Время на чтение 9 минут

Вчера в Синодальном информационном отделе в рамках работы направления «Церковь и СМИ» XIX Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» состоялся круглый стол «Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня». В качестве основных докладчиков выступили настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рощин и библеист Андрей Десницкий. Вела круглый стол заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного института святого Иоанна Богослова Елена Жосул.

В основу дискуссии на круглом столе легли вопросы, поднятые протоиереем Алексием Уминским в статье «Немолчащая Церковь», опубликованной недавно на портале «Православие и мир». Отец Алексий в обстоятельном докладе изложил основные положения своей статьи.

отец Алексий УминскийПо его мнению, «пришло такое время, когда Церковь как защитница интересов народа, как защитница семьи, как защитница детей и свидетельница перед обществом об Истине должна громко говорить в этом обществе не только на внутрицерковные проблемы и не только на проблемы, связанные с нашим социальным служением». Последний год, по словам отца Алексия, показал, насколько серьезно обострились в российском обществе всякие отношения.

«Мы увидели такое же обострение в братской нам Белоруссии в конце года. Мы видели, как власть реагирует на протестные проявления, как власть реагирует вообще на то, что происходит в стране. Мы видели очень много общественных протестов, которые, собственно говоря, ставят, прежде всего, вопросы защиты человеческого достоинства, которые происходят в последнее время в нашей стране. <...> Во всех этих событиях были видна странная позиция государства. Все эти процессы происходят, но реакция государства на них совершенно неадекватная, в моем представлении. Со стороны Церкви мы не видим тоже адекватных реакций на подобные события. Наша Социальная концепция сформулирована, но до конца она не озвучена. В этой Социальной концепции в главе "Церковь и государство" написано очень много резких вещей, вплоть до того, что Церковь вменяет себе в обязанность свидетельствовать перед государством о неправде государства, когда оно идет на нарушение норм морали, нравственности, отвращает людей от Бога. В этой концепции написано, что Церковь готова даже призывать народ к мирному гражданскому неповиновению. Очень жесткие слова сказаны в концепции, но она остается пока у нас чаще всего не озвученной, на бумаге», - сожалеет отец Алексий.

По его словам, «сейчас достаточно громко звучат со стороны людей, не являющимися членами Церкви, но являющимися нашим народом, слова о слишком тесной сцепке Церкви и государства, о слишком теплых объятиях». «Государство действительно сделало для Церкви достаточно много: возвратило имущество, стало внедрять Основы православной культуры в школах. Такое ощущение иногда высказывается в современных СМИ, что это некая плата Церкви за ее невмешательство, за ее молчание. Мне кажется, что сейчас настал очень активный период в жизни Церкви, когда она обязана вмешиваться, обязана возвышать свой голос, обязана требовать от государства конкретных решений по разным вопросам», - считает священник. «Сегодня педагогическая задача Церкви, - продолжил он, - состоит в том, чтобы очень ответственно и безбоязненно требовать от государства решения этих проблем, чтобы голос Церкви стал слышен людям». По его мнению, «миссия должна идти еще и сверху. Миссия должна идти еще и от священноначалия. И это не только позиция одного нашего Святейшего Патриарха, который постоянно выступает и говорит при полном незаметном участии всех других епархиальных архиереев в жизни нашей страны».

Отец Алексий считает, что «сейчас очень многие неверующие люди, далекие пока от Церкви, но которые могли бы к ней повернуться, от нее отворачиваются, разочаровываются, потому что думают, что Церковь не за народ, что Церковь слишком близка к власти. Потому что Церковь сегодня не говорит ничего такого, о чем думают и говорят все люди, о тех проблемах, которые нас тревожат. О тех же национальных проблемах отдельные священники высказываются, когда у них спрашивают. Но это не звучит для людей как голос Церкви, это слишком тихо, это слишком частно». По его мнению, «государству выгодна молчащая Церковь, которая только строит храмы, которая только открывает приходы, занимается тихой благотворительностью и низовой миссией. Это миленько, приятненько, потому что это никак не влияет ни на политику, ни на экономику, ни на что».

Недовольство священника вызвала реакция Патриарха Кирилла на президентские выборы в Белоруссии. Выборы, по его словам, «прошли с большим международным скандалом». «После этих выборов, которые совсем не были стерильными, возможно, жесточайшие репрессии последовали на оппозицию, там избили, исколотили, заключили под стражу. Сейчас этим людям грозит по 15 лет по местным законам. После этого идет поздравление от Святейшего Патриарха Лукашенко с победой на выборах. Это правильно, так должно быть. Наша Церковь в том числе и в Белоруссии, и Лукашенко - президент той страны, где существует наша Церковь. Это есть, но нет другого. Нет ни одной просьбы, ни одного печалования, ни одной позиции такой, чтобы этот человек, который добился победы, который во власти, снисходительно отнесся к своим противникам, пожалел и помиловал тех людей, которых он так жестко пресек, которых он так жестко остановил. Правы они, не правы они, Церковь в этом не разбирается. Церковь ходатайствует за тех, кто нуждается в ее помощи, за тех, кто не защищен сегодня, за тех, кто сегодня в таком положении, когда некому за них походатайствовать. Здесь есть одно часть политики Церкви и нет второй части, которая должна обязательно присутствовать, в моем представлении. Потому что когда Святейший Патриарх поздравляет кого-то от имени Церкви, то это значит, что он поздравляет кого-то и от моего имени, потому что я член Церкви, и от имени каждого из нас. И тогда я имею право оценить это обращение и понять, что в нем для меня важно, а что еще не случилось», - полагает отец Алексий.

Священник также осудил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора за то, что он не посетил станицу Кущевскую после известных событий. «Епископу нет дела до того, что происходит в его епархии», - считает отец Алексий, говоря о владыке Исидоре. Священника также возмутило то, что СМИ сообщили о том, что Патриарх Кирилл наградил губернатора Краснодарского края Александра Ткачева орденом. «Это, - по его словам, - вызвало крайнюю реакцию у многих людей непонимания, почему это так».

«Мы понимаем, что 200 лет под Синодальным периодом, потом почти 100 лет под советской властью, лишили Церковь всякой возможности правильного диалога с государством, а потом пошла торговля. Я имею в виду, когда Церковь выторговывает у государства какие-то вещи. Когда Церковь понимала, что без государства она не вернет награбленное и отнятое, она должна была терпеливо ждать и добиваться уступок, идти на компромисс. Понятно, что время компромиссов должно существовать, но, кажется многим, что это время слишком затянулось. Хватит компромиссов, пора говорить. У футбольных фанатов есть своя четкая социальная позиция, они вполне грамотно сформулировать ее успели. А вот у православной общественности, мне кажется, на сегодня ее нет! Мы можем выйти только на крестный ход, пожалуйста, мы соберемся. Но это совсем другое. Нам пора высказывать свои позиции. В этом нет ничего политического, демонстративного, чего-то такого, что могло бы смутить наши души. Конечно, кто-то будет говорить, что "Церковь вне политики, она отделена от государства!" Можем дальше отделяться, только давайте отделяться тогда по-настоящему. Сцепляться в одном и отделяться в другом - так ведь тоже нельзя. У нас сейчас слишком крепкие рукопожатия, слишком теплые объятия, давайте отделимся от этих рукопожатий и от этих объятий, а потом начнем серьезный двусторонний разговор», - предложил священник.

В заключение своего выступления отец Алексий привел одну цитату одного, по его словам, «из самых честных людей России», А.И.Герцена: «Ну, а что сделала, в продолжение этого времени, всех скорбящая, сердобольная заступница наша, новообрядческая Церковь наша со своими иерархами? С невозмущаемым покоем ела она свою семгу, грузди, визигу; она выказала каменное равнодушие к народному делу, то возмутительное, преступное бездушие, с которым она два века смотрела из-под клобуков своих, перебирая четки, на злодейства помещиков, на насилия, на прелюбодеяния их, на их убийства... не найдя в пустой душе своей ни одного слова негодования, ни одного слова проклятья! Что у вас общего с народом? Да что у вас общего с людьми вообще? (...) Вы не на шутку ангельского чина, в вас нет ничего человеческого». «Эти слова написал честнейший человек России о Церкви, которая потом была взорвана революцией. Эти слова сегодня о Церкви очень многие готовы повторить», - выразил уверенность протоиерей Алексий Уминский.

Выступивший следом заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рощин попытался несколько ослабить «революционный дух» выступления отца Алексия и призвать к трезвости в суждениях. Однако третий докладчик, библеист Андрей Десницкий, вернул участников дискуссии к духу противопоставления Церкви и государства.

Конечно, тревога, выраженная в докладах протоиерея Алексия Уминского и А.Десницкого, понятна, однако пафос их выступлений, направленный, по сути, на сталкивание лбами Церкви и государства никак нельзя принять. Отец Алексий возмущен «диктаторским режимом» Лукашенко, как и вся прогрессивная, то бишь, либеральная западная общественность. Но при этом он как будто бы не видит, кто выступал против Александра Лукашенко. Ведь костяк «протестантов» - это антирусская, антиправославная общественность. Неужели нашему Священноначалию правильно встать на ее сторону, печаловаться о судьбе врагов России и Православия? Конечно, Церковь должна печаловаться о народе, тут с отцом Алексием нельзя не согласиться, Церковь должна защищать слабых, но Церковь не должна стать во главе революции. Церковь не должна возглавить толпу и повести ее против власти. В нашей истории был печальный опыт гапоновщины, который показал, как трудно уловима грань между защитой интересов слабых и возглавлением революции. Мы уверены, что отец Алексий не захочет стать вторым священником Георгием Гапоном. Мы должны помнить историю и не повторять ошибки прошлого.

Андрей ДесницкийНичего кроме возмущения не могут вызвать слова библеиста Андрея Десницкого, который призывал православных стать циниками и заявил, что Церковь должна стать корпорацией. У Церкви оказывается, как считает Десницкий, есть некие «корпоративные интересы», которые надо не стесняться отстаивать. Но, мол, надо только объяснять обществу, что церковные корпоративные интересы - это не интересы Лукойла или Кремля и тогда общество (какое интересно, видимо западное) заключит Церковь в объятия. Эта идея Десницкого - православный Ватикан в действии, и ничего более. У Церкви не может быть иных интересов, кроме защиты интересов всего народа Божия. Корпоративизм - это гибельный путь для Церкви. К сожалению, г-н Десницкий, видимо, не видит тут проблем и опасности.

Любопытное заявление в ходе круглого стола сделал ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин. Для него, оказывается, как и год назад до сих пор стоит вопрос: кто же поддержит Патриарха Кирилла. Удивительные вещи. В то время, когда очевидна консолидация Церкви вокруг нынешнего Патриарха, когда Церковь, невзирая на разные политические пристрастия, вся как один человек ежедневно молится за Патриарха, чиновник Патриархии до сих пор размышляет: есть ли у Патриарха сторонники. Может быть г-н Чапнин имеет в виду какого-то другого Патриарха?

Весьма примечательно и символично, что в выступлениях и отца Алексия Уминского, и Андрея Десницкого, и некоторых единомысленных с ними участников круглого стола, ни разу не прозвучало понятие «симфония властей». И это в то время, когда на открытии XIX Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» из уст как священноначалия, так и представителей государственной власти все время озвучивалась мысль, что симфония Церкви и государства - это наш идеал, что государственная и церковная власть уверенно делают шаги по воплощению в жизнь симфонии властей. Да есть проблемы, разногласия, непонимание в частностях, но есть добрая воля с обеих сторон и есть конкретные успехи. И вот на тебе. На круглом столе «Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня» в рамках Рождественских чтений создавался совсем иной настрой, - настрой на конфронтацию Церкви с государством. Складывалось впечатление, что иным нашим коллегам-журналистам ближе Церковь, враждующая с государственной властью. Им противна сама мысль, что Церковь может защищать интересы народа в тесном сотрудничестве с государством. Проглядывается желание навязать России католическую модель церковно-государственных отношений, в рамках которой государство рассматривается как изначально враждебное Церкви начало.

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. 47. Александр Турик

Дорогой Александр Степанович, ну сколько же можно эту тарабарщину выдавать за политический анализ. Ну какая 100-летняя революция, что Вы чепуху-то то несете? Проговариваетесь по Фрейду как раз вы: русская национальная контрреволюция путем народных волнений!!! Ну бред полный! Контререволюция в истории всегда делалась сверху. Сказать вам как она может произойти? Придет новый Сталин и зачистит всех каспаровых, немцовых, а заодно и туриков, поскольку не поверит, что Турик как раз контрреволюции хотел, а не революции. Ну а если не придет новый Сталин, а совершится революция под лозунгами контрреволюции, то зачистят нас, русских православных людей из так нелюбимой вами РПЦ МП.

1. 5. Владимиру Куковенко

Зачем Вы навязываете мне свои выводы? Болезни государства имеют нравственную духовную основу. Криминализация и коррупция – из этого ряда болезней государства. Вымирание русского народа – это не болезнь государства, а следствие болезни. Не будете же Вы тяжелобольного родственника выбрасывать на улицу со словами: «Пойди, полечись, я буду общаться с тобой только тогда, когда ты окончательно выздоровеешь. Пока ты болен, может ко мне даже не приходить»? Наверное, не будете. Я, по крайней мере, на это надеюсь. Но почему мы поступаем так с государством? Почему нам жалко человека, но не жалко государства? Вспомните начала XX века: даже русский православный святой Царь не устроил многих, в том числе и иерархов. А ведь как трудно обрести идеального правителя. Достойны ли мы его? Распознаем ли мы его? И нужен ли нам Рай на земле?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
О тайном замысле создателей сериала «Плевако»
20.12.2024
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Получить наследство, а не «кота в мешке»!
Госдума обязала нотариусов своевременно информировать наследников о неисполненных кредитных обязательствах наследодателя
13.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Последние комментарии
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Тимофеев Александр
21.12.2024 19:30