Вчера в Синодальном информационном отделе в рамках работы направления «Церковь и СМИ» XIX Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» состоялся круглый стол «Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня». В качестве основных докладчиков выступили настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рощин и библеист Андрей Десницкий. Вела круглый стол заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного института святого Иоанна Богослова Елена Жосул.
В основу дискуссии на круглом столе легли вопросы, поднятые протоиереем Алексием Уминским в статье «Немолчащая Церковь», опубликованной недавно на портале «Православие и мир». Отец Алексий в обстоятельном докладе изложил основные положения своей статьи.
По его мнению, «пришло такое время, когда Церковь как защитница интересов народа, как защитница семьи, как защитница детей и свидетельница перед обществом об Истине должна громко говорить в этом обществе не только на внутрицерковные проблемы и не только на проблемы, связанные с нашим социальным служением». Последний год, по словам отца Алексия, показал, насколько серьезно обострились в российском обществе всякие отношения.
«Мы увидели такое же обострение в братской нам Белоруссии в конце года. Мы видели, как власть реагирует на протестные проявления, как власть реагирует вообще на то, что происходит в стране. Мы видели очень много общественных протестов, которые, собственно говоря, ставят, прежде всего, вопросы защиты человеческого достоинства, которые происходят в последнее время в нашей стране. <...> Во всех этих событиях были видна странная позиция государства. Все эти процессы происходят, но реакция государства на них совершенно неадекватная, в моем представлении. Со стороны Церкви мы не видим тоже адекватных реакций на подобные события. Наша Социальная концепция сформулирована, но до конца она не озвучена. В этой Социальной концепции в главе "Церковь и государство" написано очень много резких вещей, вплоть до того, что Церковь вменяет себе в обязанность свидетельствовать перед государством о неправде государства, когда оно идет на нарушение норм морали, нравственности, отвращает людей от Бога. В этой концепции написано, что Церковь готова даже призывать народ к мирному гражданскому неповиновению. Очень жесткие слова сказаны в концепции, но она остается пока у нас чаще всего не озвученной, на бумаге», - сожалеет отец Алексий.
По его словам, «сейчас достаточно громко звучат со стороны людей, не являющимися членами Церкви, но являющимися нашим народом, слова о слишком тесной сцепке Церкви и государства, о слишком теплых объятиях». «Государство действительно сделало для Церкви достаточно много: возвратило имущество, стало внедрять Основы православной культуры в школах. Такое ощущение иногда высказывается в современных СМИ, что это некая плата Церкви за ее невмешательство, за ее молчание. Мне кажется, что сейчас настал очень активный период в жизни Церкви, когда она обязана вмешиваться, обязана возвышать свой голос, обязана требовать от государства конкретных решений по разным вопросам», - считает священник. «Сегодня педагогическая задача Церкви, - продолжил он, - состоит в том, чтобы очень ответственно и безбоязненно требовать от государства решения этих проблем, чтобы голос Церкви стал слышен людям». По его мнению, «миссия должна идти еще и сверху. Миссия должна идти еще и от священноначалия. И это не только позиция одного нашего Святейшего Патриарха, который постоянно выступает и говорит при полном незаметном участии всех других епархиальных архиереев в жизни нашей страны».
Отец Алексий считает, что «сейчас очень многие неверующие люди, далекие пока от Церкви, но которые могли бы к ней повернуться, от нее отворачиваются, разочаровываются, потому что думают, что Церковь не за народ, что Церковь слишком близка к власти. Потому что Церковь сегодня не говорит ничего такого, о чем думают и говорят все люди, о тех проблемах, которые нас тревожат. О тех же национальных проблемах отдельные священники высказываются, когда у них спрашивают. Но это не звучит для людей как голос Церкви, это слишком тихо, это слишком частно». По его мнению, «государству выгодна молчащая Церковь, которая только строит храмы, которая только открывает приходы, занимается тихой благотворительностью и низовой миссией. Это миленько, приятненько, потому что это никак не влияет ни на политику, ни на экономику, ни на что».
Недовольство священника вызвала реакция Патриарха Кирилла на президентские выборы в Белоруссии. Выборы, по его словам, «прошли с большим международным скандалом». «После этих выборов, которые совсем не были стерильными, возможно, жесточайшие репрессии последовали на оппозицию, там избили, исколотили, заключили под стражу. Сейчас этим людям грозит по 15 лет по местным законам. После этого идет поздравление от Святейшего Патриарха Лукашенко с победой на выборах. Это правильно, так должно быть. Наша Церковь в том числе и в Белоруссии, и Лукашенко - президент той страны, где существует наша Церковь. Это есть, но нет другого. Нет ни одной просьбы, ни одного печалования, ни одной позиции такой, чтобы этот человек, который добился победы, который во власти, снисходительно отнесся к своим противникам, пожалел и помиловал тех людей, которых он так жестко пресек, которых он так жестко остановил. Правы они, не правы они, Церковь в этом не разбирается. Церковь ходатайствует за тех, кто нуждается в ее помощи, за тех, кто не защищен сегодня, за тех, кто сегодня в таком положении, когда некому за них походатайствовать. Здесь есть одно часть политики Церкви и нет второй части, которая должна обязательно присутствовать, в моем представлении. Потому что когда Святейший Патриарх поздравляет кого-то от имени Церкви, то это значит, что он поздравляет кого-то и от моего имени, потому что я член Церкви, и от имени каждого из нас. И тогда я имею право оценить это обращение и понять, что в нем для меня важно, а что еще не случилось», - полагает отец Алексий.
Священник также осудил митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора за то, что он не посетил станицу Кущевскую после известных событий. «Епископу нет дела до того, что происходит в его епархии», - считает отец Алексий, говоря о владыке Исидоре. Священника также возмутило то, что СМИ сообщили о том, что Патриарх Кирилл наградил губернатора Краснодарского края Александра Ткачева орденом. «Это, - по его словам, - вызвало крайнюю реакцию у многих людей непонимания, почему это так».
«Мы понимаем, что 200 лет под Синодальным периодом, потом почти 100 лет под советской властью, лишили Церковь всякой возможности правильного диалога с государством, а потом пошла торговля. Я имею в виду, когда Церковь выторговывает у государства какие-то вещи. Когда Церковь понимала, что без государства она не вернет награбленное и отнятое, она должна была терпеливо ждать и добиваться уступок, идти на компромисс. Понятно, что время компромиссов должно существовать, но, кажется многим, что это время слишком затянулось. Хватит компромиссов, пора говорить. У футбольных фанатов есть своя четкая социальная позиция, они вполне грамотно сформулировать ее успели. А вот у православной общественности, мне кажется, на сегодня ее нет! Мы можем выйти только на крестный ход, пожалуйста, мы соберемся. Но это совсем другое. Нам пора высказывать свои позиции. В этом нет ничего политического, демонстративного, чего-то такого, что могло бы смутить наши души. Конечно, кто-то будет говорить, что "Церковь вне политики, она отделена от государства!" Можем дальше отделяться, только давайте отделяться тогда по-настоящему. Сцепляться в одном и отделяться в другом - так ведь тоже нельзя. У нас сейчас слишком крепкие рукопожатия, слишком теплые объятия, давайте отделимся от этих рукопожатий и от этих объятий, а потом начнем серьезный двусторонний разговор», - предложил священник.
В заключение своего выступления отец Алексий привел одну цитату одного, по его словам, «из самых честных людей России», А.И.Герцена: «Ну, а что сделала, в продолжение этого времени, всех скорбящая, сердобольная заступница наша, новообрядческая Церковь наша со своими иерархами? С невозмущаемым покоем ела она свою семгу, грузди, визигу; она выказала каменное равнодушие к народному делу, то возмутительное, преступное бездушие, с которым она два века смотрела из-под клобуков своих, перебирая четки, на злодейства помещиков, на насилия, на прелюбодеяния их, на их убийства... не найдя в пустой душе своей ни одного слова негодования, ни одного слова проклятья! Что у вас общего с народом? Да что у вас общего с людьми вообще? (...) Вы не на шутку ангельского чина, в вас нет ничего человеческого». «Эти слова написал честнейший человек России о Церкви, которая потом была взорвана революцией. Эти слова сегодня о Церкви очень многие готовы повторить», - выразил уверенность протоиерей Алексий Уминский.
Выступивший следом заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рощин попытался несколько ослабить «революционный дух» выступления отца Алексия и призвать к трезвости в суждениях. Однако третий докладчик, библеист Андрей Десницкий, вернул участников дискуссии к духу противопоставления Церкви и государства.
Конечно, тревога, выраженная в докладах протоиерея Алексия Уминского и А.Десницкого, понятна, однако пафос их выступлений, направленный, по сути, на сталкивание лбами Церкви и государства никак нельзя принять. Отец Алексий возмущен «диктаторским режимом» Лукашенко, как и вся прогрессивная, то бишь, либеральная западная общественность. Но при этом он как будто бы не видит, кто выступал против Александра Лукашенко. Ведь костяк «протестантов» - это антирусская, антиправославная общественность. Неужели нашему Священноначалию правильно встать на ее сторону, печаловаться о судьбе врагов России и Православия? Конечно, Церковь должна печаловаться о народе, тут с отцом Алексием нельзя не согласиться, Церковь должна защищать слабых, но Церковь не должна стать во главе революции. Церковь не должна возглавить толпу и повести ее против власти. В нашей истории был печальный опыт гапоновщины, который показал, как трудно уловима грань между защитой интересов слабых и возглавлением революции. Мы уверены, что отец Алексий не захочет стать вторым священником Георгием Гапоном. Мы должны помнить историю и не повторять ошибки прошлого.
Ничего кроме возмущения не могут вызвать слова библеиста Андрея Десницкого, который призывал православных стать циниками и заявил, что Церковь должна стать корпорацией. У Церкви оказывается, как считает Десницкий, есть некие «корпоративные интересы», которые надо не стесняться отстаивать. Но, мол, надо только объяснять обществу, что церковные корпоративные интересы - это не интересы Лукойла или Кремля и тогда общество (какое интересно, видимо западное) заключит Церковь в объятия. Эта идея Десницкого - православный Ватикан в действии, и ничего более. У Церкви не может быть иных интересов, кроме защиты интересов всего народа Божия. Корпоративизм - это гибельный путь для Церкви. К сожалению, г-н Десницкий, видимо, не видит тут проблем и опасности.
Любопытное заявление в ходе круглого стола сделал ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин. Для него, оказывается, как и год назад до сих пор стоит вопрос: кто же поддержит Патриарха Кирилла. Удивительные вещи. В то время, когда очевидна консолидация Церкви вокруг нынешнего Патриарха, когда Церковь, невзирая на разные политические пристрастия, вся как один человек ежедневно молится за Патриарха, чиновник Патриархии до сих пор размышляет: есть ли у Патриарха сторонники. Может быть г-н Чапнин имеет в виду какого-то другого Патриарха?
Весьма примечательно и символично, что в выступлениях и отца Алексия Уминского, и Андрея Десницкого, и некоторых единомысленных с ними участников круглого стола, ни разу не прозвучало понятие «симфония властей». И это в то время, когда на открытии XIX Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» из уст как священноначалия, так и представителей государственной власти все время озвучивалась мысль, что симфония Церкви и государства - это наш идеал, что государственная и церковная власть уверенно делают шаги по воплощению в жизнь симфонии властей. Да есть проблемы, разногласия, непонимание в частностях, но есть добрая воля с обеих сторон и есть конкретные успехи. И вот на тебе. На круглом столе «Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня» в рамках Рождественских чтений создавался совсем иной настрой, - настрой на конфронтацию Церкви с государством. Складывалось впечатление, что иным нашим коллегам-журналистам ближе Церковь, враждующая с государственной властью. Им противна сама мысль, что Церковь может защищать интересы народа в тесном сотрудничестве с государством. Проглядывается желание навязать России католическую модель церковно-государственных отношений, в рамках которой государство рассматривается как изначально враждебное Церкви начало.
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
2. 47. Александр Турик
1. 5. Владимиру Куковенко