Носитель византийского духа

Диакон Владимир Василик об актуальности творчества Константина Леонтьева в 180-ю годовщину со дня его рождения

0
239
Время на чтение 4 минуты
Константин Николаевич ЛеонтьевСегодня, 13/26 января, исполняет 180 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева. Он родился в 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. В 1849 г. окончил Калужскую гимназию, некоторое время учился в ярославском Демидовском лицее, а затем поступил на медицинский факультет Московского университета. Некоторое время К.Н.Леонтьев работал медиком, затем, в 1863 г., поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. В этот период жизни Леонтьев придерживался сугубо материалистических воззрений, которые сам позднее охарактеризовал как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки». Но в 1871 г. Леонтьев пережил духовный кризис, сопровождавшийся тяжелой болезнью и чудесным исцелением. Оправившись от болезни, Константин Николаевич всей душой обратился к Богу.

Леонтьев оставил службу и провёл около года в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, намереваясь принять постриг, но не получил благословения от старцев. В это время он написал работу «Византизм и славянство», в которой выступил с критикой славянофильства и панславизма, который считал политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России. Он противопоставлял идее славянского единства идею национальной самобытности русского этноса. В январе-апреле 1880 г. Леонтьев стал заместителем главного редактора газеты «Варшавский дневник», где смог проповедовать свои уже выкристаллизовавшиеся взгляды. В декабре он вернулся в Москву, где получил место члена Московского цензурного комитета. Леонтьев в это время активно печатался в изданиях консервативного и славянофильского направления, опубликовал сборник статей «Восток, Россия и славянство» (т. 1-2, 1885-86). Своего рода политическим завещанием стали поздние работы «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889) и «Славянофильство теории и славянофильство жизни» (1891). В 1887 г. Леонтьев вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни. 18 августа 1891 г. он принял тайный монашеский постриг. Вскоре, заболев пневмонией, переехал в Троице-Сергиеву Лавру, где и отошел ко Господу.

В юбилей самобытного русского мыслителя мы попросили известного петербургского ученого, знатока византизма, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика сказать несколько слов об актуальности творчества Константина Николаевича Леонтьева в наши дни.

Диакон Владимир Василик«Наследие Константина Николаевича Леонтьева сегодня более чем актуально и, в то же время, в значительной степени не востребовано. Эта невостребованность наследия Леонтьева связана с тем, что он труден для понимания, в него надо вчитываться, в него надо вдумываться. Временами он бывает достаточно резок, но за этой резкостью очень часто скрывается трепетность и благочестие. Многие вещи, которые Леонтьев говорил, для окружавшей его публики были весьма "невкусными", но на проверку они оказывались прозорливыми и подлинными.

В частности, он и Федор Михайлович Достоевский очень точно предсказали судьбы молодых славянских государств, которые образовались на развалинах Османской империи. К.Леонтьев точно предсказал, что рулить в них начнут либералы и масоны-русофобы, которые сделают максимум возможного для отторжения православных славянских народов от Церкви и России. В этом смысле заслуживает уважения его твердая, принципиальная каноническая позиция в болгарском вопросе и в вопросе верности и отстаивания единства Константинопольского Патриархата. Его монархизм подлинен и нелицемерен, он представляет собой византинизм в лучшем смысле этого слова, свободный от всякого этнизма и филетизма. Если, скажем, для Ф.И.Тютчева русский Царь – это прежде всеславянский Царь: («И своды древние Софии, / В возобновленной Византии, / Вновь осенят Христов алтарь. / Пади пред ним, о Царь России, - / И встань как всеславянский Царь!»), то для Леонтьева русский Царь есть, прежде всего, Царь всея России, и, соответственно, всех ее подданных, а не только славян, а, во-вторых, это, прежде всего, Царь православный и Царь для православных.

И Православие, по мысли Леонтьева, несомненно, доминирует над народностью. Характерно такое резкое высказывание: "Русское царство, населенное православными немцами, православными поляками, православными татарами и даже отчасти православными евреями, при численном преобладании православных русских, и русское царство, состоящее сверх коренных русских, из множества обруселых протестантов, обруселых католиков, обруселых татар и евреев. Первое созидание, второе – разрушение". И в этом Леонтьев глубоко прав.

Привлекает в Леонтьеве и отстаивание им русского благочестия с особым акцентом на страхе Божьем как на начале премудрости. К сожалению, многие наши современники, помня о любви Божией, часто забывают о Божьем правосудии и о воспитательном значении страха Божьего. Характерна для Константина Леонтьева любовь к монашеству и, прежде всего, к восточному монашеству афонскому. Александр Блок как-то назвал Владимира Соловьева "рыцарем-монахом", но думаю, что это определение гораздо больше подошло бы к Константину Леонтьеву. Он действительно был сторонником монашеских идеалов, в чем-то его видение государства совпадает с видением святителя Иоанна Златоуста, который рассматривал идеальное государство как благоустроенный монастырь и говорил, что если бы в обществе все было хорошо, то тогда и монастыри бы не понадобились. Лично я считаю, что К.Н.Леонтьева надо читать и перечитывать, не смущаться его эпатажем, не удивляться его резкими высказываниями, а стараться воспринимать главное – тот "дух суровый византийства", который очевидным образом присутствовал в его творчестве».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
«Петру Ильичу удалось выразить русский дух»
В Смольном соборе прозвучит Литургия на музыку Петра Ильича Чайковского в исполнении хора под руководством В.А.Чернушенко
29.11.2024
Ватикан – главный бенефициар уничтожения Православия на Украине
А исполнителем злодейского плана является Константинополь
28.11.2024
Великая вера и духовное мужество дончан
О поездке в Донбасс с гуманитарной миссией
26.11.2024
Великая Любовь к Богу и к людям
Митрофорному протоиерею Иоанну Миронову – 98 лет!
25.11.2024
Почему пресс-секретарь Главы государства позволяет себе подобное?
О странном заявлении Дмитрия Пескова по мигрантскому вопросу
23.11.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Последние комментарии
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.11.2024 14:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
29.11.2024 13:16
Культура подмены
Новый комментарий от Сергей из НН
29.11.2024 12:33
«Россия действует правильно»
Новый комментарий от Кожухевич
29.11.2024 11:35
«Надо менять концепцию экономики»
Новый комментарий от Сергей из НН
29.11.2024 10:20