25 января завершила работу выставка церковного монументального искусства «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий» в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств, сообщает пресс-служба Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Экспозиция представляет итоги пятнадцатилетней работы современных живописцев – преподавателей и выпускников факультета церковных художеств ПСТГУ.
Посетителям выставки посчастливилось увидеть своими глазами, как создается фреска. 21 января мастер-класс провел действительный член РАХ профессор ПСТГУ и МГАХИ им. Сурикова Е.Н.Максимов. Образцом для работы Евгений Николаевич выбрал необычную архаичную икону IX-X вв. из собрания Синайского монастыря святой Екатерины с изображением св. Меркурия на коне. Зрители могли наблюдать за работой, начиная от закладки последнего слоя известковой штукатурки; рисунка, выполненного гризайлью в несколько тонов и кончая отделкой деталей фрески. Работа над фреской требует большого напряжения и сосредоточенности, здесь почти невозможны исправления, только талант, мастерство и большой опыт дают такую свободу в исполнении, которую видели зрители на мастер-классе.
Зрителями мастер-класса стали не только студенты художественных вузов, но и состоявшиеся иконописцы из Оптиной пустыни, преподаватели ПСТГУ и МГАХИ им. Сурикова.
Что представляет собой современное церковное монументальное искусство обсудили на круглом столе 24 января. Профессор Е.Н.Максимов в своем вводном слове предложил рассмотреть вопрос, в последнее время не сходивший со страниц газет и сайтов: можно ли сегодня говорить о частичном (или полном) отказе от канонов церковной живописи и «новых веяниях» в этой области искусства? В выступлениях участников круглого стола были освещены различные аспекты проблемы канона и новаторства.
Все участники согласились, что никогда и никто не заставит церковную живопись отказаться от канона. Литургический канон дает бесконечную свободу. Несмотря на свою каноничность, церковное искусство всегда было современно. Главное – чтобы все изменения и нововведения имели свое объяснение, а для этого необходима историческая и богословская основа.
Художественное произведение – это связанная, осмысленная литургическая традиция. Этому и надо учить живописцев. И здесь невозможно переоценить значимость академической школы, основы для которой заложили МДА и ПСТГУ. Основным принципом в образовательном процессе является формула «от простого – к сложному». Постепенное нарастание трудности выполняемых работ позволяет студентам на каждой ступени более подробно освоить изучаемую область.
В ходе заседания было выдвинуто множество интересных и полезных идей, среди которых, например, создание на базе ПСТГУ архитектурного факультета, а также соединение в художественном образовании исторических, богословских и профессиональных дисциплин.